11. Планирование маркетинга. Роль и место в стратегическом управлении фирмой.
В связи с тем, что важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей средой, может являться ключевой функцией, обеспечивающей успешное функционирование организации. С переходом к философии менеджмента, в соответствии с кот. фирма должна в своей деятельности полностью ориентироваться на запросы рынка, а не пытаться производить «удобную » для нее продукцию. Маркетинг все в большей степени становится субстанцией бизнеса пронизывающей все сферы деятельности фирмы.
Развитие маркетинга способствовало изменению философии менеджмента, переходу к стратегическому управлению фирмой. Менялись условия функционирования фирмы, росли динамичность и степень влияния среды на фирму, и в ответ на это развивалась функция маркетинга.
Развитие маркетинга одновременно несло в себе и требования изменения конкуренции управления и возможностей управлять по-новому с ориентацией на окружение в частности на запросы потребителей.
Котлер предложил схему по изменению роли маркетинга в организации.
П- производство
Ф- финансы
М- маркетинг
К- кадры
маркетинг как одна из функций
как наиболее важная функция управления
потребитель как контролирующая функция
маркетинг как основная функция
потребитель как контролирующая функция, маркетинг как интегрирующая функция
Маркетинг и стратегическое управление находится в диалектическом взаимодействии. Следует отметить, что маркетинговая деятельность более низкого уровня по отношению к высшему- стратегическому управлению.
Стратегии фирмы, сами выступающие средствами для достижения целей фирмы по отношению к маркетинговой службе выступают в роли целей.
Маркетинг выполняет 2 роли в стратегическом управлении:
средство сбора и обработки информации для разработки и определения стратегии фирмы
средство выполнения стратегии фирмы
12. Основные этапы планирования маркетинга
В планировании маркетинга можно выделить 5 этапов в связи с динамичностью потребностей и запросов покупателей обуславливает как функциями общественного так и личного характера маркетинговое управление д.б. цикличным, позволяющим оперативно отслеживать изменения конъюнктуры рынка и вносить соответствующие корректировки в стратегию и тактику фирмы.
Ситуационный анализ – проводимый периодически анализ деятельности фирмы в ее отношении с внешним миром. Анализируется:
- в каком состоянии находится фирма
- прогноз
- влияние внешней среды
2. Маркетинговый синтез
Основные задачи:
- выдвижение цели развития фирмы вытекающих из результатов ситуационного анализа
- оценка целей развития фирмы с точки зрения коньюктуры рынка и обеспечение выживаемости фирмы
- принятие решений для стратегического планирования маркетинга
3. Стратегическое планирование маркетинга
Основные задачи этапа:
- выдвижение стратегии маркетинга позволяющая достичь выбранной цели
- выбор предпочтительной стратегии
- принятие решения о разработке тактике
При выдвижении стратегии маркетинга рассматриваются следующие альтернативы:
конверсионный маркетинг (большинство покупателей отвергают продукт)
стимулирующий (отношение к товару безразличное)
развивающий (есть потенциальный спрос)
ремаркетинг (восстановить спрос на прежний товар)
синхромаркетинг (товары сезонного характера)
демаркетинг (политика снижения спроса)
4. Тактическое планирование маркетинга
Основные задачи:
- определение конкретных действий, которые следует предпринять для достижения поставленных целей
- разработка оперативного плана с конкретизацией персональной ответственности, времени и места мероприятия
- реализация оперативного плана
5. Маркетинговый контроль
3 вида контроля:
1. контроль за выполнением плана
2. контроль прибыльности (заключение величины издержек по каждому каналу распределения, определение выручки и разработки соответствующих корректирующих действий)
3. стратегический (заключается в определении эффективности всей маркетинговой деятельности)
13. Сущность стратегического планирования. Особенности стратегического планирования.
Термин «стратегическое управление» был введен в 60-е годы, чтобы ввести различие между текущим управлением производства и управлением, осуществляющим на высшем уровне с переносом центра внимания высшего руководства на окружение. Для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Существует 2 взгляда на понимание стратегии:
стратегия-это конкретный долгосрочный план в достижении конкретной долгосрочной цели. Такое понимание базируется на том, что все происходящие процессы поддаются полному контролю и управлению. Такое понимание существует в системах с централизованной плановой экономикой.
стратегия рассматривается как долгосрочная качественно определенное направление развития организации, касающ. сферы деятельности организации; средств и форм ее деятельности; система взаимоотношений внутри организации; позиция организации в окружающей среде, приводящая организацию к ее целям.
Общий стратегический план-это программа, которая направляет деятельность фирмы в течение длительного периода. Давая себе отчет в том, что конфликтная, постоянно меняющаяся деловая и соц. обстановка требует постоянной корректировки плана.
Особенности стратегического планирования:
стратегический план разрабатывается как бы из будущего в настоящее
при нестратегическом управлении разработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При стратегическом планировании: планируется с анализа внешней среды и запросов покупателя.
стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными рынка и окр. среды
стратегический план должен разрабатываться с общефирменных, а не с индивидуальной позиции
стратегический план должен быть целостным и гибким
стратегический план придает определенность фирме, помогает ей правильно выбирать возможные пути, нанимать нужных людей и т.п.
стратегия формируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
14. Основные этапы стратегического планирования. Сложности реализации стратегического плана
Проблемы:
стратегическое планирование не дает четкой и детальной картины будущего фирмы
стратегическое управление - это определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. Существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем, выбора стратегии, осуществление планирования и реализация стратегии. Но в целом стратегическое управление – это симбиоз интуиции и искусств высшего менеджмента
требуются огромные усилия и большие затраты ресурсов
резко возрастает негативное последствие ошибок стратегического предвидения
при осуществлении стратегического управления зачастую основной упор делается на стратегическое планирование, а на самом деле важнейшим является реализация стратегического плана
Процесс стратегического планирования можно представить в виде блок-схемы :
1.миссия→2.цели организации→3.анализ внешней среды→4.анализ сильных и слабых сторон→5.анализ стратегических альтернатив→6.выбор стратегии→7.реализация стратегии→8.оценка стратегии→миссия
миссия организации- четко вороженная причина ее существования. Она дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, способствует формированию и закреплению определенного имиджа
цели организации делятся на долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Конкретизация целей в д. ряду возрастают. Разр- ся относительно всех сфер деятельности и должны быть ориентированы на интересы заинтересованных сторон. Выделяют 4 сферы:
доходы организации
работа с клиентами
потребности благосостояния сотрудников
соц. ответственность
анализ внешней среды проводится по следующим областям: СТЭП, рынок, конкуренция. На д. этапе требуется провести оценку по 3-м параметрам:
оценить изменения, которые могут воздействовать прямо или косвенно на вашу стратегию
определить угрожающие факторы
дополнительные возможности
Американские экономисты проводят анализ по 7 областям: - экономика- политика- рынок- технология
- международное положение- конкуренция- социальное поведение
SW необходимо определить свой потенциал- сильные и слабые стороны своей организации. Требуется провести анализ 5 осн. функций: маркетинг, производственные операции, человеческие ресурсы, имидж, культура компании.
4 основные стратегические альтернативы:
Ограниченный рост
Рост
Сокращение а) ликвидация б) отсечение лишнего в)сокращение
Сочетание
выбор стратегии осуществляется с целью максимально повысить долгосрочную эффективность организации.
Уяснить стратегию
Провести анализ портфеля продукции
Выбор стратегии фирмы
Оценка выбранной стратегии (учитывают: риск, реакция акционеров, фактор времени
расширенная схема выглядит так:
6.→7. реализация стратегии (тактика, политика, процедуры, правила)→7А управление, планирование, реализация и контроль(бюджет→МБО управление по целям)→8. оценка стратегии(структура организации)
Тактика- краткосрочная стратегия разрабатывается в развитии стратегии на уровне руководства среднего звена на более короткий срок.
Политика- общее руководство для действия и принятия решения.
Процедура- это действия, которые нужно предпринимать, когда ситуация повторяется
Правила- точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации
Бюджет- метод распределения ресурсов
Оценка стратегии
Проводится путем сравнения результатов работы с целями. Оценка должна отвечать на след. вопросы:
- является ли стратегия совместимой с возможностями организацией
- предполагает ли стратегия допустимую степень риска
- обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии
- учитывает ли стратегия внешние возможности и опасности
- является ли стратегия лучшим способом применения ресурсов фирмы
15. Содержание плана производства (ПП), исходные данные для его расчёта. Планирование использования производственных мощностей.
Разработка ПП является базой комплексного технико - экономичекого планирования. ПП определяет перспективы роста всех подразделений п/п и формирует портфель продукции п/п. Рынок требует адресной продукции потребителям, разнообразие выполняемых работ и услуг, обновления товаров.
Планирование производства- это процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающего предвидение потребностей рынка на ближайшую перспективу. Для этого необходимы выбор и обоснование производственной и предпринимательской деятельности, установление объёма производства и расчет вех видов производственных ресурсов.
Производственная программа п/п- это комплексный план производства и реализации продукции, характеризующий годовой объём, номенклатуру, качество и сроки выпуска товаров и услуг. Исходным материалом для разработки плана является.:
- заключение договора с потребителями и поставщиками
- прогнозы, связанные с изменением конъюнктуры рынка
- результаты анализа деятельности п/п за прошедший период
- нормативы, ГОСТы, план инноваций
- показатели стратегического перспективного плана
Основные показатели производства рассчитываются в натуральном и стоимостном выражении.
V реализованной продукции вкл. стоимость предназначенных к поставке и подлежащих к оплате в планируемом периоде товаров, работ и услуг.
V товарной продукции вкл стоимость готовых изделий, а т.ж. работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону.
Валовая продукция характеризует объём производства законченной и незавершенной продукции, предназначенной для реализации на сторону.
Валовый оборот характеризует общий объём производства и включает как товары для реализации на сторону, так и для себя.
Показатель Чистой продукции отражает вновь созданную стоимость на п/п (она= з/п+ прибыль)
Производственная мощность – это максимально возможный годовой выпуск продукции, достигаемый при полном использовании производственного оборудования и площадей.
Расчет мощности служит для обоснования годовой производственной программы, выявления и мобилизации резервов производства.
1. За основу расчета производственной мощности принимают проектные или технические нормы производительности оборудования.
Е- кол-во однородных аппаратов
Т – календарное время (365*часы)
Т0- регламентированные остановки
П – производительность одного аппарата
2. Кол-во машино-часов
Тмч= (Т-Т0)*Е
Производственная мощность – динамический показатель.
Мощность среднегодовая
ВХ –входная
ВВ – вводимая
ВБ – выбывшая
Анализ ПП имеет несколько разделов:
Анализ выполнения плана по натуральным и стоимостным показателям
Анализ выполнения плана по ассортименту
Анализ ритмичности производства и отгрузки продукции
Анализ качества продукции
Анализ использования мощностей
Анализ использования сырья и материалов.
16. Планирование сбыта продукции
В рыночных условиях “узким местом ” деятельности п/п является сфера продаж. Поэтому в основе планирования лежит идея развития рынка.
1. Сбор исходной информации, которая должна дать полное представление о положении на рынке. Осуществляется: - анализ внутрифирменных данных - анализ данных о рынке.
Анализ соотношения между объёмом сбыта и действием рыночных факторов дают возможность получить реальные оценки по сбыту в будущем. Анализируются следующие показатели:
Динамика численности населения с разбивкой по районам и возрасту.
Потребление товаров в расчете на душу населения
Динамика доходов населения
Динамика общего спроса на все сопоставимые товары
Динамика изменения производственных мощностей конкурентов.
2. Планирование рекламы. Планы рекламы учитывают результаты исследования рынка и принимаемые конкурентами меры. Основная роль рекламы в бизнесе – добиться рыночной власти, позволяющей фирмам получить сверхприбыль. Реклама используется, чтобы стимулировать приверженность потребителей к определенному продукту, внушая им, что основные характеристики этого продукта доставляют особые удовольствия. Формальный анализ влияния рекламы на поведение потребителей можно провести с помощью линии спроса отдельной фирмы.
Ц
Q
Для любой фирмы важен наклон линии спроса. Рекламная компания делает её более крутой, а следовательно менее эластичной. После проведения рекламы фирма увеличивает возможности поднять цену. К недостаткам рекламы относят : непроизводственные затраты ресурсов, манипулирует сознанием потребителей.
К достоинствам: информированность потребителей, определённая стабильность отрасли.
При планировании рекламы используют следующие методы определения рекламного бюджета:
- процент с оборота
- оценка средств, израсходованных конкурентами
- оценка собственных запланированных средств
План рекламы включает в себя:
1. Планы проведения текущих рекламных мероприятий по рекламным средствам и
времени проведения.
2. Планы участия в выставках и экспозициях
3. Отдельные планы проведения специальных рекламных компаний
4. Разрабатывается окончательный план сбыта, который включает в себя:
- стоимостной план
- инструкции о скидках, сроках и условиях платежа
18. Планирование персонала, производительности труда и фонда оплаты
труда. Структура плана, показатели.
Экономический потенциал страны, национальное богатство и качество жизни определяется главным образом состоянием трудовых ресурсов, уровнем развития трудового и человеческого потенциала. Планирование трудовых ресурсов в современных условиях основано на свободном выборе вида и места экономической деятельности работников, их перемещении по рабочим местам п/п и территориям с учетом рыночных законов спроса и предложения. Планирование как важнейшая функция управления персоналом на каждом п/п включает определение кол-ва и структуры работников, расчет текущей и дополнительной потребности персонала, анализ использования кадров, оценка баланса рабочего времени. Структура персонала п/п характеризуется соотношением между отдельными категориями работников. При планировании потребностей персонала используются прогрессивные трудовые нормативы: Балансы рабочего времени и фонды времени эффективной работы. Текущая потребность п/п в основных рабочих определяется по нормам трудоёмкости продукции.
Рр= Тр/Фэ
Тр- годовая трудоёмкость работ
Фэ- годовой эффективный фонд рабочего времени
Показатели производительности при прочих равных условиях явл основным критерием развития человеческого капитала или трудовым потенциалом отдельной фирмы и всей страны в целом, а т.ж. уровнем доходов качества жизни людей. На каждом п/п должна действовать система планирования и управления развитием производства по критерию максимальной производительности труда, базой которой должны служить мировые стандарты. Планирование производительности труда явл главным условием правильного определения и реализации приоритетных целей и задач роста трудовой отдачи персонала, которые должны быть не только конкретны, но и достижимы.
По сфере охвата объекта измерения различают показатели производительности экономики в целом по отрасли, конкретных п/п, рабочего места или отдельных видов продукции. По содержанию показатель производительности может характеризовать величину валовой выручки а расчете на 1 ППР (Промышленно-производственный рабочий) или кол-во произведенной продукции, работ, услуг в ед-цу времени.
В процессе планирования производительности труда на п/п необходимо определить влияние различных факторов на темпы её прироста в плановый период. К основным производственным факторам роста производительности принято относить технические организационные, которые непосредственно связаны с улучшением техники и технологии производства и совершенствованием организации труда, производства, планирования и управления. Показатели производительности труда:
1. Уровень абсолютной производительности труда, характеризует объём выпущенной продукции на 1 рабочего
2. Темпы роста производительности труда. Определяется отношением прироста производительности труда к её базовому значению.
TpПТ = ΔПТ/В1 = В2-В1/В1
В1- ПТ в плановый период
В2- ПТ в базисный период
Планирование ФОТ. Важным средством мотивации и стимулирования высокоэффективной трудовой деятельности персонала являются доходы. Доходы представляют собой вознаграждение или з/п, полученную рабочими за предоставление своей рабочей силы. Необходимо различать номинальную и реальную з/п.
Номинальная з/п выражает общую сумму денег, полученную работником за свой затраченный труд, выполненную работу, оказанную услугу или отработанное время. Она определяется действующей ставкой з/п или ценой рабочей силы за 1 выполненной работы.
Реальная з/п – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную з/п при действующих ценах.
Тарифные ставки и оклады определяют величину оплаты труда в соответствии с его сложностью и ответственностью при нормальных условиях работы. Доплаты и компенсации устанавливаются при возмещении дополнительных затрат рабочей силы при существенных отклонениях условий труда. Они предусматриваются для стимулирования высокой творческой активности персонала, повышения качества работы, производительности труда и эффективности производства.
В зависимости от того в каких экономических показателях измеряются затраты или результаты труда принято различать повременную и сдельную формы оплаты труда.
Основным показателем плана по оплате труда явл ФОТ:
1.ЕСН 26%
Пенсионный 20%
Соц.страхование 3,2%
Мед. страхование 2,8%
2. Средний уровень з/п на п/п
3. Минимальный уровень з/п
19. Планирование материально-технического обеспечения предприятия. Методы определения потребности в МТС. Структура плана, показатели и порядок разработки плана.
Задачи МТС:
Определение оптимальной потребности в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности.
Исходные данные по разработке плана:
1. План объёма выпуска продукции
Информация о конъюнктуре рынка товаров.
Анализ расходов материальных ресурсов в отчетном периоде.
Изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода.
Планы технико-организационного развития
План МТС – это основа для заключения договоров с поставщиками соответствующих материальных ресурсов. План разрабатывается по 2-м разделам:
1. Балансы материально – технического обеспечения. Балансом сопоставляются имеющиеся материальные ресурсы с потребностями в них во всех звеньях и этапах планирования. Намечаются мероприятия для достижения соответствия между приходной и расходной частями. Материальные балансы различаются по следующим признакам:
- средства производства и предметы потребления (Балансы ср-в произ-ва и балансы предметов потребления)
- по периодам (долгосрочные, среднесрочные, текущие, перспективные)
- по единицам измерения (натуральные, денежные)
- по виду используемой балансовой модели (однопродуктовые, многопродуктовые, сводные, комплексные).
2. Планы распределения соответствия потребностей, материально техническим ресурсам. При формировании плана МТС потребность в средствах производства определяется на основе объёма производства и удельных норм расхода.
Основной принцип установления потребностей в ресурсах – это максимально достигаемая в данных хозяйственных условиях экономия средств производства.
Классификация расходных норм:
По периоду действия (годовые, перспективные)
По степени детализации номенклатуры (сводные, специфицированные)
По масштабу применения (индивидуальные, групповые).
Методы нормирования планов теории снабжения.
Расчетно-аналитический метод
Расчетно-опытный метод
Расчетно-статистический метод
Основные элементы нормативной базы плана МТС
Нормы производственных запасов на складах п/п
Нормы товарных запасов
Нормы сбытовых запасов материалов у п/п – поставщиков.
Запасы обеспечивают непрерывность производства, но рост запасов снижает оборачиваемость, а следовательно понижает эффективность производства. Оптимизация запасов –важная проблема МТС. В зависимости от единиц измерения различают абсолютные (в шт.) и относительные (показывают, на сколько дней работы обеспечено производство) запасы. Производственные запасы в зависимости от условий образования подразделяется на текущий, подготовительный, страховой.
Структура плана материально-технического обеспечения включает:
материальные балансы средств производства, посредствам которых сопоставляются имеющиеся материальные ресурсы с потребностью в них во всех звеньях и на всех этапах планирования. Намечаются меры для достижения соответствия между приходом и расходом.
планы распределения, соответствующие потребностям в материально-технических ресурсах.
Потребность в материальных ресурсах определяется на основе прогрессивных норм. Потребность рассчитывается на производственно-экспл. нужды, потребность в оборудовании и в капитальном строительстве. Выбор методов определения потребности затрат от периода и стадии планирования, вида и назначения ресурсов, объема и характера его потребления
Основные методы:
нормативные
методы прогнозирования
экстраполяции
экспертной оценки потребности
Оптимизация запасов- серьёзная проблема. Производственные запасы в зависимости от условий образования и назначения подразделяются на: текущие, подготовительные, страховые, сезонные.
- 1.Сущность и ф-ции планирования на современном этапе развития экономики. Директивное и индикативное планирование.
- 4. Система плановых показателей. Нормативная база планирования.
- По содержанию плановых решений выделяют:
- 8. Сущность и задачи бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана.
- 11. Планирование маркетинга. Роль и место в стратегическом управлении фирмой.