4. Система плановых показателей. Нормативная база планирования.
Хозяйственно-финансовая деятельность предприятия измеряется многочисленными эк. показателями. Показатели определяют структуру и адресность плана. Их роль зависит от того, насколько полно они отражают особенности хозяйственной системы, действия экономич. законов, правильно увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, интересы производственных звеньев, трудового коллектива и прочих заинтересованных сторон.
Система показателей отражает принятие плановых решений, процесс производства, рассредоточения, учёт, реализацию планов.
Система должна характеризовать не только результаты производства, но и средства и способы их достижения, обеспечивая необходимую согласованность натурально-вещественных и стоимостных пропорций производства и реализации. При этом, планирование должно отталкиваться от «узких мест», т.е. от тех сфер деятельности предприятия, в которых маневренность, → возможность влияния на развитие предприятия более ограничена.
Требования к показателям:
глубоко и всесторонне отражать главные задачи плана
обеспечивать сквозное развертывание заданий на всех уровнях производства
адресность- иметь своих исполнителей
четкость, ясность, позволяющая осуществить контроль их выполнения
гибкость- взаимосвязка с меняющимися условиям
Систему плановых показателей по назначению, содержанию и форме можно разделить на: количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые и расчетные
Количественные показатели определяют объем производства, товарооборота, структуру и другие стороны предприятия. Выражаются как в стоимостном так и в натуральном измерении.
Качественные показатели характеризуют в плане эффективность функционирования предприятия и использования ресурсов.
К экономическим качественным показателям относят рост производительности труда, снижение себестоимости, повышение рентабельности
К технико-экономическим показателям относят: нормы использования орудий труда, предметов труда, показатели качества продукции.
Для оценки качества продукции различают 11 групп единичных показателей:
показатели назначения, надежности, материалов, топлива и энергии, технологичности, унификации
патентоправовые показатели, экологические, безопасности, экономного использования сырья.
Деление показателей плана на количественные и качественные имеет условный характер, поскольку качественные показатели отражают количественную определенность, а количественные- качественную характеристику.
Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект производства, измеряется в единицах, отражающих основные физические свойства продукта. Условно-натуральные показатели используются при выпуске разнообразного ассортимента с целью обобщения характеристики объема производства для сравнительного анализа выпуска за ряд лет всей продукции.
Утверждаемые показатели занимают центральное место в плане своим конкретно адресным характером и представляют собой форму доведения планов до исполнителей и контроля за их использованием.
Расчетные показатели имеют информационно-аналитический характер, используется для определения обоснования утверждаемых показателей.
6. Виды планов. Задачи планов, их роль в условиях рыночных отношений
Классификация планов:
с точки зрения обязательности плановых заданий различают директивное и индикативное планирование
в зависимости от срока, на который составляется план, и степени детализации различают:
долгосрочное планирование более 5 лет:
стратегические планы = миссия, деятельность, сфера деятельности, кадровая политика
среднесрочное планирование (до 3-х лет)- поддерживает стабильность работы предприятия и в то же время создают возможности своевременной переориентации выпускаемой продукции в связи с изменением конъюнктуры рынка. Рекомендуется заключать хоз. договора на периоды 1-3 лет
текущие(краткосрочные) до 1 года
Важность и распространенность годового планирования по всему миру объясняется тем, что за данный период происходят все типичные для фирмы события:
выравниваются сезонные колебания конъюнктурного рынка
период соответствующий законодательным требованиям финансовой отчетности
- 1.Сущность и ф-ции планирования на современном этапе развития экономики. Директивное и индикативное планирование.
- 4. Система плановых показателей. Нормативная база планирования.
- По содержанию плановых решений выделяют:
- 8. Сущность и задачи бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана.
- 11. Планирование маркетинга. Роль и место в стратегическом управлении фирмой.