logo

Частота применения методов оценки пригодности при внутрифирменном отборе персонала, %*

Методы отбора

Неквали­фициро­ванные работники

Квали­фициро­ванные работники

Работники без руко­водящих заданий

Молодые специа-листы проходящие

Руководящий состав на различных уровнях управления

тренинг

Нижний

Средний

Верхний

Интервью

70

78

91

72

83

84

77

Рекомендация непосредственного начальника

64

73

70

48

86

83

74

Мнение сотрудников

36

43

66

59

73

72

57

Испытательная пере-дача заданий желае-мого рабочего места (целевой позиции)

14

32

34

26

40

34

20

Пробная работа

8

18

11

5

5

3

2

“Центр оценки” (Assesment Center)

0

0

5

24

21

20

19

Медицинская экспертиза

20

18

7

7

5

7

8

* См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научи, ред. Р. Марра и Г, Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 179.

325

326

В определенной степени оправдывают себя модели профессиограмм.

Профессиограмма — это систематизированный набор и описание качеств, которыми должен обладать сотрудник, подбираемый на ту или иную должность, круг его обязаннос­тей и функций.

Как правило, профессиограмма содержит две модели:

модель сотрудника (про­фессиональные, деловые, личные качества);

модель должности (функции, обязаннос­ти, задачи, ответственность и т.д.).

Чаще всего причинами отказа при приеме на работу после проведения собеседова­ния являются следующие негативные характеристики (их перечень показывает, что ищут предприниматели, когда нанимают нового работника):

1. Плохое личное впечатление.

2. Слишком агрессивен, подавляет окружающих (“все знает”).

3. Не способен ясно выразить свои мысли (плохое произношение, грамматика).

4. Не планирует свою карьеру (нет целей и намерений).

5. Мало интереса и энтузиазма (пассивный, безразличный).

6. Недостаточно уверенности и уравновешенности (нервный, легко смущается).

7. Избегает участия в деятельности.

8. Чересчур много значения придает деньгам (интересуется только тем, где пред­ложат больше).

9, Плохие успехи в обучении (получал только переходной балл).

10. Не хочет начинать с нижней ступени (ожидает слишком многого и слишком быстро).

11. Извиняется (заглаживает неблагоприятные факты в прошлом).

12. Недостаточно тактичен.

13. Недостаточно зрел.

14. Недостаточно воспитан (дурные манеры).

15. Недостаточное социальное понимание.

16. Есть приметы неприязни к обучению.

17. Избегает смотреть в глаза интервьюеру.

18. Вялое рукопожатие.

19. Нерешителен.

20. Неряшливо заполненное заявление о приеме.

21. Опоздал на интервью без уважительной причины.

Каждый работник должен быть нанят на условиях испытательного срока (как минимум на три месяца). В конце этого периода должна быть проведена оценка, оп­ределяющая, как человек продвинулся к целям, поставленным ему при найме, и на­сколько он удовлетворен своей работой. Продолжение взаимосвязи обычно основа­но на трех- или шестимесячных периодах. Если он не смог работать продуктивно, то его следует уволить до дня окончания проверочного срока. При этом важно убедить­ся в том, что недостаточная исполнительность со стороны работника не зависит от организации. Часто компании не имеют четко налаженной программы обучения, поэтому работник не может быстро внедриться в коллектив. Службы управления персоналом должны координировать обучение личности, для того чтобы убедиться в том, что он знает, что и как должен делать. Отношение человека к работе неизмен­но влияет на его эффективность в организации. Часто отношение людей меняется

326

327

Для гарантированного найма претендент должен соответствовать стандартам на каждом шагу процедуры отбора и должен быть годен к должности по всем пяти разделам

Искомые характеристики на каждом шагу обозначаются штриховкой:

……… если похоже, что человек имеет эти характеристики

……… если есть свидетельства, что человек имеет эти характеристики

Должностные

квалификационные

характеристики

Шаги отбора

1. Интервью для отбора

Отклоняется, если очевидно не подходит к должности

2. Заполнение претендентом бланков

Отклоняется, если нет необходимой квалификации

3. Тесты для трудоустройства

Отклоняется, если тестовые оценки слишком низки (или слишком высоки)

4. Проверка отзывов

Отклоняется, если есть запись о предыдущей непригодности к долж­ности - плохом долж­ностном росте или невоз­можности идти вровень с другими

5. Всестороннее интервью

Отклоняется, если мало способен, неприемлем по личностным качествам, нет реального интереса, незрел, нестабилен

6. Анализ и решение

Отвечает требованиям во всех отношениях

Принять на работу при благоприятном медицинском заключении

Рис. 5.3.7. Итоговая таблица процедуры отбора персонала*

* Milton М. Mandel. The Employment Interview, Research Study. No. 47. New York: American Manage­ment Association.

327

328

после успешного окончания испытательного срока и включения их в штат постоян­ных сотрудников.

При принятии решения о приеме на работу (см. рис. 5.3.7) используют термины: “устраивает” или “не устраивает”'". Устраивающий человек будет работать продук­тивно на своем посту. Он имеет навыки, серьезное отношение, способности для того, чтобы выполнять свою работу в соответствии с целями фирмы. “Годный” — это тот человек, в котором нуждается организация. Он сможет выполнять работу эффектив­но и плодотворно. Не только способности человека выполнять работу делают его “годным”, но также его моральные ценности, стимулы и способность общаться с другими людьми.

Кандидату на должность бывает необходимо изменить место проживания, ото­рвать детей от определенной школы, даже изменить или совсем оставить работу суп­ругу. Следовательно, наём на работу включает в себя очень серьезные решения для каждого человека, и эта проблема не должна рассматриваться поверхностно.

Неустраивающий — это тот человек, который, возможно, и обладает частью необходимых навыков, но по некоторым причинам не в состоянии работать в соответ­ствии с потребностями организации. Причина, по которой этот человек может не справляться с работой, имеет несколько источников. Он, возможно, не обладает нуж­ными навыками, не имеет должного отношения, недостаточно заинтересован, не может быстро влиться в коллектив, чтобы выполнять работу, или не обладает навыками общения с другими людьми, что затрудняет работу.

Эффективность методов отбора анализируют, используя так называемый коэф­фициент отбора:

Число отобранных

Коэффициент отбора = ------------------------------------------------------------------ .

Число желающих, из которых осуществляется выбор

Для разных профессий величина коэффициентов отбора различна. Если коэффи­циент отбора близок к 1, процесс отбора короток и прост. Количество желающих, из которого осуществляется отбор, невелико. При коэффициенте отбора 0,5 процесс мо­жет стать непростым. При коэффициенте 0,5 вероятность того, что организация най­мет на работу более соответствующих ее критериям работников, больше, чем когда коэффициент равен 1.

Кроме того, определяют и средние издержки на найм нового работника как отно­шение произведенных на отбор затрат к количеству отобранных работников.