1.1.2.4 Стандарты организаций. Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.
Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими.
Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.
Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.
Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.
1.1.2.5 Технические условия. Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации и устанавливают требования к качеству и безопасности продукции конкретного изготовителя.
Технические условия вводятся в действие в сроки, установленные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, их утвердившими.
Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.
1.1.2.6 Международные стандарты в области оценки соответствия
ISO (Международная организация по стандартизации) и IEC (Международная электротехническая комиссия) составляют вместе специализированную систему всемирной стандартизации. Национальные органы – члены ISO или IEC – участвуют в разработке международных стандартов при посредстве технических комитетов. Комитеты-члены ISO и IEC сотрудничают в областях общего интереса. Другие правительственные и неправительственные международные организации, сотрудничающие с ISO и IEC, также принимают участие в этой работе. В области оценки соответствия комитет ISO по оценке соответствия (КАСКО) является ответственным за разработку международных стандартов и Руководств.
Цели международной стандартизации:
– сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;
– обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;
– содействие международной торговле;
– содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.
Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их.
Законодательная база оценки соответствия
Законодательной основой для проведения работ по оценке соответствия, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации». 14 июля 2011 года вступила в силу новая редакция этого закона (Закон Республики Беларусь от 31.12.2010 № 228-З), направленная на гармонизацию национальной системы оценки соответствия с международными правилами.
Закон регулирует отношения, возникающие при оценке соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Действие Закона не распространяется на отношения, возникающие при оценке соответствия в области авиации, здравоохранения, оказания юридических услуг, бухгалтерского учета и эмиссии ценных бумаг.
Законом устанавливаются виды оценки соответствия, представленные на рисунке 1.1.
Рисунок – Упрощенная структура оценки соответствия
Аккредитация – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции.
Подтверждение соответствия – вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.
Структуру Системы образуют:
– Национальный орган по оценке соответствия;
– Совет Системы;
– Комиссия по апелляциям;
– уполномоченные государственные органы;
– аккредитованные органы по сертификации продукции;
– аккредитованные органы по сертификации выполнения работ, оказания услуг;
– аккредитованные органы по сертификации систем управления;
– аккредитованные органы по сертификации профессиональной компетентности персонала;
– штат экспертов-аудиторов;
– аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
– центр подготовки экспертов-аудиторов;
– методические центры по подтверждению соответствия.
Объекты оценки соответствия:
– продукция, процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
– выполнение работ;
– оказание услуг;
– профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг, в том числе экспертов-аудиторов аккредитованных органов по сертификации;
– системы управления:
– система управления качеством (системы менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001, СТБ ISO 13485 – для организаций, производящих медицинские изделия, а также предоставляющих связанные с ними услуги, СТБ ISO/TS 16949 – для организаций, производящих составные и запасные части, используемые в автомобилестроении);
– система обеспечения качества на основе принципов надлежащей производственной практики (GMP) в соответствии с требованиями СТБ 1435 – для организаций, производящих фармацевтическую продукцию;
– система управления энергопотреблением в соответствии с требованиями СТБ 1777;
– система управления окружающей средой в соответствии с требованиями СТБ ISO 14001;
– система управления безопасностью продукции (система менеджмента безопасности пищевых продуктов в соответствии с требованиями СТБ ISO 22000, система менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек (HACCP) в соответствии с требованиями СТБ 1470);
– система менеджмента информационной безопасности в соответствии с требованиями СТБ ISO/IEC 27001;
– система управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001;
– система лесоуправления и лесопользования в соответствии с требованиями СТБ 1708.
Документами, которые выдаются по результатам оценки соответствия, в случае положительно результата являются:
– аттестат аккредитации;
– сертификат соответствия;
– сертификат компетентности;
– декларация соответствия.
Субъектами оценки соответствия являются:
– Национальный орган по оценке соответствия;
– уполномоченные государственные органы;
– аккредитованные органы по сертификации;
– аккредитованные испытательные лаборатории (центры);
– эксперты-аудиторы;
– методические центры по подтверждению соответствия;
– центр подготовки экспертов-аудиторов;
– заявители на подтверждение соответствия (далее – заявители);
– заявители на проведение испытаний;
– изготовители (продавцы);
– исполнители работ, услуг.
Цели оценки соответствия:
– удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТНПА;
– обеспечение защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
– предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции (работ, услуг) относительно их назначения, качества и безопасности;
– повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
– обеспечение энерго- и ресурсосбережения;
– создание благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.
Принципы оценки соответствия:
1. гармонизация с международными и межгосударственными (региональными) подходами в области оценки соответствия;
2. обеспечение идентичности правил и процедур подтверждения соответствия продукции отечественного и иностранного производства;
3. соблюдение требований конфиденциальности сведений, полученных при выполнении работ по оценке соответствия.
В отдельных главах учебно-методического пособия будут рассмотрены некоторые вопросы оценки соответствия, основные положения соответствующих НПА, которые регламентируют действия в конкретных областях (аккредитации и подтверждения соответствия).
При изучении вопросов, связанных с регулированием и организацией деятельности по оценке соответствия необходимо познакомиться с упомянутыми нормативными правовыми актами, используя при этом актуализированные версии документов.
- В.Н. Марцуль, в.И. Романовский Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 1 Законодательная и нормативная база системы оценки соответствия Республики Беларусь (Лекции 1-2)
- 1.1 Техническое нормирование и стандартизация как основа оценки соответствия
- 1.1.1 Цель и принципы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2 Основополагающие документы системы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2.4 Стандарты организаций. Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.
- 1.3 Государственное управление в области оценки соответствия
- Раздел 2. Аккредитация (Лекции 3-7)
- 2.1 Национальная система аккредитации Республики Беларусь
- Целями аккредитации являются:
- 2.2 Субъекты и объекты аккредитации
- 2.2.1 Эксперты по аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.2.2 Органы по сертификации
- 2.3 Аккредитация лаборатории экологического контроля
- 2.3.1 Общие требования к аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.3.2 Подготовка к аккредитации лаборатории экологического контроля
- 2.3.3 Документация аккредитованной лаборатории
- 2.3.4 Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.3.4 Внутилабораторный контроль качества выполнения измерений
- 2.3.5 Порядок проведения инспекционного (периодического) контроля за деятельностью аккредитованных испытательных, калибровочных и поверочных лабораторий
- 2.4 Аккредитация органов по сертификации
- 2.5 Реестр Системы аккредитации Республики Беларусь
- Раздел 3. Подтверждение соответствия (Лекции 8-12)
- 3.1 Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.1.1 Экологическая сертификация
- 3.1.2 Основополагающие документы Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.2 Системы управления, как объект сертификации
- 3.2.1 Особенности сертификации систем менеджмента качества
- 3.2.2 Системы управления окружающей средой (суос) как объект сертификации
- 3.2.3 Другие системы управления как объекты сертификации
- 3.3 Продукция как объект сертификации
- 3.4 Маркировка
- 3.5 Компетентность персонала, экспертов, аудиторов как объект оценки соответствия
- 3.6 Услуги в области охраны окружающей среды как объекты сертификации
- 3.7 Реестр Системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 4 Совершенствование Системы оценки соответствия Республики Беларусь
- Литература Основная:
- Дополнительная:
- Оглавление
- Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 220050. Минск, Свердлова, 13а. Лицензия лв № 276 от 15.04.03.