logo
Planirovanie

8. Сущность и задачи бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана.

Бизнес-план- принципиально новый в экономике документ, который должен запускаться на старте проекта. Бизнес-план должен убедить потенциального инвестора, что прибыль от вкладываемых денег окупает все риски их вложения. БП- документ, который анализирует все основные аспекты будущего предприятия. Анализирует все проблемы, с которыми предприятие может столкнуться и определяет способы решения этих проблем. Для малых предприятий результативный БП может служить основой его развития.

Для действующих предприятий БП составляется для оценки привлекательности проектов для инвестиций. БП выполняет 2 основные функции:

  1. он является рекламным документом для инвестора

  2. внутренним документом, помогающим управлять компанией.

В целом БП можно отнести к стандартным документам, но при этом, разработка БП носит творческий характер, позволяющий отразить уникальность вашего предприятия, новизну и жизнеспособность идей. Руководство по разработке БП должен взять на себя собственник предприятия. БП является перспективным документом охватывающим период от 3-5 лет. Первый год конкретизируется помесячно- менее конкретно.

БП позволяет решить следующие основные задачи:изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты на изготовление и сбыт нужной рынку продукции и соизмерить их с рыночными ценами для определения потенциальной прибыли задуманного дела, предвидеть неожиданности и возможные проблемы и определить способы их решения, определить показатели, по которым можно будет судить о реализации вашего бизнес-плана

Основные этапы разработки БП будущего дела:

  1. принятие решения о создании собственного дела

  2. анализ собственных возможностей для реализации проекта

  3. выбор изделия или услуги

  4. исследование возможностей рынка сбыта

  5. составление прогнозов объема сбыта

  6. выбор и обоснование места для осуществления деятельности

  7. разработка плана производства

  8. разработка плана маркетинга

  9. разработка организационного плана

  10. разработка юридической схемы будущего коммерческого предприятия

  11. решение вопросов страхования

  12. разработка финансового плана

  13. написание резюме БП, представление вашего бизнеса, яркое, чтобы заинтересовать инвестора

Нет строгих правил к составлению бизнес-плана. Его объем и содержание может меняться в зависимости от факторов: -уровень развития компании; -характер и сложность его деятельности; -рынки, которые она обслуживает.

В бизнес-плане необходимо т.ж. отразить историю бизнеса и дать цели бизнеса (СМАРТ), анализ пространства бизнеса (SWOT).

Анализ внешней среды проводится по 2 частям:

1. макроокружение – отсутствие влияния со стороны отдельных менеджеров, но может сильно влиять на показатели нашей организации.

2. непосредственное окружение (микроокружение)

Основными факторами являются:

- рынок

- структура конкуренции

- издержки

- анализ достоинств и недостатков

Ценовая политика-это новое для предприятия, но надо уметь ей пользоваться.

  1. постановка задач ценообразования

  2. определение спроса на товар

  3. оценка издержек и поиск путей их решения

  4. определение цены безразличия на товар

  5. выбор метода определения цены:

-затратный

-«глупое» следование за конкурентами

-затратно-маркетинговый

-государственное регулирование цен

9. Общая схема бизнес-плана. Факторы макроокружения. Факторы микроокружения.

+см вопрос 8

Нет строгих правил к составлению бизнес-плана. Его объем и содержание может меняться в зависимости от факторов:

-уровень развития компании;

-характер и сложность его деятельности;

-рынки, которые она обслуживает.

Обязательные пункты в бизнес-плане:

  1. принятие решения о создании собственного дела и его реализации;

  2. анализ собственных возможностей и способность для реализации проекта;

  3. выбор изделия или услуги;

  4. Исследование возможностей рынка сбыта;

  5. составление прогноза объема сбыта;

  6. выбор и обоснование места для осущ. деятельности;

  7. разработка плана производства;

  8. разработка плана маркетинга (4 «Р»);

  9. разработка организационного плана;

  10. разраб. юридич. схемы будущего предприятия;

  11. решение вопроса страхования;

  12. разработка финансового плана;

  13. резюме к бизнес-плану.

В бизнес-плане необходимо т.ж. отразить историю бизнеса и дать цели бизнеса (СМАРТ), анализ пространства бизнеса (SWOT).

Анализ внешней среды проводится по 2 частям:

1. макроокружение – отсутствие влияния со стороны отдельных менеджеров, но может сильно влиять на показатели нашей организации.

2. непосредственное окружение (микроокружение)

Основными факторами являются:

- рынок

- структура конкуренции

- издержки

- анализ достоинств и недостатков

Ценовая политика-это новое для предприятия, но надо уметь ей пользоваться.

  1. постановка задач ценообразования

  2. определение спроса на товар

  3. оценка издержек и поиск путей их решения

  4. определение цены безразличия на товар

  5. выбор метода определения цены:

-затратный

-«глупое» следование за конкурентами

-затратно-маркетинговый

-государственное регулирование цен

10. Финансовая часть бизнес-плана. Основные финансовые документы, их назначение и структура.

В этом разделе приводятся расчеты всех затрат и доходов, оговоренных в предыдущих разделах бизнес плана, а также делаются выводы о прибыльности или убыточности предлагаемого проекта. Большая часть имеющихся программных продуктов по бизнес - планированию помогает в построении именно финансового плана как наиболее сложного и важного раздела бизнес-плана.

Написание этого раздела начинается с определения нормативов для финансово-экономических расчетов, затем определяются постоянные и переменные затраты на производство продукции, затраты на персонал, проводится калькуляция себестоимости, составляется смета затрат на проект, уточняются источники финансирования и, наконец, составляются основные финансовые документы:

При оценке финансового состояния предприятия, реализующего инвестиционный проект, рассматриваются данные за прошедший период. Если речь идет о финансовом плане самого инвестиционного проекта, то все данные имеют прогнозный характер.

При проведении нормативов для проведения финансово – экономических расчетов в первую очередь нужно определить, какие цены вы планируете использовать:

Финансово-экономические расчеты обычно проводятся на первый год с периодом в один месяц, на последующий год поквартально, а затем – по годам.

После того, как определены основные финансово-экономические нормативы, необходимо рассчитать расходы на персонал, исходные данные по которому приведены в организационном плане. Обычно отдельно выделяют затраты:

Затем определяют переменные расходы на производство продукции - составляются по каждому продукту или услуге отдельно. К переменным издержкам относятся такие издержки , величина которых зависит от объема производимой продукции. Это затраты на материалы, комплектующие, сдельная заработная плата и прочее. В расчетах нужно учитывать величину страхового и динамического запаса материалов.

К постоянным расходам относятся затраты, связанные только с определенным периодом времени и практически не зависящие от объема выпускаемой продукции. Сюда можно отнести затраты:

После того как посчитаны постоянные и переменные затраты, расходы на персонал, можно переходить к определению сметы затрат на проект, которая может составляться по следующим статьям:

Затем проводится калькуляция себестоимости продукции. Себестоимость обычно составляется по следующим калькуляционным статьям:

Так же финансовый план любого достаточно крупного инвестиционного проекта включает три основных финансовых документа:

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия и показывает покрытие производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг, а также полученную прибыль. Для построения отчета о прибылях и убытках требуются данные:

Составление отчета о движении денежных средств- завершающая стадия в финансовых расчетах по проекту. Данный отчет показывает обеспеченность финансовыми ресурсами процесса реализации проекта на каждом этапе.

Отчет о движении денежных средств- основной документ, предназначенный для определения потребности в капитале, выработки стратегии финансирования предприятия, а также оценки эффективности использования капитала. Он состоит из трех частей: потока реальных денег от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Прогнозный план отражает финансовое состояние предприятия в определенный момент времени и состоит из 2 частей: актива и пассива, суммарные значения которых должны быть равны между собой.

Так же на основании данных приведенных финансовых отчетов необходимо рассчитать финансовые коэффициенты, которые характеризуют надежность и прибыльность предприятия.

После того как проведены все финансовые расчеты, составлены необходимые отчеты, сметы, проанализированы источники финансирования и возможности выплат по ним, нужно оценить значимость и эффективность проекта, условия участия государства в его реализации.