77. Проектирование организационных систем: содержание, этапы, методы.
1. Проектирование организационных структур
Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не толькоописание организациина начальный момент ее существования, но ипрогнозее дальнейшего развития. Особое место в этом процессе отводится формированию организационной структуры.
Организационная структура управления – понятие многостороннее.
Оно включает: систему целей и их распределение между различными звеньями; состав подразделений, которые связаны определенными отношениями; распределение задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и децентрализации; коммуникации, потоки информации и документооборот, людей и их группы, вступающие во взаимоотношения для решения общих задач.
Многосторонность организационного механизма требует использования научных методов и принципов формирования структур, системного подхода; программно-целевого управления; организационного моделирования.
Системный подход к проектированию организационных структур базируется на соблюдении следующих принципов:
корректная формулировка целей и подцелей проектируемой организации с учетом их актуальности, новизны и возможности практической реализации;
постановка всех управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется невыполнимой;
обоснованное распределение к этим задачам функций, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до исполнителей;
выявление всех необходимых связей и отношений по горизонтали управления, с целью координации деятельности всех функциональных звеньев и вспомогательных служб в рамках выполнения общих текущих задач и реализации перспективных производственных программ;
ограниченное сочетание вертикали и горизонтали управления путем нахождения оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации управления;
соблюдение правил композиции и декомпозиции, сформулированных в законе единства анализа и синтеза.
Особое значение при проектировании организационной системы имеет влияние внешней среды на построение организации и система связей элементов структуры с элементами внешней среды. Исследование влияния внешней среды на функционирование организации должно осуществляться в опред. последовательности.
Последовательное исследование влияния внешней среды:
Выявление и описание элементов внешней среды ->
Установление взаимосвязей с элементами внешней среды ->
->Определение динамики развития элементов внешней среды (изменения, определенность, обратная связь) ->
Оценка влияния внешней среды на организацию ->
Проектирование каждого элемента организационной структуры с учетом внешней среды, в которой данный элемент будет функционировать->
Формирование механизма управления, обеспечивающего своевременную и адекватную реакцию организации на изменение во внешней среде.
Одним из главных недостатков применявшихся методик проектирования организационных структур управления являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, а не их результатов. В условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняются. Поэтому важным условием при проектировании организационной структуры являются цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления.
Системный подход, придавая значение функциям управления и нормативам численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, прежде всего предполагает исходное определение системы целей организации, которые и обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления, т. е. организационную структуру управления.
Каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы.
Последовательность перехода от целей организации к ее структуре показана:
Пирамида, сверху вниз по порядку:
Цели организации
Стратегическая концепция
Стратегия (как организация собир. добиться успеха): возможности, опасности, сильные и слабые стороны(SWOT),бизнес-плане
Организационная модель
Организационная структура управления
Оценка эффективности построения организационной структуры.
2. Этапы и методыпроектирования организационных систем
Процесс формирования организационных структур включает следующие действия: формирование целей и задач; определение состава и места подразделений; определение ресурсного обеспечения подразделений (численность работающих, материальные, финансовые и т. д. ресурсы); разработка регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Выполнение всех вышеперечисленных действий можно осуществить по трем крупным этапам:
1. Формирование общей структурной схемы аппарата управления.
2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.
3. Регламентация организационной структуры.
1. Формирование общей структурной схемы определяет главные характеристики организации; направления, по которым должно осуществляться детальное проектирование как организационной структуры, так и внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения.
На этой стадии определяют:
цели производственно-хозяйственной системы и ее проблемы, подлежащие решению;
общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение;
число уровней в системе управления;
степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на каждом уровне управления;
основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой;
требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними.
Этот этап предусматривает реализацию организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления; распределение конкретных задач между ними; построение внутриорганизационных связей.
3. Регламентация организационной структуры предполагает определение количественных характеристик аппарата управления; перечень процедур управленческой деятельности; определение состава внутренних элементов базовых подразделений (отделов, бюро, групп, должностей); определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ, квалификационный состав исполнителей, распределение задач и работ между конкретными исполнителями, установление ответственности за их выполнение, разработки процедур выполнения управленческих работ в подразделениях, разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении работ, расчет затрат на управление, расчет эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной системы.
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления.
Проектирование организационных структур управления осуществляется на основе следующих методов:
1. Метод аналогий.
2. Экспертно-аналитический метод.
3. Структуризация целей.
4. Организационное моделирование.
1. Метод аналогийсостоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками по отношению к проектируемой организации (целями, технологией, спецификой, размерами и т. д.). К методу аналогии относится разработка типовых структур управления, а также определение границ и условий их применения.
2. Экспертно-аналитический методсостоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов, с привлечением руководителей, что позволяет выявлять специфические особенности проблем и «узкие места» в работе аппарата управления. Данный метод является наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими методами и имеет многообразные формы реализации.
Одной из форм реализации этого метода является «диагностический анализ», основанный на следующих принципах: построение организационной структуры исходя из системы целей; отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления; сочетание функционального и программно-целевого управления и др.
Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
3. Метод структуризации целейпредусматривает выработку системы целей и подцелей организации, включая их количественную и качественную формулировку и последующий анализ организационных структур с позиций их соответствия системе целей. При использовании этого метода выполняются следующие этапы:
разработка системы («дерева») целей, которая является структурной основой для увязки всех видов организационной деятельности, исходя из конечных результатов;
экспертный анализ предполагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей;
составление карт прав и ответственности за достижение целей.
4. Метод организационного моделированияпредставляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений (моделей) распределения полномочий и ответственности в организации. Они являются базой для проведения анализа и оценки различных вариантов организационных структур во взаимосвязи их переменных.
- 75. Экономическое обоснование управленческих решений
- 76. Сущность понятия «организация». Организация как объект, субъект и посредник в обществе. Простые и сложные организации
- 77. Проектирование организационных систем: содержание, этапы, методы.
- 78. Управление инновациями на предприятии: понятие инноваций и их классификация.
- 79. Теоретические основы инноватики. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Технологические уклады.
- 80. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Стадии и этапы жизненного цикла инновации- продукта и инновации- процесса.
- 81. Инновационные стратегии и типы инновационного конкурентного поведения фирм (патиенты, эксплеренты, виоленты, коммутанты).
- 82. Риски как объект управления. Классификация рисков.
- 83. Риск-менеджмент: понятие и функции. Стратегия и тактика риск-менеджмента
- 84. Хеджирование как способ управления рисками
- 85. Функционально-стоимостной анализ в системе управления предприятием
- 86. Антикризисное управление предприятием
- 87. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: виды, формы, направления.
- 88. Таможенно-тарифное регулирование в России
- 89. Международная аренда. Виды лизинга
- 90. Контракты в системе вэд. Внешние контракты и методика их составления
- 1. Предмет контракта.