3.1. Этапы разработки стратегии.
Стратегическое управление как совокупность взглядов на управление рыночными возможностями предприятия исходит из того, что «завтра начинается сегодня» и именно своевременность и успешность решения сегодняшних проблем в значительной степени будут формировать будущее состояние предприятия. Усиление нестабильности внешней среды, расширяющееся разнообразие факторов и процессов, по-новому определяют содержание и поле деятельности управленцев.
В настоящее время увеличивается роль и значение стратегических решений по предотвращению или смягчению последствий действия угроз и созданию благоприятных условий для укрепления позиций предприятия на рынке.
Стратегическое управление затрагивает широкий круг проблем, ориентированных на будущее, связанных с генеральными целями организации и находящихся под воздействием внешних факторов.
Основные задачи стратегического менеджмента – это разработка и реализация стратегии организации. Эти задачи осуществляются в несколько этапов. Могут использоваться различные подходы к последовательности этапов стратегического управления в зависимости от состояния внешней среды, самой фирмы, уровня менеджмента. Согласно разработкам Томпсона – Стрикленда, задачи формирования стратегии решаются в пять этапов.
Определение стратегического видения и миссии
Формирование системы целей Этап стратегического анализа
Проведение стратегического анализа
Внешней среды Внутренней среды
Угрозы возможности Преимущества недостатки
Разработка стратегических альтернатив
Этап стратегического выбора
Выбор стратегии
Реализация стратегии
Этап реализации стратегии
Оценка результатов и стратегический контроль обратная
связь
Рис. Основные этапы процесса стратегического управления.
Разработка любой стратегии предполагает обязательное использование обратной связи, которая обеспечивает возможность корректировки результатов в зависимости от изменения внешней среды и допускается на каждом этапе разработки стратегии.
Каждый из этапов имеет, в известной мере, самостоятельное значение и требует своих специфических процедур и подходов.
Стратегический анализ – это процесс определения критически важных элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать и способность организации к достижению поставленных целей. Заключается в содержательном и формальном описании объекта исследования, выявлении особенностей, закономерностей и тенденций его развития, определении способа управления этим объектом.
Стратегический выбор включает формирование и анализ альтернативных направлений развития предприятия, осуществляется по определенным критериям с использованием специально разработанного инструментария.
Реализация стратегии и стратегический контроль – предусматривает возможность корректировки двух предыдущих этапов, проверяет осуществимость и материализуемость ранее принятых решений.
Данный этап призван обеспечить качественную обратную связь: отслеживать получаемые результаты и сравнивать их с целями, готовить заключения относительно действующей стратегии.
- Фгоу впо «балтийская государственная академия рыбопромыслового флота»
- Конспект лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов очной, заочной и очно-заочной формы обучения специальности «Менеджмент»
- 1. Сущность см: основные понятия и категории
- 2. Многоуровневое стратегическое управление.
- 2.1. « Пирамида стратегий»
- 2.2. Классификация корпоративных (типовых) стратегий.
- 2.3. Конкурентные (деловые) стратегии.
- 2.4. Функциональные стратегии
- 3. Процесс стратегического управления.
- 3.1. Этапы разработки стратегии.
- 3.2. Этап стратегического анализа.
- 3.2.1. Определение стратегического видения и миссии.
- 3.2.2. Формирование системы целей.
- 3.2.3. Стратегический анализ внутренней среды фирмы.
- 3.2.4. Стратегический анализ внешней среды.
- Выбор стратегических альтернатив
- 3. Модель gap – анализа (анализ разрывов)
- 5.1 Матрица «Продукт – рынок» (Матрица Ансоффа)
- 5.2. Матрица Бостонской консультативной группы (bcg)
- 5.3. Матрица «Мак Кинси» (Mc Kincey)