90. Контракты в системе вэд. Внешние контракты и методика их составления
Юридически взаимоотношения между покупателями и продавцами, которыми могут являться не только отдельные государства и правительства, но также и юридические и физические субъекты, как правило, оформляются договором купли - продажи специфического вида, получившим в международной практике название внешнеторгового контракта.
Внешнеторговый договор (контракт) купли-продажи- соглашение российских предпринимателей с иностранными фирмами и гражданами, имеющее предметом внешнеэкономические операции, связанные с обменом товаров.
Техника проведения внешнеэкономических операций разбивается на три этапа:
• подготовка к заключению контрактов купли - продажи;
• заключение контрактов;
• исполнение контрактов.
Подготовка к заключению контракта включает в себя направление запросов, получение предложений, деловую переписку, телефонные переговоры и, наконец, коммерческие переговоры по контракту.
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Текст оферты должен быть предельно краткий, четкий и ясный, исключающий возможность различных его толкований.
Оферта должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора. В международной торговле различают два вида оферты:
• твердая;
• свободная.
Твердая - на продажу определенной партии товара, посылаемая оферентом только одному возможному покупателю, с указанием срока, в течение которого продавец является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю.
Покупатель посылает продавцу подтверждение или контроферту. Если продавец согласен с контрофертой, он акцептует ее, если нет, он считает себя свободным от своих обязательств по оферте.
Неполучение ответа от покупателя к установленному сроку освобождает продавца от твердой оферты.
Свободная оферта на одну и ту же партию товара делается одновременно нескольким возможным покупателям и не устанавливает срок для ответа.
Согласие покупателя с условиями свободной оферты подтверждается контрофертой. После акцепта контроферты продавцом сделка считается заключенной. Продавец акцептует контроферту:
• которую он раньше получил;
• того покупателя, с кем он предпочитает заключить сделку. Покупателю свободная оферта менее удобна:
• даже послав контроферту, он не уверен, что станет собственником товара;
• время для выгодной закупки в другом месте может быть упущено.
Оферты - ответ на запрос покупателя. Такие оферты пассивные. Оферты - сделанные по инициативе продавца - инициативные.
К основным источникам правового регулирования внешнеторговых контрактов относят международные договоры, внутреннее законодательство, обычаи.
Внешнеторговый договор купли - продажи имеет следующие признаки:
1. одним из контрагентов по сделке выступает юридическое или физическое лицо иностранного государства;
2. товар (продукция) находится на территории иностранного государства;
3. при исполнении договора товар (продукция), как правило, пересекает территорию одного или несколько иностранных государств.
Договор купли-продажи содержит значительное число различных условий, которые дают характеристику товара, служащего предметом купли - продажи, и определяют права и обязанности сторон, вытекающие из сделки. Часть этих условий принято называть существенными, часть несущественными.
Внешнеторговые контракты включают в себя следующие основные элементы, располагающиеся в определенной последовательности, хотя и не всегда строго закрепленной:
• преамбула;
• предмет контракта;
• цена и сумма контракта;
• сроки поставки товара;
• платежные условия;
• упаковка и маркировка;
• качество товара;
• сдача и приемка товаров;
• страхование;
• заявление претензий;
• санкции за невыполнение сторонами своих обязательств;
• порядок возмещения убытков;
• форс - мажор (обстоятельства непреодолимой силы);
• арбитраж (разрешение спорных вопросов);
• срок действия договора;
• особые и прочие условия;
• юридические адреса сторон;
• подписи ответственных лиц или уполномоченных на совершение сделки.
Несмотря на определенный перечень основных элементов контракта, сама его форма может быть достаточно произвольной. В основе лежат типовые проформы международных контрактов, которые отражают единую структуру внешнеторгового договора. Остановимся несколько более подробно на каждом из указанных выше элементов контракта.
Преамбула
Преамбулой называется вводная часть контракта, в которой указывается номер, место и дата подписания контракта, определяются стороны по контракту. Иногда в преамбулу включается название или наименование договора (аренды, совместной деятельности или кооперации, оказании каких-либо услуг - лизинговых и агентских, услуг купли - продажи и т.д.). Далее следует пример преамбулы контракта.
Пример:
№ o.910\np\679-y3 24.06.1998г.
КОНТРАКТ
Акционерное общество «Аверс», именуемое в дальнейшем «Покупатель», с одной стороны, и фирма «Ивеко ФИАТ С.п.А.», г. Турин, Италия, именуемая в дальнейшем «Продавец», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Предмет контракта
Предмет контракта - это часть контракта, в которой в сжатом виде определяются вид сделки (купля -продажа, подряд, аренда, оказание услуг и т.д.), наименование товара, его количество и, если необходимо, его характеристика, базисные условия поставки.
Технические характеристики отдельных видов товаров (например, машинно-технических изделий) могут быть вынесены в специальный раздел (служащий приложением к контракту), на который в этом случае дается ссылка. При наличии таковой приложение является неотъемлемой частью контракта, например:
- 75. Экономическое обоснование управленческих решений
- 76. Сущность понятия «организация». Организация как объект, субъект и посредник в обществе. Простые и сложные организации
- 77. Проектирование организационных систем: содержание, этапы, методы.
- 78. Управление инновациями на предприятии: понятие инноваций и их классификация.
- 79. Теоретические основы инноватики. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Технологические уклады.
- 80. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Стадии и этапы жизненного цикла инновации- продукта и инновации- процесса.
- 81. Инновационные стратегии и типы инновационного конкурентного поведения фирм (патиенты, эксплеренты, виоленты, коммутанты).
- 82. Риски как объект управления. Классификация рисков.
- 83. Риск-менеджмент: понятие и функции. Стратегия и тактика риск-менеджмента
- 84. Хеджирование как способ управления рисками
- 85. Функционально-стоимостной анализ в системе управления предприятием
- 86. Антикризисное управление предприятием
- 87. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: виды, формы, направления.
- 88. Таможенно-тарифное регулирование в России
- 89. Международная аренда. Виды лизинга
- 90. Контракты в системе вэд. Внешние контракты и методика их составления
- 1. Предмет контракта.