6.2. Государственное управление стандартизацией
Для разработки государственных стандартов и проведения работ в области международной и региональной стандартизации полномочные представители заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности объединены в общественные организации - технические комитеты по стандартизации (ТК). В перспективе ТК должны будут выполнять функцию основных разработчиков стандартов.
Формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, обеспечивает контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов Госстандарт России. Он представляет государство и в международных и региональных организациях по стандартизации, обеспечивает организацию работы по подготовке и переподготовке кадров, разрабатывает правила внедрения международных стандартов.
В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации определены формы и методы взаимодействия Госстандарта России с органами власти субъектов Федерации. Для осуществления своих полномочий федеральные органы могут создавать свои территориальные органы, руководствующиеся единым положением, и назначать соответствующих должностных лиц. Согласно данному положению , Госстандарт России образовал:
на территории всех субъектов Федерации и крупных промышленных центрах - Центры стандартизации, метрологии и сертификации;
в Москве - Ростест;
в Санкт-Петербурге - Тест.
На законодательном уровне принят перечень нормативных документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, а также общие требования, применяемые к ним. В набор основных нормативных документов входят следующие:
государственные стандарты России - ГОСТ Р;
общероссийские классификаторы технико-экономической информации - ОКТЭИ;
стандарты отраслей;
стандарты предприятий;
стандарты научно-технических обществ, инженерных обществ и других общественных объединений - СТО.
Применяемые международные (региональные международные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации также относятся к нормативным документам, если их применение регламентировано в установленном порядке. Существует два варианта их применения:
в форме соответствующего отечественного нормативного документа по стандартизации без каких либо дополнений;
в форме соответствующего отечественного нормативного документа с внесением дополнительных требований, отражающих особенности потребности Российской Федерации.
Таким образом, узаконенный перечень нормативных документов по стандартизации может быть изменен только с принятием нового закона. Все иные документы, принимаемые в этой области, не могут быть отнесены к нормативным.
Положение о юридическом статусе функционирующих нормативных документов по стандартизации играет наиважнейшую, принципиальную роль: изменение юридической силы действующих или введение новых документов оказывает прямое воздействие на деятельность предприятий, связано с большими материальными затратами, вносит изменения в права и обязанности и юридическую ответственность предприятий и государственных органов и потребителей.
Следует учитывать, что по международным соглашениям России и стран СНГ имеют юридическую силу межгосударственные стандарты (ГОСТ), обязательные для стран - членов содружества.
Право принятия государственных стандартов (ГОСТ Р) и общероссийских классификаторов технико-экономической информации (ОКТЭИ) прерогатива двух центральных государственных органов управления:
Госстандарта России;
Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстроя России).
Все без исключения государственные стандарты, в том числе и принятые Госстроем России, вступают в силу лишь после их регистрации в Госстандарте РФ.
Главным, основным среди различных нормативных документов, регламентирующих процесс стандартизации, является перечень государственных стандартов России.
При этом под нормативностью с юридической точки зрения понимается обязательность норм, правил, устанавливаемых соответствующими документами для субъектов права. Нормативные акты, государственные стандарты носят обязательный характер для всех как юридических, так и физических лиц.
В то же время не все требования государственных стандартов, - безусловно, обязательны. Так, в п.2 статьи 7 Закона перечисляются нормативные акты обязательные для соблюдения всеми государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Не вошедшие в данную статью требования государственных стандартов к продукции и услугам не являются таковыми. Они могут переходить в разряд нормативных лишь в следующих случаях:
при включении в техническую документацию изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг требования в виде ссылки на соответствующие нормы стандарта;
при упоминании в договоре (контракте) при разработке, изготовлении и реализации продукции или услуг между субъектами хозяйственной деятельности ссылки на эти требования.
В этой связи соответствие продукции услуг требованиям государственных стандартов субъекты хозяйственной деятельности подтверждают в порядке, предусмотренном отечественным законодательством.
- Курс лекций по дисциплине «управление качеством»
- Тема 1. Социальные и экономические основы качества
- 1.1 Понятие качества
- 1.2. Экономические аспекты качества
- 1.3. Классификация затрат на качество
- 1. Метод калькуляции затрат на качество
- 2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами
- 3. Метод определения потерь из-за низкого качества
- 1.4. Экономическая эффективность улучшения качества
- Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества
- Тема 3. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- 3.1. Управление качеством в сша
- 3.2. Управление качеством в Японии
- Тема 4. Управление качеством в россии
- 4.2. Контроль качества и методы оценки качества продукции на отечественных предприятиях
- 4.3. Системный подход к управлению качеством
- Классификация факторов, оказывающих влияние на качество продукции (по данным конца 80-х годов)
- 4.4. Опыт организации работы групп качества в России
- Тема 5. Всеобщее управление качеством
- 5.2. Освоение систем качества в соответствии с требованиями стандартов исо серии 9000
- 5.3. Внедрение принципов всеобщего управления качеством и методов самооценки компаний по критериям национальных премий по качеству
- Тема 6. Стандартизация в управлении качеством в россии
- 6.1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации
- 6.2. Государственное управление стандартизацией
- 6.3. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов
- 6.4. Стандартизация в странах снг
- Тема 7. Международная стандартизация в управлении качеством и международные стандарты исо серии 9000 на системы качества
- 7.1. Роль стандартизации в развитии международной торговли
- 7.2. Международные организации по стандартизации. Международные стандарты на системы качества (мс исо серии 9000)
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в россии и за рубежом
- 8.1. Организационно-правовые основы метрологии
- 8.2. Система обеспечения единства измерений
- 8.3. Международные метрологические организации
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в россии и за рубежом
- 8.2. Система обеспечения единства измерений
- 8.3. Международные метрологические организации
- Тема 9. Сертификация в управлении качеством
- 9.1. Сертификация продукции и ее цели
- 2. Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации
- 9.3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации
- 9.4. Маркировка товаров
- Содержание дисциплины управление качеством
- Тема 1. Социальные и экономические основы качества
- Тема 2. Эволюция методов обеспечения качества
- Тема 3. Опыт управления качеством в зарубежных странах
- Тема 4. Управление качеством в России
- Тема 5. Всеобщее управление качеством
- Тема 6. Стандартизация в управлении качеством в России
- Тема 7. Международная стандартизация в управлении качеством и международные стандарты исо серии 9000 на системы качества
- Тема 8. Метрология в управлении качеством в России и за рубежом
- Тема 9. Сертификация в управлении качеством
- Список литературы