logo
0864792_C3589_otvety_k_gosam_po_specialnosti_kulturologiya / госы_Shporka

Основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое).

Главной категорией, фактически определяющей предмет эстетики, является эстетическое. Чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект-объектных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольствием.  Прекрасное — эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью, и воплощающая представления о позитивном совершенстве и гармонии. Конкретные проявления прекрасного исследуются при помощи так называемых вспомогательных категорий, описывающих ту или иную модификацию прекрасного. Основными вспомогательными категориями являются: гармония (непротиворечивое единство противоположностей в сложных объектах); грация (красота в движении); изящество (хрупкость, нежность формы); прелесть (проявление прекрасного в объектах малых форм); мера (необходимое количество); порядок; ритм; симметрия; пропорция и др. Всю эстетику делят на Кантовский и докантовский п-од. Книга положившая начало кантовскому п-оду «Критика способности суждения» (1790). В докантовский п-од характерно господство объективной концепции прекрасного. В Античности прекрасное было синонимом гармонии, симметрии, пропорциональности и т.д. Сократ говорил, что прекрасно то, что соответствует своему назначению (утилитарная концепция п.) Платон: красота существует вне зависимости от человека. Роль художника сводится к минимуму. Аристотель основоположник теории мимисиса в искусстве (подражания). В Средневековье эстетика была служанкой богословия. Бог - начало всего, в том числе и красоты. Прекрасное в Боге, оно существует вне зависимоти от человека. В эпоху Возрождения вспоминаются концепции Античности. Ничего нового теоретически художники Возрождения не внесли, но практически было сделано очень много. В эпоху Классицизма (17-18в) эстетика была нормативна. Прекрасным считалось то, что соответствовало определённым нормам. Возникает Академия искусства, в которой художники разрабатывают определённые каноны. В эпоху Просвещения прекрасным считалось то, что реалистично, что соответствует действительности, то что демократично, нравственно.

Кант первым заговорил о том, что эстетическое - это субъективное св-во явлений. При определении прекрасно что-то или нет, мы соотносим представление не с объектом, но средством рассудка ради познания, а с субъектом и его чувством удовольствия или не удовольствия по средством воображения. Изображение может быть похожим на предмет реальности, но при его виде мы испытываем удовольствие. Такой предмет мы и относим к прекрасному. Но, если у каждого своё представление о прекрасном, то критерия прекрасного нет? – Кант имел в виду ни одного человека, а человеческий род. Он выделял 2 понятия красоты: 1. Красоту чистую: цветы, орнаменты, арабески (она должна быть бескорыстна, т. е. не должна приносить пользы; беспартийна, т.е. не принадлежать к-л. части человечества, сословной возрастной и т.д.; и бесцельна - отделение искусства от др. сфер деятельности); 2. Красоту сопутствующую: все остальные произведения искусства. 19 в. – иррационалистические концепции прекрасного (Ницше, Шопенгауэр). 20 в. Потряс всё искусство. Авангард – отрицание предшествующего искусства. Размываются рамки между видами искусства, между зрителем искусством, между искусством и неискусством.  Безобразное — эстетическая категория, раскрывающая представления людей о несовершенстве, которое обнаруживается во внешних качествах объектов и выявляет дисгармонию в различных областях действительности.

 Возвышенное — категория эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим качественно-количественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания. Эта категория эстетики возникла позже прекрасного (примерно в 5 в до н.э. – поздняя Античность). В Средние века возвышенное отождествлялось с божественным. В 1857 г. Берк пишет книгу «Размышления о прекрасном и возвышенном». Он определил в., как то, «что построено так, что возбуждает идеи опасности и удовольствия, т.е. все, что является ужасным, или предметы, которые вызывают ужас или подобие ужаса».

 Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовную сущность, пробуждает в человеке сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями, задает идеал преодоления, развития способностей и возможностей человека.

 Низменное — эстетическая категория, характеризующая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, связанные с проявлением дисгармонии и сопровождающиеся при восприятии переживанием чувства отвращения или презрения.

 Трагическое — эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта, связанное с духовным преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами героя. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается в переломный, напряженный момент своего существования. Сфера трагического находится в той области действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его воле. Аристотель в «Поэтике» ввел понятие «катарсис», при помощи которого объяснял механизм воздействия трагедии на душу зрителя, процесс переживания трагического. Трагедия как жанр появилась в Европе. Древний Восток не знал трагедии там была драма, мелодрама и все). Жанр трагедии возник из религиозных ритуалов. В Др. греции был культ Диониса, который претерпел много страданий и воскрешение. Трагедия переводится как «песнь козла» - песнь о страданиях Диониса. Отец трагедии Эсхил «Прометей прикованный» (534 г. До н.э.). Природа не знает трагического и комического. Античная трагедия – трагедия рока. Её суть в том, что он выступал против воли богов и судьбы.

Пантрагизм – философско-эстетическая концепция бытия в целом. Основатель – Кьеркегор (предшественник экзистенциализма) – «Страх и трепет». Доказывал, что жизнь есть страдание, художник не творец, если он не страдал. Его идеи рождаются после 1й мировой. Мир – хаос, человек обречен на крушение всего, на несчастья. Комическое. Ученые до сих пор не могут понять, что происходит с человеком, когда он смеётся. Смех м.б. как добрым, так и злым, т.е. нет однозначного яления, которое вызывало бы смех. Комическое и смешное разные понятия. Комическое – это эстетическая категория связанная с положительными эмоциями. Комическое встречается в разных видах искусства. В музыке комизм менее очевиден и его бытие осложнено самой природой музыки. Считается, что единственный вид искусства, неспособный отразить комическое, — это архитектура, поскольку она прямо выражает идеалы общества и не может что-либо непосредственно критиковать, отрицать. В целях классификации комического выделяют основные типы — юмор и сатиру.

 Юмор — тип комического, который характеризуется мягким, добрым отношением к жизненным противоречиям и направлен на совершенствование объекта или явления, очищение от недостатков. Сатира — подчеркнутая, уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Она всегда актуальна, злободневна, так как ее объектом являются недостатки современности.  В Египте божество создало мир посредством смеха (т.е. оно смеялось и родилось 7 богов, управляющих миром, свет, вода…). Смех разрушал несовершенный мир, возрождал его. В Древней Греции Платон считал, что источником комического является безобразное. Аристотель говорил, что комическое – это отклонение от среднего (но то, что не причиняет страдания человеку). Смех Аристотеля едкий, злой. Только ближе к 18в. это ушло. В Средневековье смех порицался, т.к. Христос никогда не смеялся. Однако, Бахтин, писал о карнавалах Средневековья. Комедия возникла позже, чем трагедия. Это плод более высокого уровня развития культуры. Дидро говорил, что комическое присуще только высшим людям. В Эпоху Вожрождения смешными были пороки человека («Гаргантюа и Пантагрюэль»). Классицизм отрицательно относился к комическому. Сходно с Возрождением Выступали против несовершенства мира, человеческой природы. Романтизм : ирония превращается в самоиронию, в скепсис. Довлеет мировая скорбь, стремление к несбыточному совершенству.