Специфика менеджмента в шоу-бизнесе. Промоушн и постпромоушн в российском шоу-бизнесе
Возник в Америке в первой половине ХХ века. В России ш-б начал развиваться после 1998 года (дефолт). Несмотря на то, что шоу-бизнес определяется как бизнес, у шоу-бизнеса есть своя специфика, так как он более непредсказуем. В шоу-бизнесе больше важна интуиция. В мировом ш-б музыка, поэзия, театр являются товаром. Здесь есть маркетинг (сбыт),производство, реклама, дистрибьюция (распределение), юридическая поддержка и т.д. В России преобладает пиратская продукция, заработок артистов в основном за счет концертной деятельности. В индустрии ш-б существует целая система заработка денег. Нет разницы между супер-звёздами и начинающими артистами. Только в цене. Весь отечественный ш-б только на 1/3 состоит из звёзд-проессионалов, 2/3 – любители.
Основными признаками менеджмента как своеобразного типа управления являются: организационные формы управления (гибкие и адаптированные к процессам рыночного поведения компании), профессионализм персонала, организационные приоритеты (человеческий фактор), мотивирование эффективной деятельности, личностный фактор (творчество и искусство менеджера, выделение креативного компонента).
В шоу-бизнесе сложилось свое разделение труда, весьма отличное оттого, что присуще материальному производству. Конечно, важная роль в этом производстве отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации. Однако, роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится.
Ключевой фигурой в процессе организации и постановки зрелищных форм является продюсер. Понятие продюсер сформировалось в процессе зарождения кинопроизводства и определяло новый тип предпринимателя, который осуществлял идейно-финансовый и художественный контроль над постановкой. Поскольку технологии создания фильмов и телешоу сходны по своей природе, термин «продюсер» утвердился и в этих областях.
Из-за глобальности многих проектов, проект разделяется на несколько направлений, каждый из которых ведется своим продюсером. Так различают: Исполнительный продюсер – доверенное лицо компании, осуществляющее финансовый, организационный и художественный контроль над постановкой.
Функциональный продюсер – лицо, отвечающее за конкретные творческо-организационные компоненты, т.е. выполняющее определенную функцию. Ассоциированный продюсер – партнер, частично финансирующий проект и принимающий участие в подготовке творческих и производственных планов главного продюсера постановки. Линейный продюсер – лицо, отвечающее за технологический процесс и наиболее сложные этапы проекта.
Если говорить о кинематографе, то там также существуют понятия независимого продюсера, т.е. человека, самостоятельно создающего проект без участия крупных компаний, и формирующий продюсер, выступающий в качестве режиссера-сопостановщика, принимающий участие в малобюджетных постановках.
Шоу – бизнес является сферой вращения огромных капиталов, ждущих своего применения, а также великих творческих идей, которые и будут воплощаться посредством финансовых вложений. А найти разумное и прибыльное применение немаленьким деньгам – также одна из задач продюсера.
Здесь также играет роль то, как поставлено производство, какие люди участвуют в разработке и продвижении продукта. Естественно, что производство любого проекта невозможно без определенного конкретного разделения труда. Следовательно, всегда создается штатный персонал.
Поэтому принято различать:
1). Финансовый блок,
2). Организацинно-правовой блок,
3). Творческо-управленческий блок
4). PR-блок.
Так продюсер вступает с музыкальным издательством в финансово-правовые отношения. Основное отличие деятельности музыкального издательства от обществ по коллективному управлению имущественными правами авторов (РАО) в том, что, приобретая у автора исключительные имущественные права, музыкальные издательства становятся единственными и полными правообладателями на все виды использования произведений, на которые переданы права.
У автора остаются только неимущественные права. РАО (Российское Авторское Общество) не является организацией – собственников переданных им прав, так как в уставе таких организаций не значится коммерческая деятельность.
Пресс-атташе служит для непосредственного контакта с прессой и находится в курсе обо всех событиях, происходящих в жизни артиста. Пресса имеет огромное влияние на умы людей. Она и создает общественное мнение. В случае если продюсер имеет дело с хорошим информационным агентством или нанял классного пиарщика, то 50% успеха уже в кармане.
- Социально-культурная сфера как объект управления. Отрасль культуры в составе социально-культурной сферы. Сущность, структура и особенности управления.
- Государственное регулирование и негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж, волонтерство, фандрейзинг.
- Специфика менеджмента в шоу-бизнесе. Промоушн и постпромоушн в российском шоу-бизнесе
- Основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).
- Система искусств, логика ее исторического развития и современные тенденции.
- Содержание и форма в искусстве, их диалектика и историческая эволюция.
- Художественный образ, его специфика и формы существования.
- Сильные стороны Воронежской области
- Слабые стороны
- Понятие целевого рынка.
- Предмет и задачи маркетинга
- Принятие решений в менеджменте
- Стратегические и тактические планы в системе менеджмента