88. Таможенно-тарифное регулирование в России
В соответствии с федеральным законом РФ от 13.10.1995 N 157-ФЗ(ред. от 10.02.1999)«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»методами государственного регулирования внешней торговли являются:
таможенно-тарифное регулирование (применением импортного и экспортного таможенного тарифа);
нетарифное регулирование (в том числе квотирование и лицензирование).
Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;
фискальная функция - обеспечение поступления средств в бюджет.
С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.
Элементами таможенно-тарифного регулированияявляются:
• таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин;
• таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;
• таможенный режим;
• товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.
В числе принципов государственного регулирования важнейшими являются: равенство участников внешнеторговой деятельности (ВТД); защита интересов государства и участников ВТД;единство внешнеторговой политики и общеэкономических задач, таможенной территории, торговой политики и контроля; приоритет экономических мер государственного регулирования.
Отношения РФ с иностранными государствами в области ВТД строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из договоров РФ с государствами.
В соответствии с Таможенным Кодексом РФ (ТК) все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств в порядке, предусмотренном ТК.
Ограничения на ввоз и вывоз могут быть установлены исходя из:
соображений экономической политики;
выполнения международных обязательств РФ;
защиты внутреннего потребительского рынка;
как ответная мера на дискриминационные акции других государств и т.д.
Таможенный тариф является одним из основных инструментов торговой политики государства. Под таможенным тарифом понимают перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны. Товарная номенклатура – это классификатор товаров, который применяется для целей государственного регулирования экспорта и импорта и статистического учета внешнеторговых операций.
Различают одноколоночные и многоколоночные тарифы, которые соответственно не предусматривают или предусматривают возможность применения к товару различных ставок пошлин в зависимости от того, какой режим действует для страны - экспортера.
Таким образом, таможенный тариф может состоять из трех основных элементов:
ставок таможенных пошлин;
системы классификации товаров, которая создается специально для целей регулирования и учета внешнеторговой деятельности;
правил применения автономных, договорных и преференциальных пошлин, то есть системы колонок тарифа у многоколоночного тарифа.
Системы одноколоночного тарифа встречаются достаточно редко.
В многоколоночных тарифах чаще всего предусматриваются следующие колонки тарифа:
для товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется соглашение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Иногда эту колонку тарифа называют базовой;
для товаров, ввозимых из стран, которые не имеют соглашений о предоставлении режима наибольшего благоприятствования. Обычно это самые высокие пошлины;
товары, которые ввозятся из стран, пользующихся преференциальным режимом, эти пошлины обычно наиболее низкие. Преференции могут предоставляться как на односторонней основе в рамках ЮНКТАД, так и в рамках создания преференциальных соглашений между странами (например, создания зон свободной торговли).
Таможенные тарифы могут иметь и более сложную структуру с указанием ставок в рамках тарифных квот, компенсационных и других сборов.
Импортная таможенная пошлина– наиболее традиционный инструмент торговой политики, направленный на ограничение доступа иностранных товаров на внутренний рынок. Экспортные таможенные пошлины менее распространены и направлены на ограниченийвывоза определенных товаров из страны и решение фискальных задач.
Транзитные пошлиныв настоящее время применяются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
По способу взимания таможенные пошлины делятся на:
адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемых товаров (например, 10 евро за 1 кг);
комбинированные - сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 кг);
смешанные – сочетают оба вида (адвалорные и специфические) таможенного обложения путем суммирования (например, 20% от таможенной стоимости плюс 2 евро за 1 кг).
Адвалорные пошлины наиболее распространены. Они в наибольшей степени подходят для применения к готовым изделиям, машинотехнической и наукоемкой продукции. Недостатком адвалорных пошлин является необходимость правильного определения цены товара (таможенной стоимости), а это не всегда удается сделать.
Преимуществом специфических пошлин является отсутствие необходимости точного определения цены товара (таможенной стоимости). Они более благоприятны для ввоза дорогих сортов и видов товара. Наиболее часто специфические пошлины применяются промышленно развитыми странами в отношении сельскохозяйственных товаров, а также в тарифах развивающихся стран, которые используют таможенный тариф как средство пополнения государственного бюджета и не обладают достаточно квалифицированной таможенной службой.
Комбинированные пошлинымогут действовать как адвалорные пошлины, пока цена товара высокая. В случае снижения цен или ввоза более дешевых сортов товара они начинают действовать как специфические пошлины. В целом комбинированные пошлины позволяют эффективно, как и специфические пошлины, ограничивать ввоз дорогих сортов товара и уменьшить риск негативных последствий занижения таможенной стоимости, который может возникнуть при применении адвалорных пошлин, и при этом в меньшей степени вносить искажения, характерные для специфических пошлин.
Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов в интересах покровительствования национальному производству являются принцип эскалации тарифаи система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками.
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.
Этому принципу следуют подавляющее большинство государств. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки.
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.
Политика эффективной тарифной защиты – политика применения низких ставок импортных пошлин на импортное сырье и комплектующие и высоких ставок импортных пошлин на конечную продукцию.
Применение мер таможенно-тарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров производится определение страны происхождения товаров. Правила определения страны происхождения товаров устанавливаются в целях применения тарифных преференций либо непреференциальных мер торговой политики.
- 75. Экономическое обоснование управленческих решений
- 76. Сущность понятия «организация». Организация как объект, субъект и посредник в обществе. Простые и сложные организации
- 77. Проектирование организационных систем: содержание, этапы, методы.
- 78. Управление инновациями на предприятии: понятие инноваций и их классификация.
- 79. Теоретические основы инноватики. Длинные волны н.Д. Кондратьева. Технологические уклады.
- 80. Инновационный процесс и инновационная деятельность. Стадии и этапы жизненного цикла инновации- продукта и инновации- процесса.
- 81. Инновационные стратегии и типы инновационного конкурентного поведения фирм (патиенты, эксплеренты, виоленты, коммутанты).
- 82. Риски как объект управления. Классификация рисков.
- 83. Риск-менеджмент: понятие и функции. Стратегия и тактика риск-менеджмента
- 84. Хеджирование как способ управления рисками
- 85. Функционально-стоимостной анализ в системе управления предприятием
- 86. Антикризисное управление предприятием
- 87. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: виды, формы, направления.
- 88. Таможенно-тарифное регулирование в России
- 89. Международная аренда. Виды лизинга
- 90. Контракты в системе вэд. Внешние контракты и методика их составления
- 1. Предмет контракта.