Методы точно –вовремя (just in time-j I t)
В 50 –х годах в штате Техас был возведен дом вместо запланированного срока 30 дней за 3 часа за счет того что каждый операцию сделали более точной , а применение результатов сиюминутным ошибки , просчеты , брак , нехватки постепенно стали исчезать. Именно этот потенциал используется в методах организации работ J I T .
Проблемы производственных запасов. В80-е годы институт спроса и предложения в Великобритании подсчитал и обратил внимания общественность на то , что производств, запасы Великобритании, составляет 40 млрд. фунтов стерлингов. , что составило 45% от нац. дохода страны. Система J I T – это средство многократного сокращения запасов .Например , уже ч-з 7 месяцев после Введения этой системы на одном из небольших предприятий Великобритании сократились, площадь складских помещений на 2/3 , потребность в персонале уменьшилось вдвое, на ¾ снизился уровень производственных запасов. Сколько и когда рабочий д-н передать деталей известно из карточки “Канбан” эти данные содержит карточка “Канбан”, сопровождающая контейнер д/ транспортировки деталей и комплектующих. Эта система действует не только м-у 2-мя рабочими на предыдущих и последующих стадиях, но и внутри бригады, м-у бригадами цехами заводами – с механиками, а также предприятиями и магазинами .
Идея JIT- проста, производить материалы к моменту изготовления деталей, детали к моменту сборки готового изделия , выпускать готовые изделия к моменту продажи .Работу на всех этапах определяют карточки КАНБАН, выпускаемые по цепочке от продавца к производителю.
Д/того чтобы эта система работала, надо наличие 2-х условий в производстве:
-
требуется точность и согласованность поставок во времени и пространстве; необходим безотказный самонастраивающийся механизм поставок;
-
все поставляемые компоненты должны быть бездефектными, иначе вся синхронная система разрушится.
Отсюда вывод, что производство у JIT возможно только тогда , когда решена проблема обеспечения качества . Качество – это первый этап организации системы .
Концепция JIT привлекательна не только в связи с сокращением производственных запасов, но и потому что только в этой системе производство делается ясным и управляемым.
Основные мероприятия JIT
-
Компактные предприятия. Численность предприятия не должна превышать 300 человек («сконцентрированная фабрика» производит одно или несколько сложных изделий). Ограничение численности и ассортимента создает чувство общности и облегчает управление. С ограничением ассортимента уменьшается масштаб возникающих проблем. Облегчение управления дает экономию на управленческом аппарате. Очевидно, что это приводит к уменьшению издержек и облегчению решений к конкретной проблемы.
-
Совмещение профессий – это позволяет быстрее найти замену отсутствующим, организовать ротацию кадров, избежать монотонности труда, создать условия д/внедрения групповой технологии.
-
Создание комплексных бригад. Коллективный подход в замен индивидуального
-
Сокращение времени переналадки оборудования. Связанное с переналадкой оборудования простой может быть компенсирован предварительно создаваемым запасом прд-и . Лучшей путь сокращений издержек и требуемых запасов :
-
рабочие сами переналаживают оборудование
-
соответствующие процедуры тщательно обрабатываются и доводятся до совершенства.
Комплексная технология подразумевает установку различных видов оборудования на одном произв. участке. В комплексной технолог. линии легко реализуется преимущество совмещение рабочих профессий и служит дополнительным мотива тором труда
Поставка деталей в минимальных количествах. Точно соответствие объемов поставок комплектующих изделий на все рабочие места. Следует поставлять одну комплект. деталь для изготовляемого конечного труда .Когда процесс организован на комплексном производственном участке, выполнить это просто при необходимости перемещения на другой участок полуфабрикаты для предотвращения поломок и удобства транспортировки , помещают специальный контейнер. Конструкция контейнера соответствует виду и количеству комплектующих элементов
Система контрольных карточек КАНБАН. Должна существовать система контроля за перемещение комплектующих . это система с двумя сопроводительными карточками (производственный и транспортировочный) . Сопроводительная бирка КАНБАН всю необходимую информацию : номер комплектующего элемента , его описания , количество элементов в контейнере , номер контейнера , место изготовления элемента , место их исполнения и.т. В системе КАНБАН предусматривается выполнения правил:
-
обработка любой заготовки допускается только при наличии карточки КАНБАН
-
на каждом доставляемом или отправляемым контейнере должна быть карточка КАНБАН
-
детали должны загружаться только в собственные стандартные контейнеры, и каждый контейнер должны быть заполнены.
КАНБАН - это система которые управляют сами рабочие.
-
Не перегружать производственные мощности. В системе JIT у рабочих появляется дополнительные обязанности по управлению производством, переналадки и текущему ремонту оборудованию, контроль качества исправления брака, все это нужно учитывать при планировании производственной мощности. Считается не допустимым уровня загрузки персонала и оборудования.
-
налаживания и поддержания согласованной и ритмичной работы с равномерно объемом производства за период. Система JIT каждая операция заканчивается строго вовремя, т.к внутрипроизводственного запаса, которые могли бы сгладить сбой, отсутствуют. Максимальные размеры внутрипроизводственных запасов определяется числом карточек КАНБАН и вместимостью контейнера. Обычно этих запасов хватает на час работы. Для обеспечения ритмичности требуется:
-
Сократить до минимума времени подготовительно-заключительных операций производств пр-ов.
-
Разместить оборудование так чтобы минимизировать путь между операциями.
-
Согласовать нормы времени на выполнения каждой операции с тем , обеспечить непрерывность прц-а
-
Обеспечить поступления от поставщиков комплектующих элементов гарантирующего качества строгом соответствии с графиком поставок
Методы управления
Группа методов | Механизм воздействия на объект управления | Стимул выполнения управленческого воздействия | Виды воздействия |
Экономические
| Косвенный стимулирующий
| Материальная заинтересованность | Поощрительные фонды, кредиты, цены, прибыль, технико-экономический анализ |
Социально-психологические
| Косвенный стимулирующий
| Моральная ответственность
| Стиль руководства, психологический климат, традиции, мотивы, ценности. |
Правовые и организационно-распорядительные
| Прямой директивный
| Дисциплинарная ответственность
| Нормы гражданско-административного права, приказы, распоряжения инструкции.
|
Рис. Социально-психологические методы управления качеством
Рис. Организационные методы управления качеством
- Классификация средств и методов управления качеством
- Статистические методы управления качеством
- Организационно-технологические методы ук
- «Статистические методы в управлении качеством»
- «Семь простых методов управления качеством»: краткая характеристика, целевое назначение и возможности применения в практике деятельности организации на примерах.
- Реинжиниринг бизнес – процессов
- Различия между постоянным улучшением и реинжинирингом
- Метод fmea
- Установление и фиксация всех возможных дефектов (несоответствий).
- Оценка всех возможных последствий дефектов для Потребителя (Заказчика).
- Оценка вероятности возникновения и обнаружения дефекта и на их основе оценка риска для Потребителя (Заказчика).
- Бенчмаркинг: краткая характеристика подхода; возможные области и примеры применения.
- Внешний
- Методы точно –вовремя (just in time-j I t)
- Контроль качества
- Удовлетворённость потребителя