1. Что такое конфликт и его типы
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus и означает «столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия»1.
Долгое время конфликты, то и дело, возникающие в организациях, рассматривались как исключительно негативное явление. Не случайно, поэтому устранение условий, при которых возможно возникновение конфликтов, считалось одной из важных целей управления. Современная наука управления, по мнению западных авторов, исходит из того, что полное устранение конфликтов из жизни организаций не только невозможно, но и нежелательно. Там, где нет столкновения мнений, взглядов, позиций, там нет и движения вперед позитивных перемен, обеспечивающих прогресс в деятельности организаций. Перемены же, как известно, необходимы, поскольку благодаря во многом им организация приспосабливается к внешней среде, изменяет свои цели, структуру, планы, поведение в ней работающих людей и др.
Формулируя представление о том, что такое конфликт, нелишне заодно разобраться в том, что под ним обычно понимают люди, с чем ассоциируют это явление и как к нему относятся.
Нередко конфликт отождествляется с агрессией, враждебностью людей по отношению друг к другу и даже с войной. Таких взглядов нередко придерживаются люди не только в практике повседневной жизни, но и ученые, исследующие проблемы управления организациями. К ним можно отнести, прежде всего, тех, кто разделяет идеи административной школы управления. Ученые других школ также нередко отождествляют конфликты с нежелательными для организации явлениями и считают, что конфликтов следует всячески избегать. Однако не все же так считают.
«Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением, некоторые конфликты не только возможны, но даже, может быть, и желательны... Во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое число альтернатив или проблем и т. д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворять личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения»2.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональным последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт. Это самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.
Межличностный конфликт также может проявляться и как столкновения личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.
Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта - конфликт между профсоюзом и администрацией.
- Содержание
- 1. Что такое конфликт и его типы
- 2. Причины конфликтов
- Управление конфликтной ситуацией
- Структурные методы:
- Межличностные стили разрешения конфликтов: Уклонение
- Сглаживание
- Принуждение
- Компромисс
- Решение проблемы
- Разрешение конфликтов
- 1. Анализ поведения людей в конфликтной ситуации
- 2. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника