85. Функционально-стоимостной анализ в системе управления предприятием
Новые экономические отношения и качественно иная система менеджмента требуют использования более современных методов исследования СУ. К одному из них следует отнести метод ФСА, который, по признанию ряда ученых, способен быть адекватным современным требованиям при проведении исследовательских работ в сфере управления. Следует отметить, что в основе данного метода лежит одновременный способ использования при функционально-стоимостном анализе изделий промышленности.
ФСА – это метод непрерывного совершенствования продукции, производственных технологий, организационных структур, задачей которого является достижение наивысших потребительских свойств продукта при одновременном снижении всех видов затрат.
Под ФСА понимается метод комплексного исследования функций объекта, направленный на оптимизацию отношений между качеством, полезностью функций объекта и затратами на его реализацию.
Объектами исследования в рамках СУ могут быть все подсистемы (общие линейные, целевые, функциональные, обеспечивающие) и их элементы (кадры управления, технические средства управления, информация, методы управления, технология управления, функции управления, организационная структура управления, управленческие решения).
В ряде случаев объектом анализа может быть не вся СУ, а только ее отдельные подсистемы, подразделения или элементы.
Функционально-стоимостный анализ управления может проводиться:
• при исследовании СУ действующего предприятия;
• разработке систем управления вновь создаваемого предприятия;
• исследовании и разработке проекта развития организации, ее разделении или объединении с другими;
• совершенствовании СУ объединений организаций;
• исследовании реконструируемых организаций и их объединений;
• совершенствовании СУ, связанных с возникшими негативными ситуациями;
• исследованиях, связанных со сменой организационно-правовой формы организации.
Основные идеи ФСА:
потребителя интересует не продукт как таковой, а польза, которую можно получить от его использования, то есть потребителю нужны функции предмета, а не сам предмет;
целесообразно исследовать не сам предмет, а функции, которые он выполняет;
интересующие потребителя функции можно выполнить различными способами, следовательно, с разной эффективностью и затратами;
потребитель стремиться сократить свои затраты;
любой предмет может выполнять большое количество функций;
любая функция может быть выполнена большим количеством предметов;
среди возможных альтернатив реализации функций, существуют такие, в которых соотношение качества и цены является наиболее оптимальным для потребителя;
у любого предмета есть недостатки;
любой предмет можно улучшить.
Цель ФСА заключается в обеспечении потребительских свойств объекта с минимальными затратами на их проявление.
Задачи ФСА:
повышение конкурентоспособности продукции; обеспечение конкурентоспособных цен;
повышение качества объекта;
уменьшение затрат;
замена дефицитных материалов и комплектующих;
увеличение объема выпуска без капитальных затрат;
предупреждение, сокращение, устранение брака;
разработка новых/ совершенствование имеющихся конструкций, технологических процессов, систем организации труда.
повышение производительности труда.
Средства, используемые ФСА:
описание функции объекта с позиции потребителя;
переход от функционального представления объекта с позиции потребителя к параметрическому его представлению с позиции производителя;
определение зависимости функции качества объекта от изменения его параметров;
анализ качества объекта и его составных частей;
анализ затрат выявление неоправданно высоких затрат на всем жизненном цикле объекта;
выявление и постановка главных задач по совершенствованию объекта;
комплекс интеллектуальных методов, новых идей и решений;
оценка решений.
Результаты ФСА:
уменьшение затрат при одновременном повышении потребительских свойств;
уменьшение затрат при сохранении качества;
сокращение затрат при обоснованном снижении некоторых параметров до их функционально необходимого уровня;
повышение качества при сохранение затрат;
повышение качества при некотором экономически обоснованном повышении затрат.
- 75. Экономическое обоснование управленческих решений
- 76. Сущность понятия «организация». Организация как объект, субъект и посредник в обществе. Простые и сложные организации
- 77. Проектирование организационных систем: содержание, этапы, методы.
- 78. Управление инновациями на предприятии: понятие инноваций и их классификация.
- 79. Теоретические основы инноватики. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Технологические уклады.
- 80. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Стадии и этапы жизненного цикла инновации- продукта и инновации- процесса.
- 81. Инновационные стратегии и типы инновационного конкурентного поведения фирм (патиенты, эксплеренты, виоленты, коммутанты).
- 82. Риски как объект управления. Классификация рисков.
- 83. Риск-менеджмент: понятие и функции. Стратегия и тактика риск-менеджмента
- 84. Хеджирование как способ управления рисками
- 85. Функционально-стоимостной анализ в системе управления предприятием
- 86. Антикризисное управление предприятием
- 87. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: виды, формы, направления.
- 88. Таможенно-тарифное регулирование в России
- 89. Международная аренда. Виды лизинга
- 90. Контракты в системе вэд. Внешние контракты и методика их составления
- 1. Предмет контракта.