Проксемические особенности невербального общения
Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. «Проксемика» - анг. «близость».
Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения.
Зоны личной пространственной территории:
Интимная зона – от 15 до 45 см;
Личная зона – от 46 до 120 см;
Социальная зона – от 120 до 360 см;
Общественная или публичная зона – более 360 см.
Интимная зона самая главная. Эту зону человек охраняет так, как будто это его собственность.
Личная зона – расстояние на офиц.приемах и дружеских вечеринках.
Социальная зона – расстояние, на котором мы держимся от людей, которых не очень хорошо знаем.
Публичная зона – расстояние, которое соблюдается, когда мы адресуемся к большой группе людей.
Проксемическое поведение включает не только дистанцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья – рядом, участники деловой беседы – через угол стола, конкуренты – через стол.
По европейским правилам этикета, в ресторане или кафе даме или уважаемому человеку предлагают место спиной к стене; это дает наибольший психологический комфорт.
Взаимоотношения людей развертываются не только в пространстве, но и во времени. Как человек распоряжается чужим и своим временем, является важным социальным знаком. Уважение к другому человеку проявляется в повышенной точности, пунктуальности. Заставить другого ждать – значит вольно или невольно заявить о своем праве распоряжаться ситуацией.
Размещение участников переговоров в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом:
Угловое расположение - дружеская непринужденная беседа; контакт глаз, простор для жестикуляции, возможность наблюдать за жестами собеседника.
Позиция делового взаимодействия (рядом). Когда 2 человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой. Одна из самых удачных позиций для обсуждения и выработки общих решений.
Конкурирующе-оборонительная позиция (напротив друг друга). Стол между ними – своеобразный барьер. Такое расположение свидетельствует также об от ношениях субординации. Такая позиция затрудняет понимание точки зрения собеседников и не создает непринужденной атмосферы.
Независимая позиция. Чаще всего такое положение занимают посетители библиотек, отдыхающие на скамейке в парке или посетители ресторанов и кафе. Отсутствие заинтересованности.
На создание психологического климата существенное влияние оказывает не только расположение собеседников за столом, но и форма самих столов. Квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, равными по положению. Они хороши для проведения короткой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения субординации. Здесь отношения сотрудничества устанавливаются скорее с тем человеком, который сидит за столом рядом с вами, причем человек, который сидит справа от вас, будет более внимателен к вам, чем тот, который сидит слева. Максимальное сопротивление будет оказывать тот человек, который сидит напротив вас. За прямоугольным столом на встрече людей одинакового социального статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности и за ним лучше всего проводить беседы людям одинакового социального статуса.
- Тема 5. Психологические особенности публичного выступления
- Подготовка к выступлению
- Начало выступления
- Как завоевать и удержать внимание аудитории
- Как завершить выступление
- Культура речи делового человека
- Тема 5. Невербальные особенности в процессе делового общения
- Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика)
- Проксемические особенности невербального общения
- Визуальный контакт
- Психологические и паралингвистические особенности невербального общения
- Тема 6. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.
- Из истории происхождения спора
- Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Классификация видов спора.
- Культура спора
- Психологические приемы убеждения в споре
- Тема 7. Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы.
- Причины и последствия конфликтов
- Стрессы и стрессовые ситуации
- Тема 7. Деловая этика и общие этические принципы делового общения.
- Тема 8. Имидж делового человека.
- Что такое имидж?
- Модели поведения
- Телесный имидж
- Внешний вид
- Тактика общения