Как завоевать и удержать внимание аудитории
Существует проблема образа оратора. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, если оно неудачно, то привлечь внимание слушателей невозможно. Много пишут и говорят о личности оратора, о том, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.
Важно помнить о видах внимания аудитории.
В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании.
Непроизвольное внимание возникает когда:
человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.
Непроизвольное внимание не утомляет, т.к. оно возникает «само» и не требует нервных затрат. Однако оно неустойчиво, легко переключается на другой объект.
Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.
Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это – проявление послепроизвольного внимания. Оно не утомляет и может длиться весьма долго (ораторов древности слушали по 5-6 часов).
Очень важно обращение к слушателям. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение должно, по возможности, учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.
«уважаемые присутствующие» - бесцветно (слушатели – всего лишь присутствующие). Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
Очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки ее, ни переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному ее составу. К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться с любой аудиторией.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его. Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.
Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор влечено описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие от сердца, усиливают эффект речи, делают ее более выразительной.
Нельзя держать руки в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Жест в выступлении несет около 40% информации. Попробуйте во время выступления держать руки «по швам», забыв о жесте, и вы сразу почувствуете деревянность голоса, скованность мыслей. Однако жесты не должны быть небрежными и вызывающими, они должны быть свободными и естественными. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение.
Очень важны убежденность и эмоциональность оратора.
Необходим умеренный темп речи, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать.
В речи необходимы паузы. Во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос.
Опытные ораторы иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает внимание), а затем вместе с ней приходит к конструктивным выводам.
Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Эмоциональную напряженность поможет снять юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта. Д.Писарев: «Когда смех, игривость, юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью – тогда начинается умственное распутство».
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием.
- Тема 5. Психологические особенности публичного выступления
- Подготовка к выступлению
- Начало выступления
- Как завоевать и удержать внимание аудитории
- Как завершить выступление
- Культура речи делового человека
- Тема 5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- Проксемические особенности невербального общения
- Визуальный контакт
- Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- Тема 6. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.
- Из истории происхождения спора
- Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Классификация видов спора.
- Культура спора
- Психологические приемы убеждения в споре
- Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы.
- Причины и последствия конфликтов
- Стрессы и стрессовые ситуации
- Тема 7. Деловая этика и общие этические принципы делового общения.
- Тема 8. Имидж делового человека.
- Что такое имидж?
- Модели поведения
- Телесный имидж
- Внешний вид
- Тактика общения