Социально-культурная сфера как объект управления. Отрасль культуры в составе социально-культурной сферы. Сущность, структура и особенности управления.
СКС относится к непроизводственной сфере – это отрасли, не связанные с производством материальных продуктов. Здесь не всегда создаются духовные ценности (спорт, здравоохранение, коммунальные услуги). В СКС как в непроизводственной сфере есть коммерческие и некоммерческие секторы.В 70ые годы из непроизводственной сферы выделили социальную сферу, До 80ых годов в непроизводственную сферу входили: здравоохранение, образование, наука, спорт, культура, ЖКХ, бытовое обслуживание, гос.управление и финансы. В 80ые годы исключили науку, гос.управление и финансы, но включили туризм, СМИ и природоохранную деятельность. Т.о. СКС на сегодняшний день: образование, культура, искусство, здравоохранение, соц.обеспечение, ф-ка, спорт, туризм, СМИ, общественные объединения.
В широком смысле СКС направлена на удовлетворение социальных и духовных потребностей.
Особенности СКС:
-
результат функционирования – нематериальный продукт;
-
рабочая сила в процессе производства играет большую роль, чем в материальной сфере. На нее не может оказать влияние даже научно-технический прогресс;
-
в процессе производства оказывает непосредственное воздействие на потребителей (обработка людей людьми), н-р: культура, здравоохранение;
-
выполняет неэкономические функции;
-
обладает большой общественной значимостью;
-
удовлетворяет культурные и информационные потребности.
Подотрасли культуры и искусства в СКС:
-
Массовое культурное обслуживание: учебные заведения, библиотеки, клубы, музеи, кино, видеопрокат, парки, зоопарки, СМИ, детские учреждения.
-
Искусство: учебные заведения, концертные залы, художественные коллекции, цирк, театр, галереи, выставочные залы, киностудии, народные промыслы и ремёсла.
-
Индустрия культуры: типографии, кино-, видеопроизводство, производство средств культурного обслуживания. Цель отрасли культуры – создание продукта, способного удовлетворить культурные потребности человека. В культуре ограничены действия законов товарного обмена и их влияние на ценообразование. Культурные потребности удовлетворяются особым способом, направлены на всестороннее воспитание: интеллектуальное, эстетическое, нравственное. Используются особые средства: добровольно, с учетом интересов личности, в свободное время, не носит систематический характер. Продукт культуры предназначен для удовлетворения потребностей других, но может удовлетворять культурные потребности самого субъекта (и для себя, и для других). Деятельность осуществляется на профессиональной, полупрофессиональной и непрофессиональной основе.
Структура сферы культуры:
-
Культурное наследие (памятники, музеи, обслуживающие кадры)
-
Публикации и литература (книги и т.д.)
-
Музыка (концерты, оперы, записи)
-
Исполнительское искусство (драматическое, цирковое)
-
Изобразительное искусство
-
Кинематограф и фотодело
-
Радио и телевидение
-
Деятельность социо-культурной области: церемонии, мероприятия
-
Спорт, игры
-
Природа и окружающая среда
Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент – управление, категория людей, осуществляющих управление, знания, помогающие осуществлять управление, наука.
- Социально-культурная сфера как объект управления. Отрасль культуры в составе социально-культурной сферы. Сущность, структура и особенности управления.
- Государственное регулирование и негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж, волонтерство, фандрейзинг.
- Специфика менеджмента в шоу-бизнесе. Промоушн и постпромоушн в российском шоу-бизнесе
- Основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).
- Система искусств, логика ее исторического развития и современные тенденции.
- Содержание и форма в искусстве, их диалектика и историческая эволюция.
- Художественный образ, его специфика и формы существования.
- Сильные стороны Воронежской области
- Слабые стороны
- Понятие целевого рынка.
- Предмет и задачи маркетинга
- Принятие решений в менеджменте
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента