logo
0864792_C3589_otvety_k_gosam_po_specialnosti_kulturologiya / госы_Shporka

Принятие решений в менеджменте

Решение — это выбор альтернативы. Умение принимать управленческие решения развивается с опытом. Каждодневные решения мы принимаем без систематического обдумывания. Долгосрочные решения в жизни продумываем. В менеджменте принятие решений — систематизированный процесс. Причины этому — ответственность за принятие решений, последствия для всей компании. Запрограммированное организационное решение — это результат реализации последовательности шагов и действий. Незапрограммированные решения возникают при невозможности заранее составить последовательность необходимых шагов. Например, как улучшить качество продукции, объем сбыта. Необходимо учитывать возможные последствия на все части организации как системы (системный подход). Руководитель должен понимать, что непринятые решения, «флюгерная» тактика имеют даже худший результат, чем принятие плохого решения. Подходы к принятию решений: 1)трудно принимать хорошие решения; 2)человек, принимающий решения, руководствуется в том числе и чувствами, иногда отсутствует логика в решениях. Существует три основных типа принимаемых управленческих решений: 1)интуитивные решения основаны на ощущении того, что выбор сделан правильно. По мнению многих успешных руководителей, многие решения (до 80%) принимаются на основе интуиции; 2)управленческие решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом в прошлом. Преимущества: быстрота и дешевизна принятия. Но боязнь новых сфер деятельности может сдерживать развитие компании; 3)рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, не опираясь на прошлый опыт. Этапы рационального управленческого решения. Диагноз проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной. Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. Ограничения — наличие ресурсов у руководителя и организации, чтобы решения были реалистичными. У менеджера должны быть полномочия для принятия данного решения. Критерии — это стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Критерии могут быть количественными и качественными. Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.

Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение. Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми. Факторы, влияющие на процесс принятия решений 1)Личностные оценки руководителя. Субъективное мнение о приоритетных задачах, акцент, например, на экономические проблемы, а не на социальные. 2)Риск и неопределенность. Факторы внешней среды. Возможности снижения неопределенности: получение дополнительной информации или действия в соответствии с накопленным опытом. 3)Время. Успех не придет сразу. 4)Стоимость информации. Затраты на информацию должны перекрываться доходами от ее использования и внедрения. Больше информации — не обязательно лучше. 5)Взаимосвязь решений. Системный подход.

Методы принятия решений. Применяют такие процедуры, как научный метод, который состоит из следующих этапов: наблюдение — сбор и анализ информации; формулировка гипотезы (предположения). математическое ожидание (платежная матрица). Ожидаемое значение показателя; дерево решений; моделирование. Модель — это уменьшенная, упрощенная копия действительности. Необходимость моделирования обусловлена сложностью процессов, снижением рисков внедрения непосредственно в практику, возможностью прогнозов. Типы моделей: 1) физическая модель — увеличенное, уменьшенное отображение исследуемого объекта. Структура управления предприятием; 2)аналоговая модель — заменяет исследуемый объект объектом-аналогом, который ведет себя как реальный объект. График зависимости удельных затрат от объема производства; 3) математическая модель. Используются символы и обозначения для описания свойств объекта, формулы. Методы прогнозирования рациональных управленческих решений

1. Неформальная информация. Слухи. Промышленный шпионаж. 2. Количественные методы: Анализ временных рядов. Тренды. Корреляционно-регрессионный анализ. Коэффициент корреляции. 3. Качественные методы: *мнение жюри. «Мозговой штурм»; *модель ожидания потребителей. На основе прогноза изменений спроса; *метод экспертных оценок. Метод Дельфи. Результаты опроса экспертов возвращаются им для обсуждения 3-4 раза. Таким образом добиваются согласования экспертов.

Проблемы департаментализации и делегирования полномочий. Под термином "департаментализация" понимается обычно структурирование организации в соответствии с основными направлениями ее деятельности, формирование структурных подразделений, задачей которых является решение определенного круга проблем, имеющих самостоятельное значение и играющих важную роль в деятельности организации. Между тем при построении структуры возникают проблемы, такие как: - какова должна быть численность персонала подразделения, гарантирующая эффективный контроль со стороны руководителя; - следует ли объединять подразделения, выполняющие сходные функции, но относящиеся к различным службам; - необходимо ли создавать новое подразделение при возникновении новой проблемы. Классический подход различает четыре фактора, которые влияют на решение рассматриваемых проблем.

1. Диапазон контроля. (Группировка не должна приводить к перегрузке руководителя большим числом подчиненных. Этот предел именуется диапазоном контроля). 2. Экономичность масштаба.(Объединение однородных работ может дать экономию средств вследствие расширения масштабов производства). 3. Координация (согласование деятельности) (Группировка должна обеспечить координацию работ, и при прочих равных условиях выбранный вариант должен минимизировать проблемы координации). 4. Содержание работы(Содержание работ должно учитываться при выборе структурного уровня их подчинения. «Ключевые» работы, например, требуют внимания на высшем уровне, поэтому их необходимо группировать непосредственно под высшим руководством). Делегирование (или передача полномочий) представляет собой передачу руководителем части выполняемых функций подчиненным работникам. Например, по мере роста компании и превращения ее из предприятия, руководимого одним человеком (самим собственником), в более крупное, ее владелец должен передать часть функций другим работникам. Одновременно он делегирует часть своих полномочий относительно прав принятия решений. Основная проблема заключается в определении объема официальных, или формальных, полномочий, делегируемых каждому работнику компании. Другой не менее важной проблемой является проблема делегирования ответственности. Когда мы делегируем полномочия, утверждали классики, мы также должны делегировать соответствующую ответственность. То есть когда кому-то даются права, то он получает и обязательство исполнить. Распределение полномочий без ответственности создает возможности для злоупотребления, никто также не может нести ответственность за то, на что ее или его полномочия не распространяются. Различные подходы к определению ответственности приводят к неоднозначному ответу относительно возможности ее делегирования .

1. Если ответственность определять в первом смысле, тогда она не может быть делегирована, так как передача ее вниз по иерархии просто создает дополнительную ответственность, но не освобождает от нее передающего. 2.Если же ответственность определять просто как обязанность, тогда она, очевидно, может быть передана.

Наиболее распространена точка зрения, согласно которой ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному [15]. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязано выполнять ее лично, оно остается ответственным за успешное выполнение работы.

Тем не менее остается проблема выравнивания полномочий и ответственности. Если переданы полномочия выполнения какой-то деятельности, то должна быть и ответственность исполнителя. В связи с этим можно выделить два вида ответственности: - действительную ответственность; - предельную ответственность.

Менеджеры передают действительную ответственность, которая затем может быть передана дальше. Но существует еще один вид – это предельная ответственность – она должна быть сохранена. Управляющий предельно ответственен за действия тех своих подчиненных, кому была делегирована ответственность. Следовательно, управляющему следует делегировать действительную ответственность, равную делегированным полномочиям, однако предельная ответственность не может быть делегирована. Существуют различные рекомендации по проблеме делегирования полномочий. Так, например, считается, что полномочия «предпринимать действия или побуждать к ним должны быть делегированы как можно ближе к месту действия». Современная точка зрения может быть сформулирована следующим образом: делегирование полномочий должно осуществляться в такой степени и таким образом, чтобы обеспечить достижение желаемых результатов.