logo
Копия Upravlenie_kachestvom_-_khoroshie_lektsii

1.1 Понятие качества

Качество - это категория философская. Однако, наряду с философскими определениями понятия "качество", существует множество определений, появившихся в процессе человеческой практики, вызванных разнообразными явлениями и объектами окружающей действительности. Так, например, согласно китайской версии, качество тождественно понятию "высококлассный", "дорогой".

Необходимость стандартизации терминологии, уже в наши дни, повлекла появление унифицированной системы терминов для всех отраслей бизнеса и промышленности, стандартизировало следующее определение качества . Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

При этом исходным в определении качества является понятие "потребность ". Нас интересуют, прежде всего, экономические потребности (часть потребностей общества), для удовлетворения которых необходима экономическая деятельность. В свою очередь, отношения к собственности и общественно-экономический строй определяют в большей степени социальные формы проявления и удовлетворения экономических потребностей. Следует особо отметить, что рынок ориентирован на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, вызванного их потребностями

Решающую роль на рынке нередко играет субъективное восприятие качества: покупатель выбирает товар с учетом его новизны, моды, экономичности, надежности, эстетичности, воздействия рекламы и настоятельной потребности.

В понятие "качества" входят термины "характеристика", "свойство" и " объект ".

Характеристика - представляет собой взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженными в виде таблицы, формулы, графики и текста. Например, функция объема спроса (Q) от цены (Ц), по существу, является ценовой характеристикой конкретного товара. Следовательно, с увеличением спроса при той же цене можно констатировать улучшение качества и возрастание дохода.

Свойство - выражает такую сторону предмета, которая подчеркивает его различие или общность с другими предметами и проявляется в его отношении к ним. ""Свойство" как и "качество" представляет собой философскую категорию и обычно обобщает ряд характеристик объекта. Так, при изучении количественных показателей качества было стандартизировано 13 свойств пяти групп промышленной продукции

(таб. 1.1).

Показатели

качества

продукции

Продукция, расходуемая при использовании

Продукция, расходующая свой ресурс

сырье и природное топливо

материалы и продукты

расходуемые изделия

неремонтируемые изделия

ремонтируемые изделия

Классификационные

+

+

+

+

+

Функциональной пригодности

Надежности:

+

+

+

(+)

(+)

- безотказности

-

-

(+)

+

+

- долговечности

-

-

(+)

+

+

- ремонтопригодности

-

-

(+)

-

+

- сохраняемости

+

+

(+)

+

+

- энергомичности

-

-

(+)

(+)

- эстетичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Технологичности:

- в производстве

+

+

+

+

+

- при применении

(+)

(+)

+

(+)

+

Ресурсопотребления

-

-

-

(+)

(+)

Безопасности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Экологичности

(+)

(+)

(+)

(+)

(+)

Знак "+" означает применяемость

Знак "-" - неприменяемость

Знак "(+)" - ограниченную применяемость некоторых групп данного виды продукции

Источник: Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 1998, с. 19.

Объект - то, что может быть индивидуально рассмотрено и описано. Например, процесс, деятельность или продукция, отдельное лицо, организация, система, любая комбинация из них .

Термин "процесс " обозначает совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, преобразующих входящие элементы в выходящие (ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология).

Результатом процессов или деятельности является продукция . Она может быть представлена в виде материалов, оборудования, программного обеспечения, услуг (деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя) или любой комбинации из них.

В быту и рекламе широкое распространение получили такие определения качества, как "настоящее качество", "американское качество", "европейское качество", "повышение качества", а также связанные с понятием "лучше-хуже", "выше-ниже", "хорошо-плохо" и т.д.

Для определения высшей степени и количественных характеристик при проведении оценок используются термины "относительное качество", "уровень качества" и " мера качества ".

Относительное качество - когда объекты классифицируются в зависимости от их превосходства или ущербности, т.е. в сравнительном смысле.

Уровень качества - применяется при статистическом контроле (в количественной оценке) во время приемки. Мера качества - при проведении точных технических оценок.

Еще недавно практиковался способ простого совмещения индивидуальных показателей характеристик качества (комплексный, групповой, обобщенный, и интегральный показатели качества). Однако подобный набор характеристик не отражал полностью физическую сущность, весь набор потребительских свойств продукции.

Остались в прошлом и попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов, присвоение Знака качества (аттестация объектов по уровням качества).

Применяемость показателей качества продукции по ее видам представлено в таблице 1.1.

Для более полного представления о понятии качества рассмотрим следующие термины, которые позволят пояснить также определение общего руководства качеством.

" Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством )".* *В.В.Окрепилов. Управление качеством, 1998, с.20.

Цели, задачи и требования к качеству и реализации элементов системы качества реализуются в процессе планирования качеством. Основные направления и цели, официально сформулированные высшим руководством, формируют политику организации в области качества.

Обеспечение качества - комплекс видов деятельности (в том числе и планирование), осуществляемых в рамках системы качества, для обеспечения выполнения требований к качеству продукции.

Улучшение качества - комплекс мероприятий, направленных на более эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли и повышение потребительских свойств продукции, качества услуг.

Следует различать, что термин качество в дальнейшем будет применяться двояко - в отношении к системе управления (система качества) и к продукции (качество продукции).