Культура речи делового человека
Дело не только во впечатлении, которое производит речь. Слова – оболочка мыслей. Если слова выбраны неудачно, самые ценные мысли достанутся только их владельцу.
Культура устной речи заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению.
Подбирая слова для выражения мыслей, мы руководствуемся следующими соображениями:
- подходит ли слово по смыслу,
- правильно ли мы его употребляем,
- уместно ли оно в данной ситуации,
- выразительно ли оно.
«Говорить правильно» и «говорить хорошо» - вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объему.
Культура речи предполагает:
- знание норм литературного языка,
- соблюдение основных требований к языку выступления,
- выразительность речи
Слово – это не только средство общения и искусство управлять людьми. Это еще и отражение внутренней культуры, духовного богатства человека, его самохарактеристика.
Стоит выступающему исказить слово, изменить ударение, применить тот или иной термин не по назначению, и аудитория моментально реагирует. Слушатель отвлекается на второстепенные детали, перестает слушать, что говорит выступающий, а начинает следить за тем, как тот говорит, подмечая все недостатки в речи, подсчитывая, сколько раз тот произнес слова-паразиты, и т.д. При этом эмоциональное состояние, возникающее под влиянием слова, переносится и на самого выступающего.
В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2-3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего, особенно опасны неправильные ударения. Неприятное впечатление на слушателей производят канцеляризмы типа: «охватить мероприятием», «имеет место», «данный человек».
Для восприятия звучания и смысла слова требуется не более 1 секунды. Если слова неизвестные, то количество необходимого времени увеличивается. Слушая докладчика, нам иногда приходится выполнять тройную работу: воспринимать мысли оратора; «переводить их на русский язык», если выступающий говорит вяло, невнятно, не выговаривая какие-то звуки; вникать в смысл речи. Такое выступление очень утомительно: ослабляется внимание, мы перестаем слушать и с нетерпением ожидаем его окончания.
Каких ошибок следует избегать прежде всего?
- неправильного выбора слов;
- ошибки в произнесении слов;
- грамматических ошибок в словах;
- неправильного построения предложений.
Заглядывать почаще в словарь.
Подбирая слова для выступления, нужно все время иметь в виду основную цель своей речи: передать информацию аудитории или воздействовать на не. В ораторской речи воплощается 3 функции языка: общение, сообщение, воздействие.
Функциональные стили языка:
Разговорный (функция общения),
Научный и официально-деловой (функция сообщения),
Публицистический и литературно-художественный (функция воздействия)
Эти стили не существуют изолированно. Но каждый из них имеет свои особенности.
Индивидуальный стиль оратора зависит не только от того, как он использует возможности языка. Неповторимость стиля определяется особенностями темперамента, характера, типом мышления. Стиль проявляется в манере изложения и поведения оратора.
При всех индивидуальных особенностях оратор должен гибко менять свой стиль в зависимости от ситуации.
Выбор уместного стиля речи можно сравнить с выбором костюма для какого-нибудь мероприятия. То, что выглядит естественно в одном случае, будет нелепым в другом.
В деловом общении при проведении бесед, встреч, переговоров, в выступлениях на собрании уместнее всего специфический разговорный стиль, использование специальных терминов. Для деловой устной речи характерны короткие, ёмкие фразы, прямые и риторические вопросы к слушателям, непосредственное обращение к ним, нейтральная лексика. Деловой стиль характеризуют сжатость, строгий отбор слов при выражении мыслей.
Стремясь сделать речь разговорной, нужно следить за тем, чтобы не опуститься до бытового уровня.
Выразительность речи придает использование следующих художественных средств языка.
Синонимы – слова, обозначающие одно и то же понятие, но относящиеся к различным стилям речи и поэтому обладающие различной эмоциональной и экспрессивной окраской. Недостоверная информация – Искажение фактов – Ложь – Вранье – Брехня.
Украшают речь, доставляют эстетическое удовольствие, пробуждают чувства тропы. Троп – слово в переносном значении. В основе тропов – сравнение, образ.
Сравнение (Лектор без плана подобен слепому, который ведет другого слепого);
Эпитет – образное определение, передающее отношение говорящего к предмету. («Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час» А.Солженицын);
Метафора. («Душа настоящего человека есть самый сложный, и самый нежный, и самый певучий музыкальный инструмент» из речи А. Блока)
Метонимия – слово или словосочетание, которое заменяет название предмета на основании связи между ними («Всё решает кошелек», «Вино лилось рекой», «Ждать целую вечность»)
Гипербола (преувеличение): «Я почувствовал себя самым счастливым человеком в мире!»
Литота (преуменьшение): «Это можно сделать за одну секунду».
Ирония – слово или выражение, употребляемое в обратном буквальному смысле, для высмеивания какого-то явления: «Конечно, стоит нам дать рекламное объявление, от клиентов отбоя не будет».
Олицетворение - перенесение свойств человека на неодушевленный предмет или отвлеченные понятия: «Было бы неблагодарностью не назвать лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа» Л.Леонов).
Особые построения фраз – фигуры.
- Риторический вопрос не предполагает прямого ответа, выражая утверждение в вопросительной форме, он привлекает внимание слушателей к проблеме.
- Инверсия – расположение слов в особом порядке, нарушающим обычный, прямой порядок слов: «Легко верить в Бога, а в человека поверить попробовали бы».
- Градация – расположение слов в порядке, при котором их значение постепенно усиливается (реже – ослабляется), благодаря чему создается нарастание (реже – ослабление) производимого ими впечатления: «Настолько все это просто для художника, насколько же непонятно для обывателя, а что для обывателя непонятно, то для него недопустимо, то для него и ненавистно» (из речи А. Блока).
- Повтор – многократное повторение одного и того же слова или оборота для того, чтобы выделить самое существенное понятие во фразе. Разновидность повтора – анАфора (повторение начальных слов) и эпИфора (повторение заключительных слов). «Мы бежим непрерывно, погруженные в суету. Мы все время живем на поверхности жизни, мы все время отдаемся мелочам…» - анафора. И др. виды повтора: дословный, расширенный, разъясняющий.
Однако очень важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает.
- Цитирование. Они уместны в основном в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют.
- Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателей.
Например, американский политик Р.Никсон имел большой успех, когда в одной из речей объявил: «Хрущев крикнул американцам: «Ваши внуки будут коммунистами!» Мы на это отвечаем: «Напротив, мистер Хрущев, мы надеемся: ваши внуки будут жить свободно!»
- Предуведомление. Вы создаете у слушателей повышенное ожидание. «Я хочу вам подробно объяснить», «Я хочу это четко показать на примере».
- Намёк. Это эффектный прием.
Все перечисленные средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство встроено в другое. Но из не рекомендуется применять все сразу, т.к. из действие притупляется.
Многие ораторы любят использовать пословицы, поговорки, крылатые выражения. Действительно, они не только украшают нашу речь, но, главное, точно, кратко, выразительно способны передать самый сложный смысл.
- Тема 5. Психологические особенности публичного выступления
- Подготовка к выступлению
- Начало выступления
- Как завоевать и удержать внимание аудитории
- Как завершить выступление
- Культура речи делового человека
- Тема 5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- Проксемические особенности невербального общения
- Визуальный контакт
- Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- Тема 6. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.
- Из истории происхождения спора
- Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Классификация видов спора.
- Культура спора
- Психологические приемы убеждения в споре
- Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы.
- Причины и последствия конфликтов
- Стрессы и стрессовые ситуации
- Тема 7. Деловая этика и общие этические принципы делового общения.
- Тема 8. Имидж делового человека.
- Что такое имидж?
- Модели поведения
- Телесный имидж
- Внешний вид
- Тактика общения