logo search

Основные формы подготовки рабочих на производстве

Методы подготовки на

Характерные особенности

Направляемое приобретение опыта

Систематическое планирование подготовки на рабочем месте: основу этого планирования составляет индивидуальный план профессиональной подготовки, в котором изложены цели подготовки

Производственный инструктаж

Подготовка, введение, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

Смена рабочего места (ротация)

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)

Использование работников в качестве ассистентов

Подготовка и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии па себя некоторой доли ответственности

Подготовка в проектных группах

Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда, и работник отрывается от повседневной работы.

375

376

Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению. Используемые методы обучения приведены в табл. 6.1.3.

Таблица 6.1.3

Методы обучения, используемые вне рабочего места

Методы подготовки, используемые вне рабочего места

Характерные особенности

Чтение лекций

Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость слушателей, отсутствие обратной связи

Программированные курсы обучения

Более активный метод обучения с привлечением теоретических знаний

Конференции и семинары

Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях (конференция по решению проблем)

Метод обучения или повышения квалификации руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики

Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели группы). Соединение теоретических знаний и практических навыков; причем такие способности, как видение проблемы, обработка информации, конструктивно-критическое мышление, творчество, в процессах принятия решений развиваются и значительно улучшаются

Ролевое обучение

Обучение манере вести себя в конфликтных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны представлять определенные точки зрения

Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей

Моделирование процессов, происходящих па конкурирующих рынках. Слушатели распределяют между собой роли членов правления конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью заданных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких этапов производства важных отраслей (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.). Проблематичным остается часто сильно упрощенное изображение реальности

Общее управление

Молодые специалисты занимаются принятием реальных решений по проблемам управления организации. Разработанные в рабочих группах предложения решений передаются в управление (правление) организации. Правление рассматривает предложение, принимает по этому предложению решение и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложения

В последнее время активно используется метод рабочих групп, которые во время регулярных встреч (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и возможности ее улучшения. Речь идет о японской концепции кружка качества, который между тем обосновался в США и Европе, а также о германской концепции “вместо учебы”. Обе концепции имеют ряд аналогичных особеннос­тей: группы хотят управлять самостоятельно, производственная иерархия в работе группы не имеет никакого значения; результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели: кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть цель подготовки квалифицированных кадров, ориентированную на результат, т.е. эко-

376

377

номическую эффективность, в то время как группа “вместо учебы” на передний план выставляет элементы подготовки квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. на выра­ботку манеры поведения, подготовку к учебе.

Есть организации типа “открытый колледж” или “открытый университет”, которые предлагают курсы по широкому спектру тем, посвященных бизнесу. Обычно присылается пакет книг и аудио-или видеокассет. Они часто подкрепляются теле- и радиопередачами.

Обучение вне рабочего места имеет следующие преимущества:

занятия проводятся опытными экспертами;

используются современное оборудование и информация;

работники получают заряд свежих идей и информации.

Однако этот тип обучения имеет ограничения:

курсы обычно дороги, особенно когда вы добавляете стоимость расходов на проезд, суммы, выплачиваемые за обед, стоимость потерянной продукции;

чаще изучается теория, нежели практика, и ее может быть сложно применить в обычной работе;

имеющиеся курсы могут не соответствовать вашим требованиям; ваш бизнес может пострадать, если ключевые работники будут отсутствовать на работе.

Преимущества заочного обучения:

это удобно — работники могут обучаться вечером или в выходные;

работники могут учиться со своей собственной “скоростью”;

профессиональное обучение, осуществляемое экспертами;

новые идеи и мнения могут принести пользу в организации бизнеса.

Недостатки заключаются в следующем:

это может быть дорого, хотя и не так, как некоторые виды внерабочего обуче­ния;

курсы могут быть оторванными от практики вашего бизнеса и перенасыщены теорией;

работники могут быть не настроены проходить обучение в свое свободное время;

нет непосредственной обратной связи с учителем.

В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов (рис. 6.1.2). Управление процессом профессионального обучения начинается с определения пот­ребностей, которые формируются на основе потребностей развития персонала орга-

...................................

Рис. 6.1.2. Процесс профессионального обучения

377

378

низации, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей.

Потребности, связанные с выполнением производственных обязанностей, опре­деляются на основе заявок руководителей подразделений и самих работников путем проведения опросов руководителей и специалистов (отдел профессиональной под­готовки рассылает анкету с просьбой указать в ней потребности в профессиональ­ном обучении), анализа результатов работы организации, тестирования сотрудни­ков.

Иногда утверждают, что профессиональное обучение ориентируется прежде все­го на задачи сегодняшнего дня, так как оно характеризует процесс непосредствен­ной передачи новых профессиональных навыков или знаний персоналу организа­ции, а развитие — на будущие потребности организации. Однако с ускорением изме­нений во внешней для организаций среде и в самих организациях это различие становится все более условным. Формально профессиональное развитие шире, чем профессиональное обучение, и часто включает в себя последнее, однако в реальной жизни различие между ними может быть чисто условным и не столь важным, пос­кольку и профессиональное обучение, и развитие служат одной цели — подготовке персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач.

Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании капи­таловложения в профессиональное развитие способствуют созданию благоприятно­го климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотруд­ников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они стано­вятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессио­нальных знаний. Профессиональное обучение также способствует общему интеллек­туальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Поэтому возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации. Выигрывает от внутриорганизационного профессионального развития и общество в целом, получая бо­лее квалифицированных членов и более высокую производительность общественно­го труда без дополнительных затрат.

Ключевым моментом в управлении профессиональным развитием является опре­деление потребностей организации в этой области путем выявления несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которым должен обладать персо­нал организации для реализации ее целей (сегодня и в будущем) и теми знаниями и навыками, которыми он обладает в действительности. Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий служ­бы управления персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сто­рон привносит свое видение этого вопроса, определяемое ее положением в организа­ции и ролью в процессе профессионального развития (рис. 6.1.3),

378

379

............................................

Рис. 6.1.3. Формы оценки кандидата

Для определения потребностей профессионального развития каждая из участву­ющих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии своего персонала. Этими фак­торами являются:

динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);

развитие техники и технологии, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства;

изменение стратегии развития организации;

создание новой организационной структуры;

освоение новых видов деятельности.

Традиционными методами определения и регистрации потребностей в профессиональном развитии являются аттестация и подготовка индивидуального плана развития. В ходе аттестации сотрудник обсуждает с руководителем перспективы своего профессионального развития. Результатом этого обсуждения становится план индивидуального развития, который передается в службу управления персоналом. Специалисты по профессиональному развитию оценивают план с точки зрения его реалистичности, выполнимости, соответствия потребностям организации и ее финансо­вым возможностям и вносят в него необходимые коррективы. Сведенные воедино планы развития сотрудников становятся программой профессионального развития персонала организации. Эта программа определяет цели профессионального разви­тия, средства их достижения и бюджет.

В условиях частых изменений рыночной ситуации и с учетом регулярного появле­ния технических и технологических новшеств требуется новый подход к проблеме подготовки и повышения квалификации кадров.

Суть этого нового подхода заключается в том, что подготовка и повышение квали­фикации должны представлять собой замкнутый, ориентированный на проблемы организации и конечные результаты цикл развития персонала (рис. 6,1.4).

При реализации данного подхода необходимо учитывать следующие обстоятель­ства:

379

380

...............................

Рис. 6.1.4. Модели цикла развития персонала

преимущество в области профподготовки должно быть отдано учебным програм­мам широкого профиля, поскольку они лучше всего отвечают требованиям быстро изменяющихся технологий и в сочетании со специальными знаниями способствуют приспособлению работника к рабочему месту;

данные программы должны реализовываться на регулярной основе со 100%-ным охватом соответствующих категорий персонала;

участвовать в каждой из программ подготовки и повышения квалификации кад­ров должно не менее 30 % персонала каждой конкретной категории. При меньшем уровне вовлеченности работники, прошедшие подготовку и переподготовку, не смо­гут оказать воздействие на характер, стиль и содержание работы своих коллег.

При реализации учебных программ необходимо различать собственно производ­ственное обучение (training) и усовершенствование, или развитие рабочей силы (deve­lopment). Работники приобретают знания и навыки, необходимые для лучшего вы­полнения своих производственных функций и конкретных трудовых операций.

Формирование программ обучения относится к стратегии, помогающей органи­зации сохранить достигнутый статус-кво.

380

381

Основные требования, обеспечивающие эффективность программ обучения, заключаются в следующем:

1. Полная и достоверная информированность работников организации о возмож­ных формах обучения, о связи этого обучения с их профессиональным статусом, ма­териальным обеспечением. Таким образом может быть достигнута мотивация до­полнительного обучения.

2. Климат в организации, благоприятствующий стремлению работников к обуче­нию. Это подразумевает поощрение учащихся, хорошие условия для занятий, своев­ременную оценку результатов обучения.

3. Рациональное сочетание теоретического и практического обучения.

Развитие рабочей силы представляет собой долгосрочную, ориентированную на будущее политику, основанную на долгосрочных инвестициях в человеческий фак­тор. Задачей такой политики является не просто подготовка квалифицированных специалистов, но и формирование стратегически мыслящих кадров с широким кру­гозором, умеющих видеть перспективы развития.

Соответственно различаются и подходы к организации этих видов учебы. Про­граммное обучение развивается преимущественно децентрализованно. На уровне .отдельных производственных подразделений осуществляется выбор учебных про­грамм; их финансирование и организация, обучение, как правило, идут без отрыва от производства. В противоположность этому реализация стратегической кадровой политики фирмы осуществляется и финансируется на уровне корпорации, где цен­трализованно определяется, кого из сотрудников целесообразно обучать внутрифирменно, но с отрывом от производства, кого командировать для прохождения уни­верситетского курса, как увязать повышение и приобретение новой квалификации сотрудников с их продвижением по службе и пр.

Содержание, сложность, объем учебных программ и преследуемые ими цели строго дифференцированны.

Программа обучения персонала может включать три подраздела и должна быть увязана со стратегией корпорации.

1 направление представляет собой так называемое необходимое обучение и содер­жит тот минимум информации, который требуется работнику, чтобы сохранить свое конкретное рабочее место.

II направление — сфокусированное обучение — носит стратегический характер и рассчитано лишь на определенный контингент, с творческим потенциалом которого фирма связывает свои надежды на будущее развитие.

/77 направление образует “программу развития”, по которой занимаются желаю­щие развить свои способности, усовершенствовать мастерство. Однако знания и навыки, получаемые при этом обучении, не являются необходимыми сегодня для вы­полнения их производственных обязанностей. Эти программы носят скорее резерв­ный характер, повышая общий квалификационный и образовательный уровень кадров, а также выполняют сугубо социальную роль, создавая условия для развития и самовыражения работников.

Координацию действий всех подразделений организации осуществляет Центр обучения и производственной подготовки.

381

382

Помимо изменения содержания и целевой ориентации учебных программ происходит изменение самой “технологии” обучения. Повышается интенсивность учебного процесса, прежде всего благодаря внедрению компьютерной видео- и телевизионной техники. Обучение с использованием компьютеров и видеосистем с обратной связью (интерактивных) позволяет сокращать время обучения вдвое. С их помощью ложно смоделировать управление атомной электростанцией, ведение танкового боя, указание первой медицинской помощи и т.д.

Наиболее интенсивно обучение проходит в тех отраслях, где осуществляются активная разработ­ка и внедрение новых видов продукции и технологий (производство электронно-вычислительной аппаратуры, химическая, аэрокосмическая промышленность и т.д.). Вместе с тем нередко даже сами крупные организации прибегают к объединению усилий. Одна из наиболее интересных инициатив по повышению квалификации и переподготовке кадров была предпринята тремя ведущими автомо­билестроительными корпорациями США, создавшими совместно с профсоюзом автомобилестрои­телей “фонд 10 центов в час”. Первоначально этот фонд был учрежден по договоренности с профсо­юзом компанией Форд, через два года присоединилась “Дженерал моторз”, еще через два года — “Крайслер”. Оговоренный вначале взнос “Форда” составлял 10 центов на каждую почасовую ставку рабочего. Со вступлением “Дженерал моторз” взнос увеличился до 25 центов за час. в настоящее время он равняется в среднем 22,5 цента за час. Собранные таким образом средства пошли на учреж­дение центров по подготовке и развитию кадров. Программы рассчитаны преимущественно на 8 недель обучения: дважды в неделю по 1,5 часа в день. Особенностью данной инициативы является также отказ от стремления к узкой специализации знаний и рабочих навыков.

Более мелкие фирмы и предприятия решают задачу приобретения квалифициро­ванных работников следующими путями:

через традиционное ученичество непосредственно па рабочем месте, используя принцип наставничества и основной методический принцип: “Смотри, как это дела­ет Нелли”;

через приобретение готовых обученных кадров (однако следует сразу отметить, что и в этом возможности мелких предприятий также несопоставимы с лидерами, ведущими “охоту за головами”);

через контракты по подготовке кадров в учебных центрах крупных корпораций и иных частных и государственных курсах, школах и т.д.;

через создание совместных объединений по профессиональному обучению кад­ров.

Принимая во внимание экономические и социальные интересы, цели работников, руководство организации ни на минуту не должно забывать о конечной цели самой организации. Поэтому все большее значение придается оценке результатов обуче­ния с чисто экономической точки зрения, определению влияния фактора обучения на производительность и прибыльность, конкурентоспособность и экономический рост. В настоящее время еще далеко не все фирмы осуществляют регулярный и систе­матический учет и контроль эффективности обучения. Тем не менее объективная не­обходимость в такой оценке проявляется все более настоятельно и лежит в основе развития относительно новой специфической области бухгалтерского учета — сче­тов человеческих ресурсов.

Среди разнообразия подходов к этой проблеме выделяются два основных подхо­да, соответствующие двум вышерассмотренным типам философии экономического роста и двум кадровым стратегиям, — “покупка кадров” и “формирование кадров”.

382

383

Первая концепция опирается на тезис, что человеческие ресурсы — фактор затрат, напрямую связанный с процессом производства продукта. Ценность человеческих ре­сурсов равна поэтому результатам влияния на производительность их фактического функционального поведения. Повышение квалификации или знаний, требуемое для улучшения производства, также характеризует затраты, прямо связанные с текущи­ми издержками производства продукта. С этой точки зрения оценка эффективности обучения сводится к измерению роста производительности труда и выпуска продук­ции, т.е. измеряются практически только ближайшие результаты.

Принципиально иной характер носит вторая концепция, трактующая человечес­кие ресурсы как активы корпорации, капитализированные вложения. Сторонники данной концепции проводят параллель между стоимостью человеческих ресурсов и капи­тальными затратами, воплощенными в строениях, оборудовании и т.д.: ценность, или полезность, человеческих ресурсов может возрастать (в результате обучения, приобретения опыта) или убывать со временем и обладает способностью к аморти­зации точно так же, как долгосрочные инвестиции. Расходы на обучение расценива­ются поэтому не как издержки, а как инвестиции, обеспечивающие будущее корпо­рации, ее долговременный рост. С этих позиций если происходит увольнение работ­ников, высока текучесть кадров, то налицо потери для фирмы, не успевшей до конца использовать человеческие ресурсы, потерявшей вложенный в эти ресурсы капитал. С другой стороны, поддержание стабильного кадрового состава снижает риск дол­госрочного инвестирования в производственное обучение.

Наиболее ярко такая политика проявляется в практике пожизненного найма, ти­пичной для японских корпораций. В Японии любят брать на работу выпускников школ или высших учебных заведений, а не лиц, работавших ранее в других фирмах. Пожизненный наём дополняется системой старшинства, поскольку возраст работ­ников и их трудовой стаж работы в данной организации расцениваются как заслуга и основание для продвижения по службе и повышения заработной платы. Другими словами, работники вознаграждаются за лояльность. Если организация приглашает руководящие кадры со стороны, а не продвигает собственных сотрудников, то тем самым она отрицательно влияет на моральный климат в трудовом коллективе и сни­жает лояльность работников по отношению к фирме. Поэтому организации, разде­ляющие данную концепцию, применяют параллельно с организацией производствен­ного обучения широкий арсенал средств по повышению удовлетворенности работ­ников, развитию у них чувства лояльности к фирме, повышению мотивации труда и др.

Профессиональное обучение повышает человеческий капитал, полученный либо через формальное обучение (образование), либо через практический опыт. Поэтому следует рассматривать затраты на обучение как одну из форм инвестиций. От рас­ширения инвестиций в человеческий капитал выигрывают как сами организации, так и обучаемые работники. Наблюдатели выигрывают, получая персонал высокого качества, а работники выигрывают не только от перспективы служебного продви­жения и от повышения заработной платы, но и от расширения возможностей на рын­ке труда, которое обеспечивается образованием.

Экономическая эффективность обучения персонала оценивается на основе ана­лиза общей суммы и структуры затрат, а также анализа результатов реализации от-

383

384

дельных программ обучения. Схема оценки результатов обучения показана на рис. 6.1.5.

Подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки в перспективе ниже издержек на повышение производи­тельности труда за счет профессиональной подготовки или за счет устраненных из­держек, возникающих при ошибочном найме рабочей силы.

Кроме того, с экономической точки зрения необходимо принять решение о том, следует ли узко специализировать подготовку квалифицированных кадров или ори­ентировать ее на широкий диапазон. Если содержание подготовки квалифицирован­ных кадров будет ограничено актуально необходимой, очень суженной областью использования умения (как правило — рабочее место), то это хотя и является рента­бельным на ближайшее время, однако сопряжено с опасностью, что не восстановит­ся или потеряется умение приспособиться к изменению требований, предъявляемых к работе. Более того, необходимо стимулировать те способности, которые позволя­ют обнаруживать комплексную взаимозависимость, самостоятельно работать, улуч­шить сотрудничество, повысить ответственность.

Для принятия решения о вложении средств в повышение квалификации сотрудни­ков важно оценить, насколько эти вложения будут эффективными. Эффективность вложений в человеческий капитал, в том числе в повышение квалификации или в образование работников, можно рассматривать аналогично эффективности инвес­тиций в новые технологии, оборудование, ценные бумаги и т.п. При этом необходи­мо учитывать, что такие вложения могут совершать как отдельные лица, так и орга­низации, а также государство. В любом случае следует сопоставлять сумму затрат на образование и возможные выгоды от того, кто выступает в качестве “инвестора”.

Если рассматривать затраты отдельного человека, то они могут складываться из следующих составляющих:

прямые затраты на образование;

затраты упущенных возможностей за время образования;

затраты упущенных возможностей в связи с вероятной сменой профессии, места работы.

....................................

Рис. 6.1.5. Оценка результатов профессионального обучения

384

385

Величину вложений в образование можно представить следующим образом:

...............................

...............................

Выгодами же здесь могут быть: ожидаемое повышение заработной платы после получения образования и, кроме того, изменение социального статуса, продвижение по служебной лестнице, что также в определенной мере способствует улучшению личного благосостояния.

Важно учитывать распределение выгод (благ) по времени от получения образова­ния, ведь эффект может длиться всю трудовую жизнь с момента применения новых знаний в работе.