2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника
Как уже здесь говорилось, усилия по разрешению конфликта могут прилагать не только непосредственно втянутые в него лица, но и своего рода люди со стороны — посредники. А им иногда удается сделать гораздо больше, чем представителям конфронтующих сторон. Почему же так происходит?
Проанализировав ряд исследований этого вопроса, американские психологи Д. Черткофф и Д. Эссер пришли к следующему любопытному заключению. Оказывается, для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно, скорее всего, в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, «сохранить лицо». Из экспериментальных данных, приводимых этими авторами, мы узнаем о существовании зависимости между делаемыми человеком уступками другим людям и его представлении о себе как о «сильной личности».5
Эффект такой зависимости удается, однако, нейтрализовать, если в процесс разрешения конфликта включается посредник. В этом случае возникает любопытная в психологическом отношении ситуация: при необходимости уступок стороны идут на них, адресуясь не друг к другу, а к третьей стороне. Именно ей как бы делается «одолжение» в ответ на соответствующую просьбу об уступке (обычно в форме совета, рекомендации), но отнюдь не противной стороне. Таким образом, часто психологические шаги противоборствующих сторон - участников конфликта - навстречу посреднику означают не уступку ему, а скорее декларацию готовности сотрудничать с ним (а, следовательно, и друг с другом) в решении общей проблемы, следуя при этом некоторым «правилам игры».
Выбор посредника и определение круга его полномочий — сложная задача.
М. Инглер предлагает следующие рекомендации, определенным образом регламентирующие поведение конфликтующих сторон и посредника:
Конфликтующие стороны должны рассматривать избранного ими посредника как олицетворяющего собой справедливый выбор;
Посредник должен являться нейтральным лицом, не вовлеченным в конфликт;
Конфликтующим сторонам следует согласиться с присутствием посредника и использованием его рекомендаций при вынесении окончательного решения;
Посредник может быть более всего полезен, если он выслушивает соответствующие взгляды каждой из сторон в отдельности.;
Основная задача посредника — сбор информации и уяснение проблемы, но не принятие решения.
Если в силу своего служебного положения посредник подчиняется одной или обеим конфликтующим сторонам, необходимо иметь гарантии, что это обстоятельство в данный момент или в будущем не отразится на него действиях по разрешению конфликта;
Посредник должен стремиться поддерживать каждую сторону в выражении ее соответствующих взглядов и чувств, способствовать интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме;
Посреднику следует помочь конфликтующим сторонам решить, в чем они могут уступить друг другу.
В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны.
Разумнее всего ему находиться как бы «над схваткой». Однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнении, пытающегося влиять на происходящие процессы. Для этого весьма подходящей является роль посредника. Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.
_____________________________________________________________________________
Жить и работать вместе — непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и выработке решения.
Конфликт помогает отдельному рабочему коллективу и организации в целом быть в русле происходящих событий, он позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер. Умение управлять конфликтом может стать решающим для выживания коллектива в целом.
Конфликт также ставит служащих перед необходимостью постоянно общаться друг с другом и знать друг о друге чуть больше. Члены коллектива начинают лучше понимать своих коллег, становятся более чувствительными к проблемам других людей. Люди, наконец, оценивают необходимость понимания норм и желаний другого и невозможность быть свободным от общества, живя в нем.
Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию, и служащие и менеджеры должны управлять им, делая максимально полезным. Если же они избегают обсуждения своих трудностей и опасений, они не могут понять ни реального состояния, ни путей развития, ни извлечь уроков для себя и для других.
Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зигер. В Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.,1990
2. Конфликт со знаком «плюс» // Бизнес. - 1994. - №3, 4
3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.,Психология малой группы: теоретический и практический аспект.- М, 1991: стр.84
4. Разрешение конфликта//Кентавр. —1994. — №4.
5. Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. - СПб.
6. Фэйр М. Выиграть может каждый. — М.,1992.
Яккока Л. Карьера менеджера — М.,1990: стр.101.
1Психология. Словарь / Под общ.. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярешевского. С. 174.
2Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Указ., соч. С. 573.
3Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.,Психология малой группы: теоретический и практический аспект.- М, 1991: стр.84
4Кричевский Р. Л., Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1993:
5Зигер В Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.,1990
- Содержание
- 1. Что такое конфликт и его типы
- 2. Причины конфликтов
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы:
- Межличностные стили разрешения конфликтов: Уклонение
- Сглаживание
- Принуждение
- Компромисс
- Решение проблемы
- Разрешение конфликтов
- 1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации
- 2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника