Тема 5. Психологические особенности публичного выступления
Публичная речь — особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения; речь, адресованная определенной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)
Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.
В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.
Психологи отмечают также стилистическую полифонию ораторской речи. В ней, как правило, используются языковые средства разных стилей литературного языка, но в зависимости от вида публичного выступления (например, лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).
Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:
повествования,
описания,
рассуждения.
Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др.
Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.
Информационная речь.
Убеждающая речь.
Речь, призывающая к действию.
Рекламная речь.
Презентационная речь.
Этикетные речи.
Вступительное слово.
Поздравительная речь.
Ответное слово.
Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.
Выбор темы и определение целевой установки.
Подбор материала, его изучение и анализ.
Разработка плана выступления.
Работа над композицией.
Написание текста выступления.
Овладение материалом выступления.
Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.
Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?
степень однородности/неоднородности аудитории.
количественный состав слушателей.
чувство общности,
мотив действия слушателей. (мотивы интеллектуально-познавательного плана, мотивы морального плана , мотивы эмоционально-эстетического плана)
Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение.
Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь
Стратегия приспособления материала для представления в аудитории включает в себя следующие аспекты:
достижение взаимопонимания;
привлечение и поддержание интереса аудитории;
приспособление к уровню понимания аудитории;
укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или предмету его речи.
Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.
своевременной (может быть использована сразу в практической деятельности),
близкой (касаться личного пространства человека, его «территории»),
серьезной (затрагивать физические, экономические и психологические последствия для слушателей) и
живой (содержать яркие примеры, иллюстрации, истории, случаи, затрагивающие чувства слушателей).
К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудитории относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.
Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.
Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности. Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в напряжении.
Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении также используются:
прием сопереживания (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними);
прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах);
апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т. п.);
апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы);
ссылка на авторитеты или известные источники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства и др.);
апелляция к интересам аудитории (оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т. п.);
апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о субъективном восприятии тех или иных событий).
Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней.
Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.
Понятие «риторика» охватывает следующие области знания: теория речи, искусство речи и ораторское искусство.
Сократ говорил всегда, если к нему приводили человека для определения уровня образованности: «Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!». По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам.
Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского («филиппики»). Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: «Если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя». Первая речь Демосфена была встречена градом насмешек: картавость, слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. И он стал упорно работать над собой. Он брал в рот камешки и читал стихи, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. И довел свою речь до совершенства.
- Тема 5. Психологические особенности публичного выступления
- Подготовка к выступлению
- Начало выступления
- Как завоевать и удержать внимание аудитории
- Как завершить выступление
- Культура речи делового человека
- Тема 5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- Проксемические особенности невербального общения
- Визуальный контакт
- Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- Тема 6. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.
- Из истории происхождения спора
- Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Классификация видов спора.
- Культура спора
- Психологические приемы убеждения в споре
- Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы.
- Причины и последствия конфликтов
- Стрессы и стрессовые ситуации
- Тема 7. Деловая этика и общие этические принципы делового общения.
- Тема 8. Имидж делового человека.
- Что такое имидж?
- Модели поведения
- Телесный имидж
- Внешний вид
- Тактика общения