9.3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
Ежегодно в мире стремительно увеличивается число предприятий, которые успешно осуществляют сертификацию своих систем качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000. Этому способствуют внутренние причины, ускоряющие внедрение и сертификацию данных систем. К их числу можно отнести необходимость улучшения качества выполняемых работ, продукции и минимизацию издержек производства. Требования заказчика и необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции оказывают давление на этот процесс из вне. На западе к внешним причинам относят и распространенную практику оценки системы качества в процессе осуществления процедуры обязательной сертификации продукции.
В нашей стране сертификация системы качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 до последнего времени проводилась на добровольных началах. Отечественные организации, осуществляющие сертификацию систем качества, не признаны за рубежом. Поэтому российские предприятия, желающие иметь соответствующий уровень документа о сертификации своей системы качества, обращаются к зарубежным фирмам, работающим в этой области.
В этой связи Госстандарт России значительное внимание уделяет следующим проблемам:
упорядочению сертификации систем качества, проводимой в рамках работ по сертификации систем качества;
активизации деятельности по самой сертификации систем качества;
согласованию российских требований по сертификации систем качества с международными нормами и правилами.
Выполнение последнего требования создаст необходимые условия для признания отечественных сертификатов на системы качества за рубежом, обусловит возможность вхождения российских систем сертификации в международные союзы и соглашения, что в свою очередь ускорит процесс международной интеграции в этой области.
В состав Системы сертификации ГОСТ Р включен Регистр систем качества, обслуживающий как добровольную, так и обязательную сертификацию систем качества. ГОСТ Р имеет статус не только национальной системы сертификации, но и признана за рубежом.
Создаются условия направленные на ускорение работы предприятий по осуществлению добровольной сертификации систем качества . Например, лицензирование видов деятельности с повышенными требованиями безопасности осуществляется только при наличии системы качества. Одним из условий получения госзаказа на закупку, размещение продукции, получения инвестиций может стать добровольное проведение поставщиком, изготовителем сертификации своей системы качества.
Процесс проведения сертификации системы качества (по ГОСТ Р 40.003-96) состоит из трех этапов:
заочная (предварительная) оценка системы качества;
окончательная оценка и проверка системы качества;
осуществление инспекционного контроля за сертифицированной системой качества.
Концепция сертификации систем качества основывается на идее согласования требований отечественных систем с зарубежными системами сертификации. Это позволит исключить необходимость повторных сертификаций систем качества путем взаимного признания результатов сертификации.
Сертификация является составной частью всеобщего управления качеством, способствует решению проблемы безопасности, осуществляя глобальный контроль и развитие конкурентной среды, не допускающей реализацию на рынке небезопасных товаров и услуг.
Экономические оценки работы по сертификации. Сегодня государство контролирует не весь набор показателей качества продукции. В зоне его внимания находятся лишь показатели безопасности, т.е. именно те показатели, которые выпали из зоны непосредственных интересов продавца и в ряде случаев оказываются не на первом месте при выборе продукции потребителем.
Таким образом, государство, введя законодательным путем обязательную сертификацию, предприняло попытку выступить в качестве посредника в вопросах обеспечения безопасности и качества продукции и услуг.
В обеспечении качества продукции основные затраты изготовителя направляются на достижение товарных характеристик. Издержки на обеспечение безопасности продукции производитель стремится сократить до минимума. Потребитель в своем подавляющем большинстве тоже не желает оплачивать расходы, связанные, например, с последующей их утилизацией с целью охраны окружающей среды. Поэтому государство и ввело тарифы на услуги по обязательной сертификации. Такой подход позволил найти компромиссное решение, удовлетворяющее всех участников деятельности по обязательной сертификации.
На достижение этой цели в рекомендациях "Оплата работ по сертификации продукции и услуг" Р 50.3.001-96 нашли отражения положения следующих Законов, Постановлений Правительства и других нормативных документов :
Законов РФ "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг";
Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли";
"Правил по проведению сертификации в Российской Федерации" и "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
При оплате работ по сертификации руководствуются следующими принципами:
оплата всего перечня фактически произведенных работ по сертификации осуществляется за счет средств предприятий, организаций и физических лиц, подавших заявку на их проведение, не зависимо от принятого органом по сертификации решения (исключение составляет лишь финансирование работ, проводимое в соответствии с законодательством из средств государственного бюджета);
рентабельность работ по обязательной сертификации не должна превышать уровня 35%;
перечень работ по осуществлению инспекционного контроля за продукцией и услугами, подлежащими обязательной сертификации, производится в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими данный вид работ;
часть прибыли, остающаяся на счетах органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) от проведения работ по обязательной сертификации, должна направляться на совершенствование и развитие нормативно-технической и испытательной базы, идти на организацию и проведение процесса обучения персонала.
- Курс лекций по дисциплине «управление качеством»
- Тема 1. Социальные и экономические основы качества
- 1.1 Понятие качества
- 1.2. Экономические аспекты качества
- 1.3. Классификация затрат на качество
- 1. Метод калькуляции затрат на качество
- 2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
- 3. Метод определения потерь из-за низкого качества
- 1.4. Экономическая эффективность улучшения качества
- Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества
- Тема 3. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 3.1. Управление качеством в сша
- 3.2. Управление качеством в Японии
- Тема 4. Управление качеством в россии
- 4.2. Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях
- 4.3. Системный подход к управлению качеством
- Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции (по данным конца 80-х годов)
- 4.4. Опыт организации работы групп качества в России
- Тема 5. Всеобщее управление качеством
- 5.2. Освоение систем качества в соответствии с требованиями стандартов исо серии 9000
- 5.3. Внедрение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки компаний по критериям национальных премий по качеству
- Тема 6. Стандартизация в управлении качеством в россии
- 6.1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации
- 6.2. Государственное управление стандартизацией
- 6.3. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов
- 6.4. Стандартизация в странах снг
- Тема 7. Международная стандартизация в управлении качеством и международные стандарты исо серии 9000 на системы качества
- 7.1. Роль стандартизации в развитии международной торговли
- 7.2. Международные организации по стандартизации. Международные стандарты на системы качества (мс исо серии 9000)
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в россии и за рубежом
- 8.1. Организационно-правовые основы метрологии
- 8.2. Система обеспечения единства измерений
- 8.3. Международные метрологические организации
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в россии и за рубежом
- 8.2. Система обеспечения единства измерений
- 8.3. Международные метрологические организации
- Тема 9. Сертификация в управлении качеством
- 9.1. Сертификация продукции и ее цели
- 2. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации
- 9.3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
- 9.4. Маркировка товаров
- Содержание дисциплины управление качеством
- Тема 1. Социальные и экономические основы качества
- Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества
- Тема 3. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- Тема 4. Управление качеством в России
- Тема 5. Всеобщее управление качеством
- Тема 6. Стандартизация в управлении качеством в России
- Тема 7. Международная стандартизация в управлении качеством и международные стандарты исо серии 9000 на системы качества
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в России и за рубежом
- Тема 9. Сертификация в управлении качеством
- Список литературы