logo search
дополнит

2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника

Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта мо­гут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны — посредники. А им иногда удается сде­лать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит?

Проанализировав ряд исследований этого вопроса, американские психологи Д. Черткофф и Д. Эссер пришли к следующему любопытно­му заключению. Оказывается, для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно, скорее всего, в психологиче­ском плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, «сохранить лицо». Из экспериментальных данных, приводимых этими авторами, мы узнаем о существовании зависимости между делаемыми человеком уступками другим людям и его пред­ставлении о себе как о «сильной личности».5

Эффект такой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс разрешения конфликта включается посредник. В этом слу­чае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не друг к другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме сове­та, рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом, часто психологические шаги противоборствующих сторон - участни­ков конфликта - навстречу посреднику означают не уступку ему, а ско­рее декларацию готовности сотрудничать с ним (а, следовательно, и друг с другом) в решении общей проблемы, следуя при этом некото­рым «правилам игры».

Выбор посредника и определение круга его полномочий — слож­ная задача.

М. Инглер предлагает следующие рекомендации, определенным образом регламентирующие поведение конфликтующих сторон и по­средника:

  1. Конфликтующие стороны должны рассматривать избранного ими посредника как олицетворяющего собой справедливый выбор;

  2. Посредник должен являться нейтральным лицом, не вовлеченным в конфликт;

  3. Конфликтующим сторонам следует согласиться с присутствием посредника и использованием его рекомендаций при вынесении окончательного решения;

  4. Посредник может быть более всего полезен, если он выслушивает соответствующие взгляды каждой из сторон в отдельности.;

  5. Основная задача посредника — сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения.

  6. Если в силу своего служебного положения посредник подчиня­ется одной или обеим конфликтующим сторонам, необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство в данный момент или в будущем не отразится на него действиях по разрешению конфликта;

  7. Посредник должен стремиться поддерживать каждую сторону в выражении ее соответствующих взглядов и чувств, способствовать ин­теграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме;

  8. Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу.

В интересах эффективного функционирования коллектива руко­водителю не следует втягиваться во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны.

Разумнее всего ему находиться как бы «над схваткой». Однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный про­цесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнении, пытающегося вли­ять на происходящие процессы. Для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит его пси­хологический авторитет, что немаловажно в повседневной управлен­ческой деятельности.

_____________________________________________________________________________

Жить и работать вместе — непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.

Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организа­ции в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет опре­делить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выжива­ния коллектива в целом.

Конфликт также ставит служащих перед необходимостью посто­янно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценива­ют необходимость понимания норм и желаний другого и невозмож­ность быть свободным от общества, живя в нем.

Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию, и служащие и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опа­сений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей разви­тия, ни извлечь уроков для себя и для других.

Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зигер. В Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.,1990

2. Конфликт со знаком «плюс» // Бизнес. - 1994. - №3, 4

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.,Психология малой группы: теоретический и практический аспект.- М, 1991: стр.84

4. Разрешение конфликта//Кентавр. —1994. — №4.

5. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. - СПб.

6. Фэйр М. Выиграть может каждый. — М.,1992.

Яккока Л. Карьера менеджера — М.,1990: стр.101.

1Психология. Словарь / Под общ.. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярешевского. С. 174.

2Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Указ., соч. С. 573.

3Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.,Психология малой группы: теоретический и практический аспект.- М, 1991: стр.84

4Кричевский Р. Л., Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1993:

5Зигер В Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.,1990