1.1.2 Основополагающие документы системы технического нормирования и стандартизации
В соответствии с системой технического нормирования и стандартизации к техническим нормативным правовым актам (ТНПА)в области технического нормирования и стандартизации относятся:
технические регламенты;
технические кодексы установившейся практики;
государственные стандарты Республики Беларусь;
стандарты организаций;
технические условия.
С 2005 года началась работа по разработке ТНПА на основе единых требований к документам этого уровня. Эта работа носит системный характер и проводится на основе ежегодных планов государственной стандартизации, охватывающих все отрасли промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
Для комплексного решения задач по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции методами стандартизации в приоритетных отраслях экономики утвержден ряд целевых программ по стандартизации в сфере лесного хозяйства, энергосбережения, строительства. В их выполнении участвуют органы государственного управления, научно-исследовательские институты и предприятия республики.
Ежегодно в Беларуси принимается более 300 государственных стандартов. Это обеспечивает необходимое пополнение и поддержание в актуализированном состоянии действующего фонда государственных стандартов, насчитывающего более 22 тысячи документов. Уровень гармонизации принимаемых государственных стандартов с международными составляет около 50%.
1.1.2.1 Технические регламенты. Технический регламент – документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), в отличие от ISO, ГОСТ, ТУ и других стандартов, имеющих добровольное применение.
Основными целями разработки и утверждения технических регламентов в Республике Беларусь являются:
защита жизни, здоровья и наследственности человека;
защита имущества;
охрана окружающей среды;
предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
1.1.2.2 Технические кодексы установившейся практики. Технические кодексы установившейся практики (ТКП) разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Разработка и утверждение технических кодексов установившейся практики осуществляются республиканскими органами государственного управления.
Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики. Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.
В рамках реализации Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» разработаны основополагающие документы Системы технического нормирования и стандартизации, устанавливающие правила разработки технических регламентов (ТКП 1.0–2004), технических кодексов установившейся практики (ТКП 1.1–2004), государственных стандартов(ТКП 1.2–2004) и технических условий (ТКП 1.3–2010), правила опубликования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (ТКП 1.4–2006), правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов (ТКП 1.5–2004), правила планирования работ по техническому нормированию и стандартизации (ТКП 1.6-2006), правила разработки межгосударственных стандартов (ТКП 1.7–2007), правила подготовки уведомлений о технических регламентах, технических кодексах установившейся практики и государственных стандартах (ТКП 1.8–2008), правила принятия международных, региональных и национальных стандартов других государств в качестве государственных стандартов (ТКП 1.9–2007), правила построения, изложения, оформления и содержания технических регламентов (ТКП 1.10–2007), требования к издательскому оформлению и полиграфическому исполнению официальных изданий технических регламентов, технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов (ТКП 1.11–2008), правила организации и работы технических комитетов по стандартизации (ТКП 1.12–2008), а также ТКП 17.01.01–2010 «Охрана окружающей среды и природопользование. Технические нормативные правовые акты и пособия в области охраны окружающей среды и природопользовании. Порядок разработки, правила изложения, оформление и издание».
Разработку ТКП в области охраны окружающей среды обеспечивает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Структура ТКП устанавливается ТКП 17.01.01-2010 и отражает основные направления деятельности в области охраны окружающей среды:
01 – организационно методические ТКП;
02 – правила охраны природы и природопользования (общие природоохранные требования);
03 – земли (в том числе почвы);
04 – недра;
05 – растительный мир;
06 – гидросфера;
07 – животный мир;
08 – атмосферный воздух (в том числе озоновый слой);
09 – климат;
10 – гидрометеорологическая деятельность;
11 – отходы;
12 – территории;
13 – аналитический контроль и мониторинг;
14 – продукция, процессы ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг, в результате которых используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду;
15 – другие объекты.
В цифровом обозначении ТКП отражается информация об области его действия. Например, ТКП17.08.06–2006: 17 – охрана окружающей среды; 08 – атмосферный воздух; 06 – порядковый номер ТКП в области охраны атмосферного воздуха; 2006 – год утверждения.
1.1.2.3 Государственные стандарты Республики Беларусь. Для выполнения требований технических регламентов в качестве доказательной базы будут применяться государственные стандарты, которые раскрывают требования технических регламентов и устанавливают методы контроля.
Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:
национальной безопасности;
защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:
требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг; требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;
требования к технической и информационной совместимости;
правила оформления технической документации;
общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;
требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг; термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно–методические правила и нормы.
Таким образом, государственные стандарты становятся для производителей помощниками в выполнении требований технических регламентов, а также в выборе наиболее приемлемых решений для выпуска качественной и конкурентоспособной продукции.
Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.
- В.Н. Марцуль, в.И. Романовский Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 1 Законодательная и нормативная база системы оценки соответствия Республики Беларусь (Лекции 1-2)
- 1.1 Техническое нормирование и стандартизация как основа оценки соответствия
- 1.1.1 Цель и принципы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2 Основополагающие документы системы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2.4 Стандарты организаций. Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.
- 1.3 Государственное управление в области оценки соответствия
- Раздел 2. Аккредитация (Лекции 3-7)
- 2.1 Национальная система аккредитации Республики Беларусь
- Целями аккредитации являются:
- 2.2 Субъекты и объекты аккредитации
- 2.2.1 Эксперты по аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.2.2 Органы по сертификации
- 2.3 Аккредитация лаборатории экологического контроля
- 2.3.1 Общие требования к аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.3.2 Подготовка к аккредитации лаборатории экологического контроля
- 2.3.3 Документация аккредитованной лаборатории
- 2.3.4 Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.3.4 Внутилабораторный контроль качества выполнения измерений
- 2.3.5 Порядок проведения инспекционного (периодического) контроля за деятельностью аккредитованных испытательных, калибровочных и поверочных лабораторий
- 2.4 Аккредитация органов по сертификации
- 2.5 Реестр Системы аккредитации Республики Беларусь
- Раздел 3. Подтверждение соответствия (Лекции 8-12)
- 3.1 Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.1.1 Экологическая сертификация
- 3.1.2 Основополагающие документы Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.2 Системы управления, как объект сертификации
- 3.2.1 Особенности сертификации систем менеджмента качества
- 3.2.2 Системы управления окружающей средой (суос) как объект сертификации
- 3.2.3 Другие системы управления как объекты сертификации
- 3.3 Продукция как объект сертификации
- 3.4 Маркировка
- 3.5 Компетентность персонала, экспертов, аудиторов как объект оценки соответствия
- 3.6 Услуги в области охраны окружающей среды как объекты сертификации
- 3.7 Реестр Системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 4 Совершенствование Системы оценки соответствия Республики Беларусь
- Литература Основная:
- Дополнительная:
- Оглавление
- Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 220050. Минск, Свердлова, 13а. Лицензия лв № 276 от 15.04.03.