logo
Лекции кратко СИМУК

Удовлетворённость потребителя

Определение удовлетворенности потребителя является актуаль­ной задачей не только для предприятия, она важна для отрасли и для государства. Проведение опросов потребителей имеет ключевое значе­ние при определении уровня удовлетворенности. Это трудоемкий и до­рогостоящий процесс. Каждое предприятие может по-своему подходить к решению этой задачи, проводя опрос либо силами собственных со­трудников, либо приглашая сторонних консультантов.

С учетом изложенного авторы предлагают относить к показате­лям удовлетворенности потребителя следующее:

1. Измерение потребностей и желаний клиентов, в том числе:

— проведение качественных измерений (опросы потребителей, изучение фокус-групп);

— проведение количественных измерений (проведение иссле­дований);

— прогнозирование потребительского поведения.

2. Измерение удовлетворенности потребителей, в том числе:

— контроль удовлетворения продуктами и услугами;

— контроль за разрешением жалоб потребителей;

— контроль за удовлетворенностью обслуживанием.

3. Контроль за изменениями на рынке и в ожиданиях клиентов, в том числе:

— определение слабых мест продуктов и услуг;

— определение новшеств, отвечающих требованиям клиентов;

— определение реакции клиентов на предложения конку­рентов.

Предлагается следующая методика оценки удовлетворен­ности потребителя, которая состоит из четырех этапов:

1) подготовка на предприятии предложений по выявлению мне­ний потребителя;

2) выявление реакции потребителя на предлагаемый ему товар, услугу или какой-то вид деятельности;

3) анализ информации и предварительные измерения удов­летворенности;

4) определение уровня удовлетворенности. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Этап 1. Подготовка персонала. На этом этапе проводится весьма трудоемкая работа по инициированию контактов потребителя с работ­никами предприятия, а также работа по формированию содержания вопросов. Для данного этапа характерны следующие мероприятия:

Этап 2. Реакция потребителя. Это самый ответственный этап, так как в нем отражается объективное мнение о продукции (услуге) и од­новременно проверяется эффективность мероприятий по подготовке к контакту. Информация, получаемая от потребителя:

Этап 3. Анализ информации. На этом этапе производится измере­ние и сортировка ответов по направлениям, связанным со спецификой вопроса:

Этап 4. Определение уровня удовлетворенности. На этом этапе:

11