Удовлетворённость потребителя
Определение удовлетворенности потребителя является актуальной задачей не только для предприятия, она важна для отрасли и для государства. Проведение опросов потребителей имеет ключевое значение при определении уровня удовлетворенности. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Каждое предприятие может по-своему подходить к решению этой задачи, проводя опрос либо силами собственных сотрудников, либо приглашая сторонних консультантов.
С учетом изложенного авторы предлагают относить к показателям удовлетворенности потребителя следующее:
-
отношение числа рекламаций к общему числу поставок или продаж за определенный период времени;
-
отношение затрат на исправление рекламаций к прибыли по данному заказу за определенный период;
-
процент выполнения заказов в установленный срок;
-
количество жалоб на одного клиента;
-
отношение числа повторных заказов к количеству потребителей за единицу времени;
-
отношение числа новых клиентов к общему числу клиентов;
-
время обработки запроса (рекламации или жалобы);
-
доступность персонала для клиентов;
-
оценка или индекс удовлетворенности потребителя, полученные по результатам опроса.
1. Измерение потребностей и желаний клиентов, в том числе:
— проведение качественных измерений (опросы потребителей, изучение фокус-групп);
— проведение количественных измерений (проведение исследований);
— прогнозирование потребительского поведения.
2. Измерение удовлетворенности потребителей, в том числе:
— контроль удовлетворения продуктами и услугами;
— контроль за разрешением жалоб потребителей;
— контроль за удовлетворенностью обслуживанием.
3. Контроль за изменениями на рынке и в ожиданиях клиентов, в том числе:
— определение слабых мест продуктов и услуг;
— определение новшеств, отвечающих требованиям клиентов;
— определение реакции клиентов на предложения конкурентов.
Предлагается следующая методика оценки удовлетворенности потребителя, которая состоит из четырех этапов:
1) подготовка на предприятии предложений по выявлению мнений потребителя;
2) выявление реакции потребителя на предлагаемый ему товар, услугу или какой-то вид деятельности;
3) анализ информации и предварительные измерения удовлетворенности;
4) определение уровня удовлетворенности. Рассмотрим содержание каждого этапа.
Этап 1. Подготовка персонала. На этом этапе проводится весьма трудоемкая работа по инициированию контактов потребителя с работниками предприятия, а также работа по формированию содержания вопросов. Для данного этапа характерны следующие мероприятия:
-
разработка методов прямого контакта с потребителем (опросы, интервью и др.);
-
подготовка коммуникационных каналов (телефон, мобильная связь, почтовая связь, связь через Интернет и др.) косвенного контакта с потребителем;
-
подготовка вопросов, обеспечивающих получение информации по измерению удовлетворенности;
-
разработка методов стимулирования персонала предприятия по лучшей подготовке к встрече с потребителями;
-
разработка стратегии взаимодействия с потребителем;
-
подготовка встреч с коллективом потребителей;
-
оценка готовности к контакту с потребителем;
-
подготовка вопросов, обеспечивающих получение информации по удовлетворению деятельности самого предприятия и его персонала;
-
активизация отношения руководства предприятия к контакту с потребителем;
-
подготовка фокус-групп;
-
обучение работников методам подготовки предприятия к контакту с потребителем;
-
повышение качества системы подготовки к контактам;
-
разработка системы управления удовлетворенностью потребителя.
Этап 2. Реакция потребителя. Это самый ответственный этап, так как в нем отражается объективное мнение о продукции (услуге) и одновременно проверяется эффективность мероприятий по подготовке к контакту. Информация, получаемая от потребителя:
-
факт приобретения товара или получения услуги (коммерческой);
-
ответы на интервью (устные опросы);
-
ответы на вопросы в анкетах;
-
ответы по техническим каналам связи;
-
материалы фокус-групп;
-
результаты обсуждения на встречах персонала с коллективом потребителей;
-
рекламации;
-
жалобы (в любой форме);
-
мнения постоянных клиентов;
-
мнения «отступников» (перебежчиков).
Этап 3. Анализ информации. На этом этапе производится измерение и сортировка ответов по направлениям, связанным со спецификой вопроса:
-
ответы на качество продукта;
-
ответы на цену продукта;
-
ответы на качество коммерческой услуги;
-
ответы на качество обслуживания клиента при продажах;
-
ответы на качество работы персонала службы маркетинга;
-
ответы на позицию руководства предприятия;
-
отчеты фокус-групп;
-
отчеты по рекламациям.
Этап 4. Определение уровня удовлетворенности. На этом этапе:
-
подводятся итоги удовлетворенности и неудовлетворенности потребителя;
-
определяется динамика удовлетворенности;
-
оценивается лояльность потребителей;
-
оценивается уровень «отступничества».
- Классификация средств и методов управления качеством
- Статистические методы управления качеством
- Организационно-технологические методы ук
- «Статистические методы в управлении качеством»
- «Семь простых методов управления качеством»: краткая характеристика, целевое назначение и возможности применения в практике деятельности организации на примерах.
- Реинжиниринг бизнес – процессов
- Различия между постоянным улучшением и реинжинирингом
- Метод fmea
- Установление и фиксация всех возможных дефектов (несоответствий).
- Оценка всех возможных последствий дефектов для Потребителя (Заказчика).
- Оценка вероятности возникновения и обнаружения дефекта и на их основе оценка риска для Потребителя (Заказчика).
- Бенчмаркинг: краткая характеристика подхода; возможные области и примеры применения.
- Внешний
- Методы точно –вовремя (just in time-j I t)
- Контроль качества
- Удовлетворённость потребителя