3.2.1. Определение стратегического видения и миссии.
Видение – идеальная картина будущего состояния организации, наиболее общий ориентир развития. Далеко не всегда становится реальностью (только при самом благоприятном стечении обстоятельств). Служит базой для разработки миссии и стратегических целей (рис…).
видение
миссия стратегические цели стратегии
Рис….Взаимосвязь основных элементов разработки стратегии
Например, видение компании Дисней звучит следующим образом: «Делать людей счастливыми». Видение фирмы «Эпл», производителя персональных компьютеров: «обеспечивать вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество».Носителем видения является, как правило, генеральный менеджер организации: это его личное представление о будущем организации и ее положении в окружающей среде. Известны случаи, когда смена лидера приводила к полному перепрофилированию деятельности компании и выходу из первоначального бизнеса. Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. Она характеризует предназначение фирмы, смысл существования. Устанавливая миссию, менеджер определяет сферу деятельности компании, отрасль, виды продукции и услуг, группу потребителей и др.
Формирование миссии является одним из наиболее значимых решений при разработке стратегии организации. Формирование миссии требует хорошего знания отрасли, которой действует компания или в которую она собирается войти, понимания происходящих макроэкономических процессов, знания и учета особенностей внутренней среды организации. Миссия может быть формирована в виде одного предложения (или даже отдельного слогана), но нередко миссия представляет собой многостраничный программный документ.
Соответственно в современной методологии стратегического управления существует несколько подходов к созданию миссии:
миссия-политика – определяет основные принципы деятельности организации, призвана сформировать имидж организации, ее место и роль в обществе;
миссия-ориентация – преимущественно разрабатывается для определения внутренней деятельности организации. Ее задача – развивать организационную культуру в компании, способствующую стабилизации и усилению конкурентной позиции.
Миссия-предназначение – характеризует положение организации во внешней среде: конкурентную позицию в отрасли, вклад в развитие экономики, значение для общества и др.
Таким образом, миссию можно рассматривать как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и определяющий бизнес или основную деятельность предприятия.
В качестве примера приведем формулировки миссий некоторых российских и иностранных компаний.
Табл.
Примеры формулировок миссии
Российские компании | Зарубежные компании |
Концерн (АВПК) «Сухой»: Авиационный комплекс «Сухой» стремится производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, позволяющие удовлетворять современные потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа»
Коммерческий банк «Европейский»: Банк содействует развитию крупных и средних компаний, солидных частных клиентов, предоставляет им самые качественные в России банковские услуги по доступным ценам, обеспечивает акционерам и сотрудникам банка оптимальные прибыли»
Рекламное агентство «Прайм»: «Мы создаем и реализуем идеи в области разработки и продвижения товаров и услуг для удовлетворения клиентов»
| Компания Ford: «Предоставление людям надежного и дешевого транспорта»
DeltaAirlines: «Мы хотим стать избранной всемирной авиалинией»
AppleComputer: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей»
IBM: «Мы стремимся лидировать в создании, разработке и производстве наиболее передовых информационных технологий
Xerox: «Распространение знаний с помощью документов» |
- Фгоу впо «балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
- Конспект лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов очной, заочной и очно-заочной формы обучения специальности «Менеджмент»
- 1. Сущность см: основные понятия и категории
- 2. Многоуровневое стратегическое управление.
- 2.1. « Пирамида стратегий»
- 2.2. Классификация корпоративных (типовых) стратегий.
- 2.3. Конкурентные (деловые) стратегии.
- 2.4. Функциональные стратегии
- 3. Процесс стратегического управления.
- 3.1. Этапы разработки стратегии.
- 3.2. Этап стратегического анализа.
- 3.2.1. Определение стратегического видения и миссии.
- 3.2.2. Формирование системы целей.
- 3.2.3. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.
- 3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.
- Выбор стратегических альтернатив
- 3. Модель gap – анализа (анализ разрывов)
- 5.1 Матрица «Продукт – рынок» (Матрица Ансоффа)
- 5.2. Матрица Бостонской консультативной группы (bcg)
- 5.3. Матрица «Мак Кинси» (Mc Kincey)