logo
Психология ДО часть 2

Тема 5. Психологические особенности публичного выступления

Публичная речь особая форма речевой деятельности в усло­виях непосредственного общения; речь, адресованная определенной ауди­тории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т. д.)

Если рассматривать публичное выступление с социально-психоло­гической точки зрения, то это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, т.е. диалог. Взаимодействие между говорящим и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.

В ней реализуется устная форма литературного языка. Устная речь в отличии от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Психологи отмечают также стилистическую полифонию ораторской речи. В ней, как правило, используются языковые средства разных стилей литературного языка, но в зависимости от вида публичного выступления (например, лекция, научное сообщение, отчетный доклад, митинговая речь) могут преобладать слова и синтаксические конструкции, характерные для того или иного стиля (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный).

Ораторская речь представляет собой сложное соединение разных функционально-смысловых типов речи:

повествования,

описания,

рассуждения.

Поскольку публичная речь — это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, но и такие средства коммуникации, как интонация, громкость голоса, тембр, особенности произношения звуков, темп речи, а также жесты, движения, мимика и др.

Деловой человек должен знать особенности разных видов ораторских речей, с которыми ему приходится иметь дело в различных ситуациях профессионального общения, учитывать эти особенности в процессе подготовки и во время встречи со слушателями.

  1. Информационная речь.

  2. Убеждающая речь.

  3. Речь, призывающая к действию.

  4. Рекламная речь.

  5. Презентационная речь.

  6. Этикетные речи.

  7. Вступительное слово.

  8. Поздравительная речь.

  9. Ответное слово.

Основные этапы подготовки к конкретному выступлению.

Публичная речь произносится в определенной аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать, перед кем ему предстоит выступать, учитывать состояние и настроение своих слушателей. Это позволит ему лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха в общении.

Какие же характеристики аудитории представляют интерес для оратора?

Следует также иметь в виду, что люди, собравшиеся до начала выступления, еще не образуют аудиторию. Аудитория возникает только тогда, когда появляется единый, значимый для всех присутствующих центр внимания — оратор и его сообщение.

Причем очень важно, чтобы материал сообщения был адаптирован к конкретной аудитории, для которой предназначена речь

Стратегия приспособления материала для представления в аудитории включает в себя следующие аспекты:

Очень важно, чтобы излагаемая информация была персонифицирована, т. е. приспособлена к специфическим представлениям аудитории. Интерес аудитории во многом определяется тем, какое отношение имеет данная информация лично к слушателям. Поэтому, чтобы поддерживать интерес аудитории, информация должна отвечать ряду требований.

К специальным ораторским приемам привлечения внимания аудито­рии относят вопросно-ответный ход. Оратор вслух размышляет над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки и поднятия настроения.

Интересным ораторским приемом является так называемая тайна занимательности. Его суть заключается в том, что оратор, затронув актуальную проблему, неожиданно прерывает начатую мысль, а затем, поговорив о другом, возвращается к ней. Это интригует слушателей, держит их в на­пряжении.

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении также используются:

прием сопереживания (оратор выражает свое сочувствие слушателям по поводу каких-либо событий, переживает вместе с ними);

прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах);

апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждае­мому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т. п.);

апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы);

ссылка на авторитеты или известные источ­ники (оратор, чтобы подкрепить свою позицию, сделать ее более убеди­тельной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, по­литических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей ли­тературы и искусства и др.);

апелляция к интересам аудитории (оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей, говорит о практической направ­ленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т. п.);

апелляция к личности оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о субъективном воспри­ятии тех или иных событий).

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обраще­ние к ней.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т. е. повышение или понижение тона голоса, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано. Все перечисленные приемы позволяют выступающему владеть аудиторией и добиваться положительного результата.

Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательными условиями любого делового общения. Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта как на индивидуальном, так и на массовом уровне и уметь обращаться со словом.

Понятие «риторика» охватывает следующие области знания: теория речи, искусство речи и ораторское искусство.

Сократ говорил всегда, если к нему приводили человека для определения уровня образованности: «Ну, скажи что-нибудь, незнакомец!». По темпу речи, модуляции, интонациям, лексическому запасу, грамотности Сократ определял профессию человека, среду проживания, уровень образованности и поклонения богам.

Демосфен произносил гневные речи против Филиппа Македонского («филиппики»). Когда впоследствии Филипп прочитал эти речи, он под сильным впечатлением воскликнул: «Если бы я услышал эту речь вместе со всеми, то голосовал бы против самого себя». Первая речь Демосфена была встречена градом насмешек: картавость, слабый от природы голос не импонировали темпераментным афинянам. И он стал упорно работать над собой. Он брал в рот камешки и читал стихи, голос укреплял бегом, разговаривал на крутых подъемах. И довел свою речь до совершенства.