2. Виды полномочий
Различают 2 вида полномочий:
1) Линейные полномочия;
2) Штабные полномочия.
Линейные полномочия — это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.
Линейные полномочия выражают существующую в организации систему властных отношений между руководством и подчиненными.
Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.
Рис. 1.3 — Цепь команд
Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.
Рис. 1.4 — Классификация штабных полномочий
Рекомендательные полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.
Введение процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.
Параллельные полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.
Функциональные полномочия означают представление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.
Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях.
Выделяют следующие основные разновидности административного аппарата:
консультативный аппарат;
обслуживающий аппарат;
личный аппарат.
Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которого входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).
Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К наиболее типичным областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.
Личный аппарат — это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.
Важно осознать, что в крупных организациях административный аппарат может состоять из множества людей. В таких ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.
Традиционно к линейной деятельности относятся производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.
Организация взаимоотношений между линейными и штабными полномочиями. Во время организации такого рода взаимоотношений руководство должно решить, линейным или аппаратным будет данный вид деятельности. Это решение должно основываться на определении того, насколько фундаментальным и непосредственным будет вклад этого вида деятельности в достижение общих целей. Однако рассматривать аппаратно-штабную деятельность как несущественную для достижения целей недопустимо. Все виды деятельности должны облегчать достижение целей. Если какой-либо вид деятельности этому не способствует, его следует исключить, а не переводить в разряд аппаратно-штабной. Таким образом, вопрос не в том, имеется ли вклад, а в том, насколько непосредственно он относится к основной миссии организации.
Линейная деятельность в настоящем смысле слова — это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией.
Естественно, что определение того, какие конкретно виды деятельности следует отнести к аппаратно-штабной, зависит от миссии, целей и стратегии организации. Различия в целях приводят к фундаментальным различиям в структуре.
- 1 Сущность,функции, цель и задачи финансового менеджмента
- Тема 4. Основные этапы стратегического управления
- 13 1. Понятие «внешняя среда организации»
- 2. Характеристика бюрократических организационных
- 1.1 Понятие, виды и методы управленческой мотивации
- 1.2 Анализ современных теорий мотивации
- 1. Коммуникации между организацией и ее средой
- 2. Коммуникации между уровнями управления и подразделениями
- 2. Технология делового общения
- 2.1. Общая характеристика переговоров, их основные стадии
- 2.2. Основные этапы переговоров, способы подачи позиции
- Первый этап принятия решений — подготовка.
- Второй этап принятия решений — это собственно момент принятия решения.
- И третий этап принятия решений — исполнение
- 28) Стратегия и повышение качества принимаемых управленческих решений
- 1. Признать существование неформальной организации.
- 33 Аттестация персонала
- 34) Деловая карьера и ее организация Понятие и цели деловой карьеры
- 2. Виды полномочий
- 3. Централизация и децентрализация полномочий
- [Править] Другие определения
- [Править] Виды корпоративных культур по Дж. Зонненфельду
- [Править] Позитивные и негативные корпоративные культуры
- Менеджмент
- 6.3.2. Пути повышения эффективности менеджмента