11.3. Взаимоотношения работодателей и профсоюзов в
РЕГУЛИРОВАНИИ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
На заре возникновения капитализма в рыночной экономике господствовали частные предприятия, которые слабо контролировались со стороны государства. Сами же предприятия представляли собой строго иерархические структуры. В их рамках трудящиеся формально вступали с владельцами предприятий в договорные отношения, которые фактически превращались в отношения подчинения “рабочих” “хозяевам”.
Спустя несколько десятилетий в развитых странах трудовые отношения начали приобретать форму коллективных отношений между предпринимателем и всеми трудящимися, организованными в профсоюз, хотя сохранялись и индивидуальные до-
797
798
говоры о найме между трудящимся и предпринимателем. Участие в профсоюзах или иных организациях увеличивало потенциал наемных работников на переговорах со своим партнером — предпринимателем. Последнего это также устраивало, поскольку позволяло достичь стабильности и социального мира.
В последние годы характер переговоров несколько изменился. Раньше профсоюзы были склонны торговаться из-за заработной платы, отпусков или рабочих часов. Но с середины 80-х годов профсоюзы стали больше интересоваться качественными улучшениями, например стабильностью занятости, профучебой, удовлетворенностью трудом и другими вопросами.
Работодатели тоже меняют подход к делу. Стремясь улучшить свои конкурентные позиции, добиваются от рабочей силы большей отдачи. Так, они склонны сопротивляться индексации заработной платы, пытаясь увязать оплату с результатами деятельности предприятия. Они также стремятся к большей гибкости рабочего времени.
Профсоюзы утверждают, что гибкие формы занятости могут привести к нестабильной занятости. Поэтому они нередко решительно противились найму случайных или временных работников (которые иногда ищут защиту у закона, а не у профсоюзов).
Тенденция к повышению гибкости рынка труда оказывает неоднозначное влияние на положение наемных работников и позиции профессиональных союзов. Нельзя не признать, что происходящие перемены в какой-то степени созвучны изменениям самих интересов трудящихся, в особенности той их части, которая составляет кадровое ядро организации и пользуется относительно лучшими условиями труда и найма, дополнительными выплатами, участвует в прибыли. Вместе с тем “нетипичные” формы занятости могут привнести в профсоюзное движение нежелательные моменты, особенно в сферу заключения трудовых контрактов, привести к нарушению принципов стабильности и целостности организации.
В 80-х и начале 90-х годов в трудовых отношениях произошли существенные изменения. В промышленно развитых странах в результате технических нововведений и в условиях высокой безработицы работодатели сумели трансформировать методы производства и взаимоотношения с работниками, а профсоюзы перешли в оборону. Одновременно упало доверие к профсоюзам как выразителям и гарантам экономических интересов и социальных прав трудящихся. Вплоть до конца 80-х годов наблюдалось заметное снижение численности членов профсоюзов, что объясняется несколькими причинами:
высокой безработицей: работодателям легче противостоять профсоюзам и сокращать членство в них;
новыми формами организации труда: при гибких производственных системах и быстром развитии сферы услуг создавать профсоюзы намного труднее;
новыми типами рабочего: временные работники, занятые неполное время и по срочному контракту, менее склонны вступать в профсоюзы;
действиями правительства: в ряде стран законодательство о профсоюзах было ужесточено, регистрация осложнилась, ограничено право на забастовки;
слабостью профсоюзов: несостоятельность руководства профессиональных союзов, утративших связь со своими избирателями, стимулирование компаниями участия
798
799
сотрудников в принятии решений и владении частью акций, выработка компаниями стратегий и программ, нацеленных на то, чтобы избежать объединения работников в союзы, значительное увеличение численности служащих и работников умственного труда в результате динамичного развития “индустрии услуг” и информационных технологий.
Проведенное в январе 1995 г. Центром исследований рынка труда Института экономики РАН обследование показало резкое сокращение членов профсоюза в России (пик этого процесса пришелся на 1993 г.) из-за явного разочарования работников в профсоюзах, неверия в их способность реально представлять и защищать интересы трудящихся. Кроме того, в прошлое ушла “обязаловка”, когда каждый трудоспособный гражданин непременно состоял в профсоюзе, платил взносы и воспринимал как должное и материальную помощь, и путевки в санатории или дома отдыха, бесплатные занятия спортом или самодеятельным творчеством. Теперь никого не принуждают вступать в профсоюзные ряды, да и различных профессиональных союзов сегодня немало.
Но. несмотря на снижение численности профсоюзов, их влияние простирается намного дальше членства в них, так как заключаемые ими соглашения нередко охватывают всех заинтересованных работников — членов и нечленов. Так, например, Московская федерация профсоюзов (МФП), участвуя в разработке и реализации Московского трехстороннего соглашения на 1996 г. между правительством, объединениями промышленников и предпринимателей и профсоюзами, отстаивала интересы всех трудящихся. С этой целью координировались действия, направленные на удовлетворительное обеспечение жизнедеятельности городского хозяйства, социальную защиту москвичей. МФП делала это и при принятии программ занятости населения, развития и поддержки предпринимательства, создания новых (дополнительных) рабочих мест, организации общественных работ, а также программ “Конверсия — городу”, обязательного медицинского страхования, целевых медицинских и ряда других.
В последние годы во многих странах образованы общенациональные трехсторонние органы. Трипартизм — взаимодействие государства, работодателей и работников в сфере трудовых отношений. Это новое явление в экономической и общественной жизни России. Его правовая основа уже упоминавшийся закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г.
Трипартизм реализуется на трех уровнях: центральном, отраслевом (региональном) и низовом (на предприятии). Это обеспечивает сочетание макро— и микроэкономических уровней партнерства.
Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на принципах добровольности, равноправия сторон, уважения позиций и учета интересов участников переговоров, экономической заинтересованности договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях, обязательности исполнения договоренностей и ответственности за нарушения соглашений, содействия государства укреплению и развитию социального партнерства на демократических принципах. Главным методом обеспечения согласия субъектов социального партнерства является консенсус, достигаемый в ходе переговоров. Если не удается договориться, то либо вопрос снимается с рассмотрения, либо возникает конфликтная ситуация, которая решается на основе арбитража и действующего законодательства. Удержание конфликта в рамках закона и продолжение сотрудничества (“конфликтное сотрудничество”) определяются, во-первых, доброй волей противоборствующих сторон, реальным соотношением сил между ними; во-вторых, силой, авторитетом и гибкостью политики государства, которое в конечном счете обязано взять на себя урегулирование любого конфликта, затрагивающего общенациональные интересы и права че-
799
800
ловека; в-третьих, позицией основных заинтересованных участников по отношению к нарушителям социального мира.
Преодолевая кризисные тенденции, профсоюзное движение осуществляет переход к новой модели трудовых отношений. Заключение коллективных договоров “опускается” на уровень отдельной организации, профсоюзы все чаще отказываются от увязки заработной платы с динамикой потребительских цен, состоянием общеэкономической конъюнктуры, но принимают во внимание прибыльность данной opганизации. Профсоюзы, ранее настороженно или даже негативно относившиеся к новым формам организации труда (кружкам качества, автономным бригадам), в настоящее время поддерживают их и сами активно подключаются к процессу принятия экономических решений и даже имеют своих представителей в советах директоров фирмы, на равных началах участвуют в профессиональной переподготовке кадров Таким образом, тенденции к дерегулированию рынка труда свидетельствуют не только о перестройке хозяйственного механизма, но и об определенных модификациях” отношениях между наемными работниками и работодателями.
Коллективный договор изначально не только отражал борьбу между трудом и капиталом, но и являлся некоторым компромиссом, достигнутым в ходе этой борьбы. Происходящая в настоящее время модификация коллективно-договорной системы характеризует стремление профсоюзов к поиску новых, взаимоприемлемых путей решения проблем оплаты труда, уровня занятости и пр. В современных условная подрыв принципа коллективности в отстаивании общих интересов и переход к индивидуализации договорных отношений, безусловно, свидетельствуют об известном ослаблении позиций и сужении сферы деятельности профсоюзов. И настойчивость, с которой предприниматели требуют сегодня индивидуализации трудовых отношений, показывает, что былое противостояние не преодолено и поныне. С возрастанием роли социального партнерства все больше заметен сдвиг от традиционных коллективная переговоров между профсоюзами и предпринимателями к системе совместных консультаций. Если первая система по сноси природе носит конфликтный характер я ориентирована на дележ созданного богатства между рабочими и предпринимателями, то в системе совместных консультаций акцент делается на то, как эффективнее использовать ресурсы, создать больше благ, увеличить прибыль за счет производительности. Принцип же деления заложен в более прогрессивной системе мотивации, совместно разработанной, и не является в течение длительного периода предметом переговоров вообще.
Трудовые отношения — это сравнительно новое понятие для России. При прежней системе предполагалось, что всех объединяет строительство социализма. Теоретически конфликта междутрудящимися, работодателями и государством не могло и быть.
Трудовые отношения реализуются через .механизм социального партнерства, содержание которого характеризует:
преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;
согласование социально-экономической политики, в первую очередь политики доходов;
согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной защиты интересов всех субъектов социального партнерства;
800
801
утверждение системы общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда; участие наемных работников в управлении.
Перечисленные слагаемые социального партнерства помогают обеспечить: взаимную заинтересованность наемных работников и предпринимателей в эффективном экономическом росте, в повышении конкурентоспособности производства (в том числе в общегосударственном масштабе), в социальном мире и укреплении демократии;
рост трудовой и предпринимательской активности, оздоровление процессов конкуренции;
улучшение условий труда и жизни;
снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов, перевод забастовочных ультиматумов в конструктивные предложения.
Идеологию социального партнерства можно сформулировать следующим образом: через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных групп — работодателей и наемных работников — в рамках национальной экономики обеспечить их эффективное взаимодействие.
Данная идеология вырабатывалась методом проб и ошибок в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, работодателей и государства.
Модель социального партнерства включает в себя субъекты, уровни, объекты, целевые функции и критерии эффективности, а также механизм и процедуры реализации.
Принципиальное согласие на ведение переговоров со стороны трех главных субъектов (наемных работников, предпринимателей, государства) сомнений не вызывает. Иное дело — реальный состав субъектов и их представителей, а также определение участников переговоров на разных уровнях и стадиях социального партнерства.
Наемные работники в идеале должны быть представлены профсоюзами, выступающими с единой позицией.
Опыт разных экономических систем (рыночной и плановой экономики) показал, что истинно свободные и независимые профсоюзы могут возникнуть и развиваться только в условиях рыночной экономики. На рынке разница между заинтересованностью предпринимателей в повышении рентабельности производства и работников — в улучшении условий труда и увеличении заработной платы ведет к противоборству и в конце концов к достижению наилучших результатов. При этом давление профсоюзов подталкивает предпринимателей к новым и новым усилиям, направленным на то, чтобы в оптимальных условиях производить и поставлять на рынок свою продукцию. Неотъемлемой частью этого процесса являются рационализация и автоматизация производства. Профсоюзы недолжны бороться против этих явлений, поскольку в конечном счете они обусловливают повышение жизненного уровня трудящихся. В этом контексте задача профсоюзов заключается в защите рабочих и служащих от чрезмерной эксплуатации, а также в противодействии неполной занятости и безработице, потенциальную опасность которой таит в себе сокращение рабочей недели, зафиксированное в тарифном соглашении.
801
802
Сам по себе принцип рыночной экономики подразумевает многообразие вариантов. Однако без сильных и решительных профсоюзов, а также без законодательства,. стоящего на страже интересов трудящихся, он может очень скоро привести к непри” крытой эксплуатации работников. Поэтому как социальные отношения, так и социальные условия должны быть очень хорошо отрегулированы, что возможно только на основе принципа трехстороннего членства, в том виде, как его представляет на международном уровне МОТ.
При этом задача правительства и законодательства состоит не только в том, что-бы обеспечить сохранение минимальных социальных стандартов и соответствующей степени социальных гарантий, но и в том, чтобы сориентировать всю экономическую, финансовую, структурную и социальную политику на разумную деятельность рыночных сил в интересах всех участников этого процесса. Целенаправленные региональная политика и организация общественных инфраструктур должны способствовать созданию по возможности равных шансов во всех регионах страны.
В социальной сфере необходимо прежде всего законодательно обеспечить технику безопасности труда, т.е. защиту человека от опасности, которая может угрожать его здоровью и жизни на рабочем месте. Сюда относятся также правила непревышения максимальной продолжительности рабочего времени, охраны прав матерей и молодежи, законодательно обусловленное предотвращение незаконных увольнений (запрещение незаконных увольнений рабочих и служащих), защита заработной платы, например в случае банкротства предприятия и т.д., т.е. целый ряд вопросов, не отраженных или недостаточно раскрытых в тарифных соглашениях.
Под правовое регулирование подпадает вопрос участия работников в управлении предприятием, на нем основывается кодекс прав и обязанностей рабочих, служащих и предпринимателей, вся сфера социального обеспечения, а также арбитраж по вопросам труда и социального страхования. Все большее значение приобретает деятельность, направленная на охрану окружающей среды, которая необходима для жизни будущих поколений.
Отличительной чертой системы рыночной экономики являются имманентные структурные изменения. Новые технологии, материалы, изменение спроса на рынке заставляют предприятия приспосабливаться, если они хотят шагать в ногу с конкурентами внутри страны и за рубежом. Все меньшая рабочая сила является достаточной для производства все больших объемов продукции. Поскольку этот процесс имеет место во всем мире, отдельные страны не в силах его избежать. К тому же в развивающихся странах возникает все больше производств, которые, особенно в сферах применения более простых технологий, теснят на мировом рынке, благодаря низким ценам, промышленно развитые страны.
Профсоюзы не могут противопоставлять себя этому процессу без ущерба уровню жизни трудящихся. Как показывает практика, попытки помешать структурным изменениям очень быстро влекут за собой увеличение безработицы и снижение уровня жизни. Профсоюзы чаще первыми указывают на неизбежные последствия структурных изменений и предпринимают сами или требуют от других действий, направленных на то, чтобы по возможности избежать или по крайней мере смягчить их отрицательное воздействие на трудящихся. Примерами тому могут служить договоры по защите персонала при рационализации производства, заключаемые в рамках тариф-
802
803
ных соглашений, которые гарантируют трудящимся сохранение определенного социального уровня, по возможности не допускают увольнений или предусматривают на этот случай финансовую компенсацию, а также обусловливают переквалификацию в соответствии с новыми требованиями рынка труда.
В настоящее время профсоюзы, как и другие общественные организации, находятся на стадии переходного периода. Идет процесс постепенного отказа традиционных профсоюзов от полугосударственных функций (управление фондом соцстраха, трудовой инспекции и др.), активного преобразования их структур в организации, способные реализовать свою основную функцию — представлять интересы трудящихся в институтах трудовых отношений, включая коллективные договоры.
Новые профсоюзы возникли в России в 1989—1990 rr. В результате забастовки шахтеров в 1989 г. было основано новое “рабочее движение”, оказывающее значительное политическое, социальное и экономическое влияние. Прежняя профсоюзная конфедерация ВЦСПС самораспустилась в октябре 1990 г. и была воссоздана как Всеобщая конфедерация профсоюзов. Возникло много новых профсоюзов, в частности Независимый профсоюз шахтеров. Имеются также межотраслевые объединения, в которые входят рабочие и интеллигенция (например, “Соцпроф”, образованный в 1990 г.). Независимые профсоюзы созданы и в отдельных республиках. Крупнейшая федерация — это Российская федерация независимых профсоюзов. К ним следует добавить еще одну группу организаций, сочетающих профсоюзную деятельность с более открытой политической деятельностью. Так, Объединенный фронт трудящихся был образован рабочими и представителями интеллигенции — членами партии, которые стремятся усилить свое влияние на рядовых рабочих. Имеется Конфедерация труда, базирующаяся па стачечных комитетах шахтеров. Наконец, существует Союз трудовых коллективов, который объединяет коллективы ряда государственных предприятий, например Волжского автомобильного завода.
Сегодня в России действует большое количество разнообразных профессиональных союзов, представляющих интересы работников различных профессиональных групп. Однако сегодня условия, в которых находится страна, требуют, чтобы эта множественность (иногда конфронтационность и внутрипрофсоюзное соперничество) не подрывала доверия к профсоюзам и их авторитета как защитников интересов работников.
Основой успешной практической деятельности профсоюзов является стабильная организационная структура, которая, с одной стороны, руководствуется Уставом единого профсоюза, а с другой—тем, что внутри одного предприятия или учреждения может действовать только один профсоюз.
Единый профсоюз означает добросовестную и сознательную независимость его организаций от политических партий и нейтралитет в отношении религиозной принадлежности членов. Такой подход позволяет избежать разногласий между членами профсоюза по всем, кроме непосредственно связанных с профсоюзной работой, вопросам, содействует полной концентрации на достижении главной цели — защите интересов трудящихся.
Организационный принцип, исходя из которого в одной организации может действовать только один профсоюз, является плодом горького опыта. В конечном счете общность интересов рабочих и служащих, специалистов разных профессий, работающих в одной организации, по отношению к их работодателю намного существеннее разницы между их интересами в зависимости от места в трудовом процессе.
803
804
Наконец, необходимо указать и на независимость профсоюзов от предпринимателей и их союзов. Только профсоюзы, независимые от предпринимателей в кадровом и финансовом плане, пользуются правами, которые вытекают из Конституции и законов.
При поверхностном подходе можно было бы предположить, что предприниматели предпочитают слабые профсоюзы, по возможности раздробленные внутри. Однако это никак не соответствует действительным интересам предпринимателей. Им выгодны только надежные, сильные профсоюзы, потому что только они могут предоставить гарантию соблюдения рабочими и служащими договоренностей, принятых обеими сторонами.
Сплочение профдвижения в большинстве демократических стран шло добровольно, неконфликтно. Оно заняло многие десятилетия. И у нас объединить профдвижение быстро не удастся. К тому же профсоюзы пока активно участвуют в политической борьбе, выполняя некоторые функции политических партий, что неприемлемо для социального партнерства. Следовательно, в России в обозримой перспективе профдвижение, видимо, будет состоять из конкурирующих друг с другом профсоюзов. Выход представляется в использовании опыта стран, где профсоюзы лишь косвенно или частично участвуют в социальном партнерстве. Со стороны трудящихся, как показывает опыт, могут выступать избранные в трудовых коллективах полномочные представители. Им доверена только одна функция — выражать и отстаивать интересы трудящихся в рамках социального партнерства и контролировать от имени своих “избирателей” соблюдение достигнутых договоренностей.
Законодательством России предоставлена возможность выступать в качестве представительных органов работников по защите их интересов при ведении переговоров и заключении коллективных договоров и соглашений любым представительным органам работников, независимо от их размеров, времени организации и статуса (территориальные рабочие комитеты, советы трудовых коллективов и т.д.). Это позволяет, с одной стороны, реализовать провозглашенное МОТ право работников на свободу объединений, с другой—создает проблему множественности представительства стороны, выражающей интересы работников в коллективно-договорном процессе. Решение данной проблемы возможно путем дальнейшего совершенствования процедуры формирования представительного органа (комиссии). При подготовке соглашений разного уровня на паритетных началах либо на принципах представительства (пропорциональной или презентативной) в комиссию могут войти представители работников.
Профсоюзы, их объединения и иные представительные органы работников, не вошедших в комиссию, могут делегировать защиту своих интересов другому профсоюзу, представленному в комиссии. Это решение должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.
При формировании комиссий могут возникнуть разногласия. В таком случае государство должно иметь право на вмешательство и установление норм представительства с учетом позиций сторон.
Данную модель можно принять до того, как профдвижение сплотится и деполи-тизируется. Такая практика представляется эффективной, так как на частных и совместных предприятиях профорганизаций нет и быть не может.
804
805
В России подобная тенденция уже наметилась в виде движения за создание Союза трудовых коллективов. Однако оно нуждается в определенной поддержке и корректировке. Представительство наемного персонала организационно должно быть автономно от работодателей и их представителей.
Похожие трудности характерны и для предпринимательского движения. Существующие объединения работодателей чаще занимаются рекламными, учебными и совещательными функциями, нежели представлением своих интересов на переговорах с профсоюзами. В результате от лица предпринимателей по-прежнему выступают в основном представители крупных государственных предприятий, а также арендных коллективов, кооперативов и пр. Они имеют основания для недовольства нынешней экономической и социальной политикой и могут внести полезный вклад при обсуждении этих вопросов на трехстороннем форуме. Однако очевидно, что некоторым руководителям госпредприятий все еще присущ менталитет, более схожий с образом мыслей чиновников промышленных министерств, нежели со взглядами независимых предпринимателей. Это может проявляться в выступлениях против основных принципов экономической реформы и в упорной защите собственной отрасли, не считаясь с рациональным экономическим поведением.
Рыночные отношения и приватизация в конечном счете приведут к образованию экономических групп, являющихся основой трипартизма. Выход может быть найден в использовании существующих ассоциаций и союзов предпринимателей, промышленников, товаропроизводителей для выработки и проведения единой линии в социальном партнерстве.
Ранее организации работодателей были трех видов:
1. Торговые палаты (промышленные или экономические палаты), в которые входили крупные государственные предприятия. Они имели цель — содействовать взаимным контактам и внешней торговле.
2. Объединения кооперативов. Они объединяли промысловые, сельскохозяйственные и потребительские кооперативы и фактически выступали как “министерства кооперации”. 3. Организации мелких ремесленников и розничных торговцев.
Однако ни одна из этих организаций не была вовлечена в трудовые отношения. Теперь же ситуация существенно изменилась.
Торговые палаты были отделены от государства и реорганизованы па более децентрализованных и демократических началах. Они стали самостоятельными органами, призванными представлять интересы предпринимателей.
Можно выделить три этапа формирования объединений работодателей.
Первый этап (1988—-1991 гг.) включает формирование объединений “новых предпринимателей” с целью защиты интересов, связанных с проблемой их выживания (Союз предпринимателей и арендаторов. Лига кооператоров и предпринимателей и др.).
Второй этап (1992—1993 гг.) характеризуется активизацией работодателей по созданию различного рода объединений (Федерация товаропроизводителей. Лига содействия оборонным предприятиям. Союз нефтепромышленников. Ассоциация российских банков и т.д.).
Третий этап (с 1995 г. по настоящее время) имеет такую особенность: идет деполитизация деятельности предпринимательских объединений.
805
806
Если на уровне организации работодатель как субъект социального партнерства более или менее определен, то на других уровнях их представительные органы сформированы не везде, а существующие не имеют достаточно определенного статуса. Действующие объединения работодателей в основном участвуют в выработке социально-экономической политики на федеральном уровне. На отраслевом же и территориальном уровнях их участие недостаточно активно.
Отсутствуют мотивы, законодательные и другие нормы, которые бы способствовали более интенсивному взаимодействию с представителями работников на отраслевом и региональном уровнях при решении имеющихся социальных проблем регулирования заработной платы или побуждали работодателей к этому.
В системе социального партнерства велика роль государства. Его представительные органы на всех уровнях должны, во-первых, обеспечить соответствие результатов переговоров целям проводимой социально-экономической политики и, во-вторых, устранить недостатки институтов трудовых отношений.
Государству принадлежит особая роль в разработке законодательных и нормативных актов по регулированию социально-трудовых отношений, совершенствованию организационных форм социального партнерства и механизма взаимодействия работодателей с представительными органами работников и органами исполнительной власти на всех уровнях (внесение изменений и дополнений в законодательство по вопросам регулирования трудовых отношений, оплаты труда, занятости населения, повышения ответственности должностных лиц и сторон за выполнение коллективных договоров и соглашений, роли федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по труду), проведению трехсторонних консультаций с представителями работников и работодателей по выработке социально-трудовой и экономической политики, в том числе по вопросам тарифного регулирования оплаты труда, обеспечению поэтапного пересмотра действующих минимальных социально-трудовых стандартов с целью повышения уровня жизни населения и т.п.
Все это позволит создать необходимую основу для развития трудовых отношений.
Для налаживания эффективного социального партнерства государство должно пойти на серьезные самоограничения (это усиленно рекомендуют эксперты МОТ). Речь идет прежде всего о добровольном, но твердом и узаконенном невмешательстве правительственных органов в коммерческо-административную самостоятельность государственных предприятий, а также в автономность профессиональных организаций рабочих и служащих госсектора (в том числе госаппарата). Без такого самоограничения государства либо социальное партнерство будет носить формально-бюрократический характер, либо возникнут неконтролируемые очаги социальной напряженности внутри госсектора. Действуя по старой схеме, некоторые профсоюзы считают более выгодным заключать соглашения не с союзами и ассоциациями предприятий, а с подразделениями государственной системы управления.
В России должны использоваться все три уровня партнерства с общепринятой международной иерархией прав и обязанностей: все, что может быть решено внизу, не должно выноситься наверх, но все, что принято наверху в соответствии с делеги-
806
807
рованными снизу правами, должно быть учтено в низовых звеньях. В то же время соглашения, заключаемые на уровне предприятий, отраслей, регионов, в свою очередь должны учитываться при заключении генеральных соглашений.
Для России специфична особая сложность формирования и функционирования среднего звена социального партнерства — регионально-отраслевого, а также характерны существенные различия в условиях производства и доходах между отраслями и внутри отраслей, а в еще большей степени — между регионами, что усугубляется недостаточной мобильностью рабочей силы. Поэтому необходимы не только отраслевые и региональные уровни социального партнерства (как, например, в Германии и США), но и средние уровни комплексного характера, где партнерами одновременно выступают представители региона, основных предприятий, расположенных в регионе, и центрального правительства (или центральной трехсторонней комиссии). В первую очередь это относится к регионам со сложными экономическими условиями, требующими бюджетных субвенций, дотаций и привилегий.
Национальные трехсторонние органы в регионе выполняют на практике следующие четыре основные функции:
переговоры по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев — выработка критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия;
консультации и переговоры по трудовому законодательству и другим вопросам трудовых отношений;
примирение и посредничество при общенациональных (или крупных) забастовках, конфликтах или при возникновении потенциальной напряженности;
совещательная роль при обсуждении общих вопросов экономической и социальной политики.
Долговременным объектом и целевой функцией социального партнерства, а также главным критерием его эффективности в России является переход к рынку. Необходима определенная степень подчинения узких интересов более долгосрочным устремлениям общества в целом. Примером может служить согласие профсоюзов на ограничение заработной платы в обмен на повышение так называемой “социальной заработной платы”, включающей социальное обеспечение, а также предоставление государственных услуг в широкой области, в том числе в сфере здравоохранения, просвещения и заботы о детях. Обычно во время экономического спада правительство и социальные партнеры заключают своего рода “социальный пакт”. В рамках подобного компромисса трудящиеся соглашаются на более низкую прибавку в обмен на более широкие социальные услуги.
Сегодня, несмотря на теоретически определенную профсоюзам и организациям предпринимателей роль, они фактически не участвуют в обсуждении стратегии экономических и социальных реформ. Данная стратегия формулируется руководителями правительства и международными финансовыми учреждениями. В условиях политической нестабильности гласность и трехстороннее согласие по таким вопросам могли бы способствовать более широкой поддержке политических решений, проведению курса экономических и социальных реформ.
807
808
Прочное трехстороннее согласие может также уменьшить вероятность того, что обещания правых и левых экстремистов будут серьезно восприниматься широкими слоями населения. Возможная выгода от трехсторонних консультаций станет еще очевиднее, если учесть, что один из важных факторов, которые уменьшают доверие международных кругов, а следовательно, и приток капитала, — боязнь политической нестабильности.
Профсоюзное движение и организации предпринимателей могли бы вносить больший вклад в общую дискуссию в стране по экономической и социальной политике. Для этого необходимо пользоваться доверием, а это требует от профсоюзов и организаций предпринимателей конструктивных альтернативных предложений, а не просто сетований на последствия проводимой политики. Социальные партнеры должны проявлять активность, а не ограничиваться пассивной реакцией на предложения правительства,
Опыт промышленно развитых западных стран показывает, что лучше всего иметь профсоюзы и организации предпринимателей, обладающие достаточными ресурсами и равными силами. В частности, для трехстороннего диалога по широкому кругу социальных проблем организации предпринимателей и профсоюзы должны располагать специализированными органами для анализа сложных экономических и социальных проблем, с тем чтобы они могли вырабатывать свои собственные, независимые предложения, а не только реагировать на правительственные инициативы.
Быстрое развитие неформальной и “теневой” экономики, связанное зачастую с коррупцией и криминальными видами деятельности, может создать долговременную угрозу для трипартизма. Предприниматели этого сектора едва ли склонны вступать в организации работодателей или участвовать в общественной дискуссии по общим проблемам социальной политики или более конкретным вопросам, таким, как уровень налогов или финансирование социального обеспечения.
Механизмом участия трехсторонней комиссии в проведении реформ должна служить регулярная гласная экспертиза комиссией подготавливаемых законопроектов.
Важно обеспечить солидарную заинтересованность в росте производства и повышении его эффективности (в том числе внешней конкурентоспособности). Это — цель и критерий успеха социального партнерства на обозримую перспективу. Поэтому среди объектов социального партнерства на достойное место должна выйти взаимная увязка доли роста реальных доходов каждого субъекта сотрудничества с приростом совокупного дохода.
Данный принцип может быть закреплен в договоренностях на всех уровнях социального партнерства, причем увязку взаимных приростов доходов необходимо выражать через систему тарифных соглашений. Объективно это выгодно всем субъектам социального партнерства.
Предприниматели все чаще стремятся к определенной свободе в области заработной платы, с тем чтобы сделать вознаграждение подлинным инструментом менеджмента, мощным рычагом для развития производительности труда и поддержания конкурентоспособности предприятия. Профсоюзы относятся к этой системе более сдержанно, опасаясь ослабления солидарности между трудящимися, считая ее пла-
808
809
той за утрату самостоятельности, и даже видят в ней угрозу своей деятельности. Эти опасения можно будет легко развеять, если во избежание фаворитизма установить четкие и объективные критерии, признаваемые всем персоналом.
Защита денежных доходов и сбережений от инфляции, гарантии выживания, занятости, приемлемые условия труда и быта, включая экологическую безопасность, — все это долговременные объекты социального партнерства в России. Только определение взаимных обязательств по конкретным видам доходов и расходов, по отдельным направлениям и мероприятиям создает реальную систему социального партнерства.
При этом следует иметь в виду, что если в 50-е годы основная задача бизнеса заключалась в получении прибыли, то сегодня крупные фирмы отошли от этой концепции. Принята теория социального контракта, суть которой состоит в том, что бизнес своим существованием обязан обществу и должен в связи с этим нести ответственность не только перед своими акционерами, но и перед обществом. В России сегодня многие организации стараются избавиться от социальных расходов или свести их к минимуму, и только немногие (например, концерн “Гермес”) считают их целесообразными.
Консенсус на основе проведения переговорного процесса, контроль за соблюдением договоренностей, санкции к нарушителям, порядок разрешения конфликтных ситуаций — все это в России еще должно быть освоено.
Организационно необходима сильная система трехсторонних комиссий, в рамках которых должны постоянно проходить переговорный процесс, координация, взаимная информация, контроль. Все это требует соответствующего кадрового и информационно-аналитического обеспечения.
Представители разных социальных групп должны выработать достаточно ясные требования и получить в рамках социального партнерства соответствующие полномочия снизу для переговоров.
Существуют и другие проблемы в функционировании трипартизма в стране. Наиболее важная из них та, что трудовые конфликты почти неизбежно приобретают политическую окраску. Когда подавляющее большинство рабочих мест находится на госпредприятиях, именно правительство в конечном счете решает, будут ли профинансированы заработная плата и другие требования профсоюзов. Если правительство постоянно вовлечено в повседневные споры с профсоюзами по таким вопросам, трудно поддерживать между ними лояльные отношения, необходимые для достижения согласия по вопросам социальной и экономической политики.
Ускорению становления системы регулирования трудовых отношений, безусловно, способствовало бы выведение работодателей или лиц, выступающих от его имени при коллективных переговорах, из членства в профсоюзе и соответственно нераспространение на них действия коллективного договора. До настоящего времени членами “официальных” профсоюзов (к примеру, ФНПР) остаются директора предприятий. Это означает, что директор может одним присутствием на профсоюзном собрании оказывать влияние на выработку требований профсоюза.
Законом установлен запрет на ведение переговоров организациям, представляющим трудящихся, но созданным или финансируемым собственниками, предпринимателями или органами государственного и хозяйственного управления, политичес-
809
810
кими или иными общественными объединениями. Запрещается при заключении коллективных договоров всякое вмешательство, способное ограничить права трудящихся или воспрепятствовать их осуществлению со стороны органов государственного и хозяйственного управления, политических или иных общественных объединений работодателей.
Договорная основа трудовых отношений предполагает ведение переговоров (подробно этот вопрос рассмотрен в гл. 12).
До сих пор широко распространено мнение, что любые переговоры представляют собой игру с нулевым результатом, поскольку всегда имеются проигравшая и выигравшая стороны. Предприниматель любые уступки в области заработной платы рассматривает как дополнительные издержки. Трудящиеся же считают, что с “хозяином” нужно “драться” за получение любых преимуществ.
Эту философию все еще разделяют многие руководители организаций и профсоюзов. Бесспорно, существуют противоречия между предпринимателем и трудящимися, которые по возможности следует разрешать мирными средствами на основе переговоров и компромиссов. Но в конечном счете следует исходить из результатов деятельности организации. Если результаты плохие, то обеим сторонам практически уже не о чем спорить, если же хорошие, то каждая из сторон извлекает для себя выгоду. Для предпринимателя заработная плата представляет собой издержки. Однако чем выше будут мотивация и профессиональная компетентность трудящегося, тем более продуктивным для организации будет его труд.
НВ
Коллективно-договорное регулирование—форма управления трудовыми отношениями, которая может иметь место лишь при определенном уровне развития и зрелости субъектов трудовых отношений. Под субъектами трудовых отношений подразумеваются организации работников и работодателей, представляющие их интересы,
Социальное партнерство — особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночному обществу, который обеспечивает оптимальный баланс реализации основных интересов различных социальных групп, в первую очередь наемных рабочих и работодателей. Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации.
Основные принципы социального партнерства:
соблюдение норм законодательства;
полномочиость представителей сторон;
810
811
равноправие сторон в возможностях выбора круга обсуждаемых проблем и форм обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений;
взаимная добровольность в принятии на себя обязательств; ж систематичность контроля за выполнением достигнутых соглашений; м взаимная ответственность за выполнение обязательств.
Субъекты (стороны) социального партнерства
работники;
работодатели;
государство.
Патернализм (лат. “paternax” — отеческий) — отеческое отношение некоторых предпринимателей к занятым у них работникам и соответствующая этой доктрине политика проведения благотворительных мероприятий.
Причины неразвитости социального партнерства в России:
Объективные:
уровень открытой и скрытой безработицы;
задержки с выплатой заработной платы;
расслоение населения по уровню доходов;
низкие темпы структурной перестройки экономики.
Субъективные:
недооценка правительством социальных аспектов перехода страны к рыночным отношениям и многоукладной экономике;
экономическая преступность и коррупция в стране;
отрыв власти от реальной жизни людей;
отсутствие соответствующей правовой базы.
Три способа разрешения противоречия общенациональных и групповых интересов:
проведение в жизнь так называемой политики “социальной ответственности” сторон;
попытка государства включить коллективно-договорную систему в решение своих политических задач;
поиск взаимопонимания и согласия с организациями работников и работодателей, целью которого является сдерживание инфляционных процессов и согласование интересов всех трех субъектов трудовых рыночных отношений — работника, работодателя и государства. Данный способ снятия противоречий представляется наиболее приемлемым.
Соглашение является правовым актом, содержащим обязательства подписавших его сторон в сфере условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли или территории. Современные условия развития экономики определяют необходимость заключения генеральных, отраслевых (тарифных), территориальных и коллективных соглашений.
812
813
Контракт—это соглашение двух сторон, каждая из которых имеет равные права на стадии установления контрактных условий. При контрактной системе найма центр тяжести трудовых отношений смещается от общего для всех закона к индивидуальному соглашению работника с работодателем. Существуют две основные разновидности трудовых контрактов:
функциональный контракт по выполнению определенного трудового процесса;
подрядный (предметный) контракт на получение результатов труда определенного качества (продукции), вызывающий определенные имущественные отношения по его поводу.
Основной договор представляет собой типовой, юридически выверенный текст, содержащий следующие разделы:
общие положения (кто и с кем заключает контракт, предмет договора и срок его действия);
обязанности работника (профессия, квалификация, специальность, трудовые функции и т.д.);
обязанности предприятия по созданию условий труда; и организация и оплата труда; м режим рабочего времени; м время отдыха;
социальное обслуживание, льготы по нему; я ответственность сторон за нарушение условий контракта; и условия пересмотра положений контракта; я особые требования к работнику;
дополнительные поощрения;
адреса сторон.
Трипартизм - взаимодействие государства, работодателей и работников в сфере трудовых отношений с образованием соответствующих трехсторонних органов. Трипартизм реализуется на трех уровнях: центральном, отраслевом (региональном) и низовом (на предприятии).
Национальные трехсторонние органы выполняют в регионе следующие четыре основные функции:
переговоры по определению минимальной заработной платы, выработка критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия;
консультации и переговоры по вопросам трудового законодательства; м примирение и посредничество при общенациональных (или крупных) забастовках, конфликтах или при возникновении потенциальной напряженности;
совещательная роль при обсуждении общих вопросов экономической и социальной политики.
812
813
Вопросы для самопроверки
1. Чем определяется необходимость замены директивных методов управления социально-трудовыми отношениями их коллективно-договорным регулированием при переходе к рыночной экономике?
2. Какими законодательными актами регламентируется становление и функционирование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в Российской Федерации? Связь этих нормативных актов с конвенциями и рекомендациями МОТ.
3. В чем состоит существо коллективно- и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений? Их преимущества и недостатки.
4. Назовите трудности, с которыми сталкивается развитие социального партнерства в современной России.
5. Кто и как может выполнять контрольные функции надзора за реализацией трудовых соглашений?
6. Какие гарантии по защите экономических и социальных интересов работников предусматривает Закон о коллективных договорах и соглашениях при реорганизации предприятия?
7. Назовите виды коллективных соглашений и выделите их основные специфические черты.
8. Назовите основные права работника и работодателя.
9. Что представляет собой трудовой договор (контракт), заключаемый между работником и работодателем?
10. Раскройте содержание основных прав и обязанностей работника.
11. Как строятся взаимоотношения профсоюзов и работодателей в современной
12. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ
Содержание:
12.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
12.2. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО
ДОГОВОРА
12.3. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И КОНФЛИКТЫ: ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ
Коллективно-договорное регулирование является частью сложной системы правовой организации общественных отношений, включающей также государственное и индивидуально-договорное регулирование связей между работодателем и работником. Правовая регламентация трудовых отношений осуществляется государством на основе законодательных норм, являющихся минимальным уровнем, повышение которого — цель коллективных переговоров.
В развитии этой системы заинтересованы как работодатели, так и работники, поскольку она выполняет важные функции:
а) защиту интересов обеих сторон трудовых отношений;
б) организацию (упорядочение) трудовых отношений;
в) обеспечение их стабильности.
Первая функция заключается в том, что коллективный договор, с одной стороны, призван защищать работодателей от необоснованных требований работников, удовлетворение которых может нарушить ритм производственного процесса и нанести экономический ущерб, с другой — защищать работников, являющихся более уязвимым субъектом трудового отношения, от предпринимателей, использующих преимущества своего экономического положения в личных интересах. Таким образом, коллективный договор служит согласованию интересов работодателей и работников.
Вторая — организующая функция коллективно-договорных отношений также направлена на обеспечение заинтересованности обеих сторон этих отношений и общества в целом. Зафиксированные в соглашении условия труда (размер заработной платы, условия оплаты, продолжительность отпусков, дополнительные социальные льготы) позволяют работодателю заранее планировать издержки производства и предполагаемую прибыль. Для работника они представляют определенные гарантии удовлетворения его собственных интересов. Все это создает предпосылки взаимного согласия и повышения эффективности труда, что служит интересам общества в целом.
814
815
Третья функция направлена на установление и поддержание стабильности трудовых отношений. Эта сторона трудового договора, конечно, не может устранить конфликты во взаимоотношениях субъектов рынка труда, поскольку у каждого из ни: есть свои социальные интересы и цели, однако она предполагает установление процедур согласования требований, рассмотрения проблем обеих сторон, в результат чего вырабатываются взаимоприемлемые решения. Когда условия соглашения при обретают форму договора, создается гарантия социальной и экономической стабильности, обеспечиваемая запретом на проведение забастовок во время действия коллективного договора. Таким образом, заключение коллективного договора представляет собой творческий процесс, направленный на согласование интересов обеих сторон.
Наконец, важнейшим преимуществом коллективно-договорного регулирования трудовых отношений является многовариантность и гибкость принятия решений. Это особенно существенно в нынешних условиях экономической и политической нестабильности, распада хозяйственных связей,
Регулирование трудовых отношений на основе коллективных соглашений формировалось в течение многих десятилетий в борьбе трудящихся с предпринимателями государством. Возникнув как средство установления заработной платы и некоторых других условий труда, коллективные соглашения в промышленно развитых капиталистических странах не играли существенной роли в прошлом столетии из-за слабых позиций профсоюзов. Это был период становления социальных интересов наемных работников на рынке труда. Профсоюзы не признавались правительствами и предпринимателями, противодействовавшими их созданию и проведению коллективных переговоров на законодательном уровне. Переговоры работников с предпринимателями проводились под давлением забастовок и локаутов, а коллективные соглашения были только временным средством сглаживания противоречий. В начале XX в. коллективно-договорная система приобрела официальный статус и стала ключевым элементом производственных отношений. Подобное развитие стало возможным в силу включения соглашений в законодательные системы ряда европейских стран (Начало этому процессу положили Гражданский кодекс Дании (1907 г.) и Кодекс обязанностей Швейцарии (1911 г.), а продолжили специальные законодательства в Норвегии (1915 г.), Германии (1918 г.), Франции (1919 г.), Финляндии (1924 г.) и Нидерландах (1927 г.).
- Оглавление
- 1. Управление человеческими ресурсами: понятие и структура
- 1.1. Человеческий фактор и его роль в развитии организации
- 1.2. Трудовой потенциал организации: понятие и структура
- 1.1. Человеческий фактор и его роль в развитии организации
- 1.2. Трудовой потенциал организации: понятие и структура
- Трудовой потенциал ваЗа
- 1.3. Управление персоналом в системе управления
- 2. Персонал организации и управление им
- 2.1. Содержание понятия “персонал”, субъекты и объекты
- 2.2. Принципы и структура управления персоналом
- 2.3. Функции и методы управления персоналом
- 2.4. Условия, оказывающие влияние на управление
- 2.1. Содержание понятия “персонал”, субъекты и объекты
- 2.2. Принципы и структура управления персоналом
- Принципы работы с персоналом*
- 1. Уважение к личности (индивидууму).
- 2. Обслуживание клиента.
- 3. Стремление к совершенству во всем, чем занимается компания.
- 4. Менеджеры должны руководить эффективно.
- 5. Обязательства перед акционерами.
- 6. Благоприятные сделки для поставщиков.
- 7. Корпоративная ответственность перед обществом.
- 2.3. Функции и методы управления персоналом
- 2.4. Условия, оказывающие влияние на управление
- Хозяйственная система
- 3.1. Стратегия работы с персоналом
- Взаимосвязь стратегии с практикой управления персоналом
- Взаимосвязь стратегии и практики управления персоналом
- Влияние стратегии бизнеса на практику управления персоналом
- 3.2. Кадровая политика
- Принципы формирования организации
- 3.3. Затраты на персонал и их эффективность
- Определение переменных затрат на персонал
- Расчет затрат на замещение работника (почасовая оплата — 10 долл. 90 центов)*
- Форма учета мест возникновения затрат
- 4.1. Кадровое планирование: цели и задачи
- 4.2. Основные виды и стадии кадрового планирования
- 4.3. Стратегическое планирование кадров
- Прогноз спроса
- Анализ выбывших по сроку службы
- Анализ нормы «выживания»
- Прогноз потребностей в наборе персонала
- Бюджет персонала по продажам
- 5.1. Анализ выполняемых работ и оценка персонала
- Пример матрицы баллов*
- 5.2. Профессиональная ориентация персонала
- 1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение).
- 2. Профессиональное консультирование.
- 3. Профессиональный отбор (подбор).
- 5.3. Подбор и отбор персонала
- 100 % Перспектива роста
- Частота применения методов оценки пригодности при внутрифирменном отборе персонала, %*
- 5.4. Расстановка и адаптация персонала
- 6.1. Обучение персонала
- Основные формы подготовки рабочих на производстве
- 6.2. Переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.3. Планирование трудовой карьеры
- 12. Качество трудовой жизни
- Определение “тропы” карьеры
- 6.4. Программы продвижения и высвобождения персонала
- 7.1. Организация и регулирование занятости населения
- 7.2 Качество трудовой жизни
- 7.3. Социальная политика организации и аудит персонала*
- 7.4. Условия труда и дисциплина в организации
- 8.1. Организация оплаты труда персонала
- 8.2. Тарификация работ и методы их оценки
- 8.3. Оценка деятельности персонала
- 9. Материальное стимулирование персонала
- 9.1. Политика вознаграждения
- 9.2. Участие персонала в прибылях и капитале
- 9.3. Социальные льготы и выплаты
- 9.1. Политика вознаграждения
- Структура денежных доходов населения
- 9.2. Участие персонала в прибылях и капитале
- 9.3. Социальные льготы и выплаты
- 10.1. Службы управления персоналом: организация,
- Распределение фонда времени между функциями, связанными с управлением персоналом*
- Норматив численности работников службы управления персоналом*
- 10.2. Требования к специалистам службы управления
- Влияние менеджера по персоналу на доходы организации
- Распределение обязанностей менеджеров по уровням управления, %
- 10.3. Технология работы службы управления персоналом, ее
- 11.1. Трудовые соглашения и права персонала
- 11.2. Трудовой контракт и обязанности персонала
- 11.3. Взаимоотношения работодателей и профсоюзов в
- 12.1. Понятие и структура коллективного договора
- 12.2. Порядок разработки и заключения коллективного
- 12.3. Трудовые споры и конфликты: порядок разрешения
- Одегов Юрий Геннадьевич, Журавлев Павел Викторович управление персоналом