logo
Копия Upravlenie_kachestvom_-_khoroshie_lektsii

6.2. Государственное управление стандартизацией

Для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации полномочные представители заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе ТК должны будут выполнять функцию основных разработчиков стандартов.

Формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Госстандарт России. Он представляет государство и в международных и региональных организациях по стандартизации, обеспечивает организацию работы по подготовке и переподготовке кадров, разрабатывает правила внедрения международных стандартов.

В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению , Госстандарт России образовал:

На законодательном уровне принят перечень нормативных документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а также общие требования, применяемые к ним. В набор основных нормативных документов входят следующие:

Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном порядке. Существует два варианта их применения:

Таким образом, узаконенный перечень нормативных документов по стандартизации может быть изменен только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые в этой области, не могут быть отнесены к нормативным.

Положение о юридическом статусе функционирующих нормативных документов по стандартизации играет наиважнейшую, принципиальную роль: изменение юридической силы действующих или введение новых документов оказывает прямое воздействие на деятельность предприятий, связано с большими материальными затратами, вносит изменения в права и обязанности и юридическую ответственность предприятий и государственных органов и потребителей.

Следует учитывать, что по международным соглашениям России и стран СНГ имеют юридическую силу межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для стран - членов содружества.

Право принятия государственных стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ) прерогатива двух центральных государственных органов управления:

Все без исключения государственные стандарты, в том числе и принятые Госстроем России, вступают в силу лишь после их регистрации в Госстандарте РФ.

Главным, основным среди различных нормативных документов, регламентирующих процесс стандартизации, является перечень государственных стандартов России.

При этом под нормативностью с юридической точки зрения понимается обязательность норм, правил, устанавливаемых соответствующими документами для субъектов права. Нормативные акты, государственные стандарты носят обязательный характер для всех как юридических, так и физических лиц.

В то же время не все требования государственных стандартов, - безусловно, обязательны. Так, в п.2 статьи 7 Закона перечисляются нормативные акты обязательные для соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Не вошедшие в данную статью требования государственных стандартов к продукции и услугам не являются таковыми. Они могут переходить в разряд нормативных лишь в следующих случаях:

В этой связи соответствие продукции услуг требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, предусмотренном отечественным законодательством.