86. Антикризисное управление предприятием
Антикризисное управление– такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер. Онанаправлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Данные факторы можно разделить на две основные группы:
внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторывозникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
социально-экономические факторы общего развития страны:
рост инфляции;
нестабильность налоговой системы;
нестабильность регулирующего законодательства;
снижение уровня реальных доходов населения;
рост безработицы.
рыночные факторы:
снижение емкости внутреннего рынка;
усиление монополизма на рынке;
нестабильность валютного рынка;
рост предложения товаров-субститутов.
прочие внешние факторы:
политическая нестабильность;
стихийные бедствия;
ухудшение криминогенной ситуации.
Внутренние факторы возникновения кризиса:
управленческие
высокий уровень коммерческого риска;
недостаточное знание конъюнктуры рынка;
неэффективный финансовый менеджмент
плохое управление издержками производства;
отсутствие гибкости в управлении;
недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.
производственные
необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
устаревшие и изношенные основные фонды;
низкая производительность труда;
высокие энергозатраты;
перегруженность объектами социальной сферы.
рыночные
низкая конкурентоспособность продукции;
зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.
Именно неэффективность управленияследует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:
отсутствием стратегиив деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
низкая квалификация и неопытность менеджеров;
низкий уровень ответственностируководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
Принципы, на которых базируется системаантикризисного управления.К числу основных принципов относятся:
Ранняя диагностикакризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых ранних стадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
Срочность реагированияна кризисные явления. Чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.
Адекватность реагированияпредприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. В противном случае не будет получен ожидаемый эффект (если действие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы (если действие механизма избыточно).
Полная реализация внутренних возможностейвыхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.
Антикризисное управление имеет предмет воздействия — факторы кризиса, т.е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего его проявления, наступления кризиса. Факторы кризиса могут быть предполагаемыми и реальными.
Суть антикризисного управлениявыражается в следующих положениях:
кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
к кризисам можно и необходимо готовиться;
кризисы можно смягчать;
управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Кризисы различны, и управление ими также может быть различным.Это многообразие проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и особенно в механизме управления. Не все средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной ситуации.
Система антикризисного управлениядолжна обладать особыми свойствами:
гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
В механизме антикризисного управления приоритетыдолжны быть отданы:
мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избегания ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
интеграции по ценностям профессионализма и компетентности;
инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться профессиональным доверием, целеустремленностью, исследовательским подходом, самоорганизацией, принятием ответственности.
Инструментом антикризисного управленияявляется стабилизационная программа.
Сущность стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением.Заполнение “кризисной ямы” может быть осуществлено увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией).
Увеличение денежных средств основано на переводе активов предприятия в денежную форму:
продажа краткосрочных финансовых вложений.
продажа дебиторской задолженности.
продажа запасов готовой продукции.
продажа избыточных производственных запасов.
продажа инвестиций (деинвестирование).
продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы.
остановка нерентабельных производств.
выведение из состава предприятия затратных объектов.
выкуп долговых обязательств с дисконтом.
конвертация долгов в уставный капитал.
форвардные контракты на поставку продукции.
действия в зависимости от стадии кризиса
Первая стадия кризиса, часто скрытая, — этопадение эффективности капитала, снижение рентабельности и объемов прибыли(кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.
Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда и т.п.
Вторая стадия кризиса— появление убыточности производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия.
Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.
Реструктуризация предприятия и программа стабилизации финансово-экономического состояния требуют экстренных мер по изысканию средств для их осуществления. В случае непринятия таких оперативных мер наступает кризис ликвидности и банкротство. Например, реализация части производственных запасов, материалов, незавершенного производства ниже себестоимости в иной период была бы не оправдана, а в данной ситуации действенная, экстренная мера.
Четвертая стадия — состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности профинансировать даже сокращенное воспроизводство и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения производства, а затем и банкротства. В этой ситуации финансовая несостоятельность нейтрализуется через процедуру банкротства.
Таким образом, первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов.
- 75. Экономическое обоснование управленческих решений
- 76. Сущность понятия «организация». Организация как объект, субъект и посредник в обществе. Простые и сложные организации
- 77. Проектирование организационных систем: содержание, этапы, методы.
- 78. Управление инновациями на предприятии: понятие инноваций и их классификация.
- 79. Теоретические основы инноватики. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Технологические уклады.
- 80. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Стадии и этапы жизненного цикла инновации- продукта и инновации- процесса.
- 81. Инновационные стратегии и типы инновационного конкурентного поведения фирм (патиенты, эксплеренты, виоленты, коммутанты).
- 82. Риски как объект управления. Классификация рисков.
- 83. Риск-менеджмент: понятие и функции. Стратегия и тактика риск-менеджмента
- 84. Хеджирование как способ управления рисками
- 85. Функционально-стоимостной анализ в системе управления предприятием
- 86. Антикризисное управление предприятием
- 87. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: виды, формы, направления.
- 88. Таможенно-тарифное регулирование в России
- 89. Международная аренда. Виды лизинга
- 90. Контракты в системе вэд. Внешние контракты и методика их составления
- 1. Предмет контракта.