3.2.2. Формирование системы целей.
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Точная формулировка цели определяет судьбу организации, ее успех или неудачу, поэтому к формулировке предъявляются определенные требования.
Так, цели должны быть, прежде всего:
измеримыми;
реальными (достижимыми);
количественно или качественно определенными;
хорошо мотивированными;
ориентированны во времени.
Хорошо иллюстрирует значимость цели известный афоризм Сенеки: « Кто не знает, какую гавань хочет приплыть – никакой ветер не будет попутным».
Поскольку любая компания как объект стратегического управления является сложной экономической системой, то существует множество целей ее развития – система (пространство) целей. Все пространство целей можно классифицировать по разным критериям (табл. )
Таблица ….
Критерии классификации целей
Признак классификации | Вид цели |
По уровню иерархии
По значимости
По временному периоду
По содержанию
По функциональности
По измеримости | глобальные, локальные
стратегические, тактические
долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные
экономические, организационные, научные, социальные, технические, политические
маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые
количественные, качественные |
Классификация целей позволяет устанавливать приоритеты при их достижении, служит для ориентации в процессе принятия решений. Особое значение имеют стратегические цели. К основным стратегическим целям можно отнести следующие:
расширение доли рынка
поиск и ускоренное заполнение новых рыночных ниш
повышение уровня обслуживания клиента
снижение уровня хозяйственных рисков
повышение рентабельности
В рамках стратегических целей устанавливается набор тактических целей, разработанных на уровне различных функциональных зон компании. Тактические цели, обеспечивая достижение стратегических, должны быть количественно определены, реалистичны, последовательны.
В функциональном разрезе система стратегических целей может быть представлена следующим образом (рис. )
Цели менеджмента Повышение суммы прибыли, снижение уровня издержек, повышение уровня рентабельности и т.д. Финансово-экономические маркетинговые инновационные инвестиционные и производственные организационные - поиск новых рыночных ниш - повышение рыночной доли - про- никновение в другие сегменты рынка внедрение новых технологий освоение наукоемкой продукции развитие прогрессивных методов продаж строительство (приобретение) новых мощностей реконструкция действующих предприятий формирование финансового портфеля Совершенство- вание системы мотивации внедрение новой оргструктуры использование новых форм организации труда
Рис. Представление целей менеджмента в функциональном разрезе
Для конкретизации и взаимной увязки целей важное значение имеет построение иерархии целей, так называемого «дерева целей». «Дерево целей» - это графическое представление взаимосвязей и соподчиненности целей и задач, При этом сложные и комплексные цели расчленяются в соответствии с выбранными критериями на ряд менее сложных, которые в свою очередь разделяются на простые цели (подцели) и задачи. «Дерево целей» позволяет оценить вероятность достижения как низших, так и высших целей в соответствии с имеющимися ресурсами, а также установить приоритет целей.
Формирование иерархии стратегических целей фирмы является сложной проблемой. Для ее решения используются системный подход, эвристические методы, метод экспертных оценок. Они направлены на структуризацию проблемы, дифференциацию по уровням и элементам до стадии конкретных мероприятий. Схематично «дерево целей» можно представить следующим образом (рис….):
Глобальная цель Увеличение доли рынка С0
Увеличение объема продаж С1 Снижение затрат С2 Цели 1го уровня
Использование более дешевого сырья С21 Цели 2го уровня
Расширение ассортимента продукции С11 Проведение активной рекламной компании С12 Использование гибкой ценовой политики С13 Уменьшение транспортных расходов С22
Рис. Пример «Дерево целей» фирмы
При построении «дерева целей» рекомендуется придерживаться следующих основных правил.
«Дерево целей строится сверху вниз, начиная с формулирования глобальной цели.
Цели одного уровня не должны входить друг в друга, а могут только частично пересекаться.
Цели одного уровня по своей значимости должны быть достаточно однородными, т.е. играть равные роли в достижении целей более высокого уровня.
Число уровней «декомпозиции» определяется масштабом решаемой проблемы, принятой организации структурой.
Фундамент «дерева целей» должны составлять конкретные задачи.
- Фгоу впо «балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
- Конспект лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов очной, заочной и очно-заочной формы обучения специальности «Менеджмент»
- 1. Сущность см: основные понятия и категории
- 2. Многоуровневое стратегическое управление.
- 2.1. « Пирамида стратегий»
- 2.2. Классификация корпоративных (типовых) стратегий.
- 2.3. Конкурентные (деловые) стратегии.
- 2.4. Функциональные стратегии
- 3. Процесс стратегического управления.
- 3.1. Этапы разработки стратегии.
- 3.2. Этап стратегического анализа.
- 3.2.1. Определение стратегического видения и миссии.
- 3.2.2. Формирование системы целей.
- 3.2.3. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.
- 3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.
- Выбор стратегических альтернатив
- 3. Модель gap – анализа (анализ разрывов)
- 5.1 Матрица «Продукт – рынок» (Матрица Ансоффа)
- 5.2. Матрица Бостонской консультативной группы (bcg)
- 5.3. Матрица «Мак Кинси» (Mc Kincey)