Частота применения методов оценки пригодности при внутрифирменном отборе персонала, %*
Методы отбора | Неквалифицированные работники | Квалифицированные работники | Работники без руководящих заданий | Молодые специа-листы проходящие | Руководящий состав на различных уровнях управления | ||
|
|
|
| тренинг | Нижний | Средний | Верхний |
Интервью | 70 | 78 | 91 | 72 | 83 | 84 | 77 |
Рекомендация непосредственного начальника | 64 | 73 | 70 | 48 | 86 | 83 | 74 |
Мнение сотрудников | 36 | 43 | 66 | 59 | 73 | 72 | 57 |
Испытательная пере-дача заданий желае-мого рабочего места (целевой позиции) | 14 | 32 | 34 | 26 | 40 | 34 | 20 |
Пробная работа | 8 | 18 | 11 | 5 | 5 | 3 | 2 |
“Центр оценки” (Assesment Center) | 0 | 0 | 5 | 24 | 21 | 20 | 19 |
Медицинская экспертиза | 20 | 18 | 7 | 7 | 5 | 7 | 8 |
* См.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научи, ред. Р. Марра и Г, Шмидта. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 179.
325
326
В определенной степени оправдывают себя модели профессиограмм.
Профессиограмма — это систематизированный набор и описание качеств, которыми должен обладать сотрудник, подбираемый на ту или иную должность, круг его обязанностей и функций.
Как правило, профессиограмма содержит две модели:
модель сотрудника (профессиональные, деловые, личные качества);
модель должности (функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.).
Чаще всего причинами отказа при приеме на работу после проведения собеседования являются следующие негативные характеристики (их перечень показывает, что ищут предприниматели, когда нанимают нового работника):
1. Плохое личное впечатление.
2. Слишком агрессивен, подавляет окружающих (“все знает”).
3. Не способен ясно выразить свои мысли (плохое произношение, грамматика).
4. Не планирует свою карьеру (нет целей и намерений).
5. Мало интереса и энтузиазма (пассивный, безразличный).
6. Недостаточно уверенности и уравновешенности (нервный, легко смущается).
7. Избегает участия в деятельности.
8. Чересчур много значения придает деньгам (интересуется только тем, где предложат больше).
9, Плохие успехи в обучении (получал только переходной балл).
10. Не хочет начинать с нижней ступени (ожидает слишком многого и слишком быстро).
11. Извиняется (заглаживает неблагоприятные факты в прошлом).
12. Недостаточно тактичен.
13. Недостаточно зрел.
14. Недостаточно воспитан (дурные манеры).
15. Недостаточное социальное понимание.
16. Есть приметы неприязни к обучению.
17. Избегает смотреть в глаза интервьюеру.
18. Вялое рукопожатие.
19. Нерешителен.
20. Неряшливо заполненное заявление о приеме.
21. Опоздал на интервью без уважительной причины.
Каждый работник должен быть нанят на условиях испытательного срока (как минимум на три месяца). В конце этого периода должна быть проведена оценка, определяющая, как человек продвинулся к целям, поставленным ему при найме, и насколько он удовлетворен своей работой. Продолжение взаимосвязи обычно основано на трех- или шестимесячных периодах. Если он не смог работать продуктивно, то его следует уволить до дня окончания проверочного срока. При этом важно убедиться в том, что недостаточная исполнительность со стороны работника не зависит от организации. Часто компании не имеют четко налаженной программы обучения, поэтому работник не может быстро внедриться в коллектив. Службы управления персоналом должны координировать обучение личности, для того чтобы убедиться в том, что он знает, что и как должен делать. Отношение человека к работе неизменно влияет на его эффективность в организации. Часто отношение людей меняется
326
327
Для гарантированного найма претендент должен соответствовать стандартам на каждом шагу процедуры отбора и должен быть годен к должности по всем пяти разделам
Искомые характеристики на каждом шагу обозначаются штриховкой:
……… если похоже, что человек имеет эти характеристики
……… если есть свидетельства, что человек имеет эти характеристики
Должностные
квалификационные
характеристики
Шаги отбора
1. Интервью для отбора
Отклоняется, если очевидно не подходит к должности
2. Заполнение претендентом бланков
Отклоняется, если нет необходимой квалификации
3. Тесты для трудоустройства
Отклоняется, если тестовые оценки слишком низки (или слишком высоки)
4. Проверка отзывов
Отклоняется, если есть запись о предыдущей непригодности к должности - плохом должностном росте или невозможности идти вровень с другими
5. Всестороннее интервью
Отклоняется, если мало способен, неприемлем по личностным качествам, нет реального интереса, незрел, нестабилен
6. Анализ и решение
Отвечает требованиям во всех отношениях
Принять на работу при благоприятном медицинском заключении
Рис. 5.3.7. Итоговая таблица процедуры отбора персонала*
* Milton М. Mandel. The Employment Interview, Research Study. No. 47. New York: American Management Association.
327
328
после успешного окончания испытательного срока и включения их в штат постоянных сотрудников.
При принятии решения о приеме на работу (см. рис. 5.3.7) используют термины: “устраивает” или “не устраивает”'". Устраивающий человек будет работать продуктивно на своем посту. Он имеет навыки, серьезное отношение, способности для того, чтобы выполнять свою работу в соответствии с целями фирмы. “Годный” — это тот человек, в котором нуждается организация. Он сможет выполнять работу эффективно и плодотворно. Не только способности человека выполнять работу делают его “годным”, но также его моральные ценности, стимулы и способность общаться с другими людьми.
Кандидату на должность бывает необходимо изменить место проживания, оторвать детей от определенной школы, даже изменить или совсем оставить работу супругу. Следовательно, наём на работу включает в себя очень серьезные решения для каждого человека, и эта проблема не должна рассматриваться поверхностно.
Неустраивающий — это тот человек, который, возможно, и обладает частью необходимых навыков, но по некоторым причинам не в состоянии работать в соответствии с потребностями организации. Причина, по которой этот человек может не справляться с работой, имеет несколько источников. Он, возможно, не обладает нужными навыками, не имеет должного отношения, недостаточно заинтересован, не может быстро влиться в коллектив, чтобы выполнять работу, или не обладает навыками общения с другими людьми, что затрудняет работу.
Эффективность методов отбора анализируют, используя так называемый коэффициент отбора:
Число отобранных
Коэффициент отбора = ------------------------------------------------------------------ .
Число желающих, из которых осуществляется выбор
Для разных профессий величина коэффициентов отбора различна. Если коэффициент отбора близок к 1, процесс отбора короток и прост. Количество желающих, из которого осуществляется отбор, невелико. При коэффициенте отбора 0,5 процесс может стать непростым. При коэффициенте 0,5 вероятность того, что организация наймет на работу более соответствующих ее критериям работников, больше, чем когда коэффициент равен 1.
Кроме того, определяют и средние издержки на найм нового работника как отношение произведенных на отбор затрат к количеству отобранных работников.
- Оглавление
- 1. Управление человеческими ресурсами: понятие и структура
- 1.1. Человеческий фактор и его роль в развитии организации
- 1.2. Трудовой потенциал организации: понятие и структура
- 1.1. Человеческий фактор и его роль в развитии организации
- 1.2. Трудовой потенциал организации: понятие и структура
- Трудовой потенциал ваЗа
- 1.3. Управление персоналом в системе управления
- 2. Персонал организации и управление им
- 2.1. Содержание понятия “персонал”, субъекты и объекты
- 2.2. Принципы и структура управления персоналом
- 2.3. Функции и методы управления персоналом
- 2.4. Условия, оказывающие влияние на управление
- 2.1. Содержание понятия “персонал”, субъекты и объекты
- 2.2. Принципы и структура управления персоналом
- Принципы работы с персоналом*
- 1. Уважение к личности (индивидууму).
- 2. Обслуживание клиента.
- 3. Стремление к совершенству во всем, чем занимается компания.
- 4. Менеджеры должны руководить эффективно.
- 5. Обязательства перед акционерами.
- 6. Благоприятные сделки для поставщиков.
- 7. Корпоративная ответственность перед обществом.
- 2.3. Функции и методы управления персоналом
- 2.4. Условия, оказывающие влияние на управление
- Хозяйственная система
- 3.1. Стратегия работы с персоналом
- Взаимосвязь стратегии с практикой управления персоналом
- Взаимосвязь стратегии и практики управления персоналом
- Влияние стратегии бизнеса на практику управления персоналом
- 3.2. Кадровая политика
- Принципы формирования организации
- 3.3. Затраты на персонал и их эффективность
- Определение переменных затрат на персонал
- Расчет затрат на замещение работника (почасовая оплата — 10 долл. 90 центов)*
- Форма учета мест возникновения затрат
- 4.1. Кадровое планирование: цели и задачи
- 4.2. Основные виды и стадии кадрового планирования
- 4.3. Стратегическое планирование кадров
- Прогноз спроса
- Анализ выбывших по сроку службы
- Анализ нормы «выживания»
- Прогноз потребностей в наборе персонала
- Бюджет персонала по продажам
- 5.1. Анализ выполняемых работ и оценка персонала
- Пример матрицы баллов*
- 5.2. Профессиональная ориентация персонала
- 1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение).
- 2. Профессиональное консультирование.
- 3. Профессиональный отбор (подбор).
- 5.3. Подбор и отбор персонала
- 100 % Перспектива роста
- Частота применения методов оценки пригодности при внутрифирменном отборе персонала, %*
- 5.4. Расстановка и адаптация персонала
- 6.1. Обучение персонала
- Основные формы подготовки рабочих на производстве
- 6.2. Переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.3. Планирование трудовой карьеры
- 12. Качество трудовой жизни
- Определение “тропы” карьеры
- 6.4. Программы продвижения и высвобождения персонала
- 7.1. Организация и регулирование занятости населения
- 7.2 Качество трудовой жизни
- 7.3. Социальная политика организации и аудит персонала*
- 7.4. Условия труда и дисциплина в организации
- 8.1. Организация оплаты труда персонала
- 8.2. Тарификация работ и методы их оценки
- 8.3. Оценка деятельности персонала
- 9. Материальное стимулирование персонала
- 9.1. Политика вознаграждения
- 9.2. Участие персонала в прибылях и капитале
- 9.3. Социальные льготы и выплаты
- 9.1. Политика вознаграждения
- Структура денежных доходов населения
- 9.2. Участие персонала в прибылях и капитале
- 9.3. Социальные льготы и выплаты
- 10.1. Службы управления персоналом: организация,
- Распределение фонда времени между функциями, связанными с управлением персоналом*
- Норматив численности работников службы управления персоналом*
- 10.2. Требования к специалистам службы управления
- Влияние менеджера по персоналу на доходы организации
- Распределение обязанностей менеджеров по уровням управления, %
- 10.3. Технология работы службы управления персоналом, ее
- 11.1. Трудовые соглашения и права персонала
- 11.2. Трудовой контракт и обязанности персонала
- 11.3. Взаимоотношения работодателей и профсоюзов в
- 12.1. Понятие и структура коллективного договора
- 12.2. Порядок разработки и заключения коллективного
- 12.3. Трудовые споры и конфликты: порядок разрешения
- Одегов Юрий Геннадьевич, Журавлев Павел Викторович управление персоналом