logo search
оценка соотвт КЛ_ОСАС

1.1.2 Основополагающие документы системы технического нормирования и стандартизации

В соответствии с системой технического нормирования и стандартизации к техническим нормативным правовым актам (ТНПА)в области технического нормирования и стандартизации относятся:

С 2005 года началась работа по разработке ТНПА на основе единых требований к документам этого уровня. Эта работа носит системный характер и проводится на основе ежегодных планов государственной стандартизации, охватывающих все отрасли промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.

Для комплексного решения задач по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции методами стандартизации в приоритетных отраслях экономики утвержден ряд целевых программ по стандартизации в сфере лесного хозяйства, энергосбережения, строительства. В их выполнении участвуют органы государственного управления, научно-исследовательские институты и предприятия республики.

Ежегодно в Беларуси принимается более 300 государственных стандартов. Это обеспечивает необходимое пополнение и поддержание в актуализированном состоянии действующего фонда государственных стандартов, насчитывающего более 22 тысячи документов. Уровень гармонизации принимаемых государственных стандартов с международными составляет около 50%.

1.1.2.1 Технические регламенты. Технический регламент – документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ISO, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение.

 Основными целями разработки и утверждения технических регламентов в Республике Беларусь являются:

1.1.2.2 Технические кодексы установившейся практики. Технические кодексы установившейся практики (ТКП) разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Разработка и утверждение технических кодексов установившейся практики осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики. Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» разработаны основополагающие документы Системы технического нормирования и стандартизации, устанавливающие правила разработки технических регламентов (ТКП 1.0–2004), технических кодексов установившейся практики (ТКП 1.1–2004), государственных стандартов(ТКП 1.2–2004) и технических условий (ТКП 1.3–2010), правила опубликования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ТКП 1.4–2006), правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов (ТКП 1.5–2004), правила планирования работ по техническому нормированию и стандартизации (ТКП 1.6-2006), правила разработки межгосударственных стандартов (ТКП 1.7–2007), правила подготовки уведомлений о технических регламентах, технических кодексах установившейся практики и государственных стандартах (ТКП 1.8–2008), правила принятия международных, региональных и национальных стандартов других государств в качестве государственных стандартов (ТКП 1.9–2007), правила построения, изложения, оформления и содержания технических регламентов (ТКП 1.10–2007), требования к издательскому оформлению и полиграфическому исполнению официальных изданий технических регламентов, технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов (ТКП 1.11–2008), правила организации и работы технических комитетов по стандартизации (ТКП 1.12–2008), а также ТКП 17.01.01–2010 «Охрана окружающей среды и природопользование. Технические нормативные правовые акты и пособия в области охраны окружающей среды и природопользовании. Порядок разработки, правила изложения, оформление и издание».

Разработку ТКП в области охраны окружающей среды обеспечивает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Структура ТКП устанавливается ТКП 17.01.01-2010 и отражает основные направления деятельности в области охраны окружающей среды:

01 – организационно методические ТКП;

02 – правила охраны природы и природопользования (общие природоохранные требования);

03 – земли (в том числе почвы);

04 – недра;

05 – растительный мир;

06гидросфера;

07 – животный мир;

08 – атмосферный воздух (в том числе озоновый слой);

09 – климат;

10 – гидрометеорологическая деятельность;

11 – отходы;

12 – территории;

13 – аналитический контроль и мониторинг;

14 – продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг, в результате которых используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду;

15 – другие объекты.

В цифровом обозначении ТКП отражается информация об области его действия. Например, ТКП17.08.06–2006: 17 – охрана окружающей среды; 08 – атмосферный воздух; 06 – порядковый номер ТКП в области охраны атмосферного воздуха; 2006 – год утверждения.

1.1.2.3 Государственные стандарты Республики Беларусь. Для выполнения требований технических регламентов в качестве доказательной базы будут применяться государственные стандарты, которые раскрывают требования технических регламентов и устанавливают методы контроля.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

Таким образом, государственные стандарты становятся для производителей помощниками в выполнении требований технических регламентов, а также в выборе наиболее приемлемых решений для выпуска качественной и конкурентоспособной продукции.

Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.