3. Профессиональный отбор (подбор).
Цель — обеспечить организацию таким персоналами, который по своим индивидуальным качествам может достигнуть высокой эффективности в определенном виде трудовой деятельности при условии получения удовлетворения от избранного ее вида (деятельности).
Это направление деятельности не является основной функцией профкосультаита. Работа проводится при необходимости отбора на определенные профессии (если безработному предлагается переобучение) исходя из интересов, возможностей, способностей клиента и ситуации на рынке труда с использованием специальных методов. Жесткий отбор целесообразен только па специальностях, по которым имеются медицинские противопоказания. При таких обстоятельствах необходима консультация с ВТЭК. В остальных случаях при определении направления переобучения важно найти компромисс между профессиональными интересами клиента и его возможностями.
При проведении профотбора необходимо учитывать пригодность к различным видам профессиональной деятельности, определяемую уровнем общего образования, профессиональной подготовки, производственным опытом и отношением к профессии, а также степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного работника к определенному виду деятельности.
С профотбором тесно связана профессионализация (вхождение человека в профессию), которая направлена на решение проблем, связанных с формированием отношения к своей профессии, профессиональным совершенствованием, а также сменой вида труда.
Профпригодность к различным видам трудовой деятельности должна рассматриваться как основа профессионального мастерства с возможностью его формирования и развития в дальнейшем.
Профориентация позволяет выявить и развить интерес и способности человека к определенным профессиям или группам профессий, а также определить степень его пригодности к ним еще до этапа включения в общественное производство. Она по-
292
293
могает человеку сделать обоснованный выбор профессии, сократить сроки ее освоения, повысить производительность труда. Все более активное вовлечение различных групп трудящихся в процессы высвобождения и перераспределения рабочей силы увеличило их потребность в такой помощи. Во многих странах это привело к расширению сферы применения профориентации, которая начала охватывать не только учащуюся молодежь, но и другие группы населения. Расширение связей профориен-тационных служб с учебными заведениями, предприятиями, органами по труду и увеличение объема выполняемой работы способствовали как дифференциации этих служб и предоставляемых ими услуг, так и их интеграции с другими службами. Это объясняется не только повышением требований со стороны производства к уровню знаний, способностей, квалификации работников, т.е. к их профессиональной пригодности, но и потребностью самих работников в освоении новых профессий (например, в связи с внедрением новой техники и технологии, по состоянию здоровья или с целью трудоустройства).
Экономическая эффективность профориентации и профотбора может быть оценена с помощью показателей сокращения текучести, роста производительности труда и уменьшения времени, необходимого для освоения профессии.
По расчетам, годовой экономический эффект от профориентации составляет в масштабах страны примерно 11,5 млрд руб., в том числе за счет сокращения текучести кадров — 2 млрд руб., за счет уменьшения затрат на подготовку кадров — 6 млрд руб., за счет ускорения роста производительности труда — 3,5 млрд руб. При этом не учитывался эффект от улучшения качества продукции, снижения заболеваемости, усиления творческого характера труда и т.п.
Социологические обследования подтверждают экономические выводы: работники, выбравшие свою профессию сознательно, с учетом профессиональной ориентированности, трудятся на 20—40 % производительнее, допускают почти вдвое меньше брака в работе, в среднем на год меньше у них срок достижения следующего разряда, в 2—3 раза реже они меняют профессию или место работы. Устранение возможных ошибок при выборе профессии экономит до 25 % средств, затрачиваемых на обучение рабочих (См.: Арещепко В.Д. и др. Проблемы стабилизации трудовых коллективов. Минск: Наука и техника. 1982. С. 156—157.)
Программы ориентации нового сотрудника могут быть различными — от неформальных, предусматривающих в основном устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах ориентации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии и т.п.
Ориентация вновь принятого сотрудника подразумевает оказание ему помощи в осознании важности исполняемой им работы, уяснении той части кадровой политики компании, которая касается его в силу занимаемой им должности, в доведении до его сведения той информации об истории и современном положении компании, которую руководство считает выгодным для себя ему сообщить. Конкретные правила техники безопасности, специфические требования по самозащите сообщаются в соответствии со служебной инструкцией. Специальные пособия для руководителей регламентируют, каким образом непосредственный руководитель должен приветство-
293
294
вать сотрудника, как должен ознакомить его с месторасположением раздевалок и душевых, кафетерия и комнаты отдыха; как обязан показать ему рабочее место, ознакомить с внутренним распорядком, системой оплаты, ввести в работу группы; подробно проинструктировать в отношении правил техники безопасности и пр.
Алгоритм проведения профориентационной работы представлен схемой на рис. 5.2.1.
1. ЗНАКОМСТВО:
| |
| |
2. ВСТУПЛЕНИЕ (ввод в профессиональное общение):
| |
| |
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ:
| |
| |
4. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ (информационный поиск и расклад карточек) | 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК (проведение и обработка данных) |
| |
5. ВЫБОР ПРОФЕССИЙ ИЗ СПИСКА ВАКАНСИЙ (отложенных информкарт) | 5. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО АНАЛИЗА |
| |
6. ПРОСМОТР КАРТ ОПИСАНИЯ ВЫБРАННЫХ ПРОФЕССИЙ (соотношение возможностей клиента и противопоказаний) | 6. ПРОСМОТР ПРОФКАРТ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ (отвечающей желаниям и возможностям клиента) |
| |
7. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ (отвечающих запросу клиента) | 7. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА |
| |
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ и направление клиента:
|
Рис. 5.2.1. Схема проведения профориентационной беседы
294
295
Механизм этой работы в организации основывается на разработанных профессиограммах, содержащих основные требования к исполнителям.
Эти требования представляют собой совокупность взаимосвязанных характеристик личностных свойств человека, которыми он должен обладать для успешного выполнения данной работы при длительном сохранении здоровья и работоспособности, а также моральном и материальном удовлетворении трудом.
Требования к исполнителю делятся на пять основных групп:
(общие) к возрасту, полу и пр.;
к образованию — общему и профессиональному;
к состоянию здоровья;
к психофизиологическим качествам;
к личностным психологическим качествам.
Общие требования определяются положениями КЗОТ, к образованию — общему и профессиональному — профессионалыю-квалификационными справочниками, требования к состоянию здоровья регламентируются приказом Минздрава. Требования к психофизиологическим и личностным качествам разрабатываются на основе результатов профессиографических исследований трудовой деятельности человека и условий ее протекания.
Работа по рациональному подбору и расстановке кадров в организации на основе требований к исполнителю осуществляется отделом кадров (кабинетом профориентации и профподбора) при активном привлечении специалистов других служб.
Работа осуществляется по трем основным направлениям:
профессиональная ориентация учащихся школ, профессионально-технических училищ, техникумов и вузов;
профессиональный подбор поступающих на работу по направлениям отдела кадров и выдача рекомендаций по наиболее рациональному подбору профессии из числа профессий и специальностей, имеющихся в данной организации;
профессиональная адаптация работников, принятых в организацию, которая осуществляется в процессе производственного обучения, освоения профессии на рабочем месте и в течение первых трех лет работы.
Для проведения работы по профориентации, профподбору и профадаптации в организации должен быть создан кабинет профподбора и профориентации. Кабинет должен иметь специальное помещение для проведения профориентации, помещение с кабиной и аппаратурой для проведения психофизиологических обследований (вопрос о наличии необходимой аппаратуры и приборов решается после разработки профессиограммы и методов исследования). Штат кабинета должен состоять из специалистов: психолога, физиолога и техника-лаборанта, прошедших обучение по профориентации и профподбору.
Статья 9 закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” гласит: “Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в службе занятости с целью выбора работы, режима труда, возможности обучения. Безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости”^.
""^ " Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”. М., 1996. С. 10.
295
296
В районных и городских центрах занятости населения созданы подразделения профориентации, которые организуют работу по таким направлениям, как профинформация, профконсультация, профотбор (подбор).
Профконсультант должен взаимодействовать с консультантом по трудоустройству и специалистом по переобучению. Чтобы избежать дублирования в их работе, для консультанта по трудоустройству должен быть разработан перечень проблем, по которым он может направлять клиента к профконсультанту или психологу. Такая организация работы способствует оказанию более результативной помощи обратившимся в службу занятости.
Услуги, оказываемые сегодня службой занятости по профориентации населения, приведены на рис. 5.2.2.
Опыт показывает, что смена профессиональной деятельности взрослого имеет ряд существенных отличий от первичного профессионального самоопределения молодого человека. Взрослый человек, обратившийся в службу занятости по вопросам профессиональной ориентации, уже обладает набором профессиональных знаний, навыков и умений из прошлого опыта. Набор этих качеств требует самого бережного к себе отношения и составляет основу национального богатства.
……………………………….
Рис. 5.2.2. Услуги службы занятости по профориентации
296
297
Отечественная психология оказалась не готова к решению проблемы профессиональной переориентации взрослого населения и психологической поддержке его в условиях безработицы. Причина этого в том, что в условиях плановой экономики, бесплатного и общедоступного образования, централизованного распределения трудовых ресурсов по отраслям народного хозяйства перед наукой не стоял социальный заказ на исследование психологических механизмов вынужденной смены взрослым человеком своей профессии, а также на выработку практических рекомендаций по подбору в этом случае вариантов трудоустройства. Не проводилась и профилактика возможных негативных для личности последствий вынужденной смены профессии и связанной с этим безработицы.
Профессиональная карьера ранее виделась логичной и последовательной, каждый очередной этап закономерно вытекал из предыдущего, а основные трудности связывались только с выбором профессии в юности. Профессиональный путь человека с юности и до пенсии практически всегда был равномерен и последователен в рамках изначально выбранной профессии с обязательно гарантированным рабочим местом.
Работа консультантов по выбору профессии строилась либо по аналогии с выработкой профориентационных рекомендаций юноше, начинающему профессиональный путь, через традиционное тестирование и поиск у клиента “природных склонностей”, либо на принципах здравого смысла и обыденных представлениях о сходстве различных видов профессиональной деятельности.
В настоящее время перед психологами и профконсультаитами стоит более сложная задача—определение профессиональной пригодности взрослого человека, адаптации его к новому виду деятельности с учетом личностных особенностей и возможностей реального трудоустройства на основе знаний, динамики рынка труда. Основная задача психологов и профконсультантов продиктована необходимостью помочь безработному в короткие сроки “вписаться” в новый вид деятельности и не дать ему вновь оказаться без работы.
Большая часть клиентов, обращающихся в службы занятости, находится в состоянии повышенной тревоги и внутренней напряженности; у них снижена адаптированность к среде, влекущая за собой неадекватность оценок и самооценок, снижение эффективности деятельности и т.д.
Профессиональная переориентация — это, как правило, длительный, исключительно сложный и противоречивый процесс перехода личности от одной профессии к другой на основе приобретенных профессиональных качеств, которые являются важнейшей личностной и общественной ценностью.
Процесс переориентации имеет довольно сложную, многоярусную внутреннюю структуру:
1. Завершение работы на предыдущем месте.
2. Безработица.
3. Выбор нового вида занятий.
4. Освоение новой профессиональной деятельности.
Каждый из этих этапов характеризуется определенным своеобразием психического состояния личности, требующей к себе особого подхода.
297
298
Сегодня чрезвычайно актуальна проблема оказания своевременной психологической помощи высвобождаемым работникам и незанятому населению как средства социальной защиты граждан.
Профконсультанты формируют у безработного умение ориентироваться в потоке имеющейся информации; психологами формируется адекватная оценка человеком своих возможностей, повышается мотивация поиска работы и умение адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям.
Анализ состава безработных показывает, что многие из них потеряли связь с полученной в вузе специальностью, но настаивают на трудоустройстве именно по этой (утерянной) специальности, имея неадекватную, завышенную самооценку и не умея психологически адаптироваться к новым экономическим условиям. Особо надо сказать о психологической поддержке граждан после длительного периода безработицы, У большинства из них происходит приспособление к новому образу жизни, адаптация к социальному статусу безработного. Они социально деградируют, отказываясь от поисков работы, избирая формы иждивенческого поведения. Таким людям оказывается помощь профконсультантами и психологами, которые информируют их о состоянии рынка труда города, о профессиях, пользующихся спросом; помогают активизировать социальную активность таких клиентов, учат использовать свои индивидуально-психологические ресурсы более эффективно.
Деятельность психологов и профконсультантов осуществляется по следующим направлениям:
оказание практической помощи безработным в выработке оптимальной стратегии и тактики индивидуального поведения при трудоустройстве;
психологическая диагностика личности путем тестирования и прогноза профессиональной успешности безработных, направляемых на переобучение;
психокоррекционная работа по снятию эмоциональных стрессов у обратившихся в службу занятости граждан;
изучение отношения безработных граждан к профессиям, предлагаемым рынком труда; диагностика и коррекция их профессиональной мотивации.
Большое внимание уделяется оказанию профконсультационных услуг и психологической помощи на постоянно действующих ярмарках вакансий и Днях специалиста.
Практика оказания психологической помощи, профкопсультирования безработных граждан во взаимосвязи с переобучением по новой профессии (для повышения личностной конкурентной способности человека на рынке труда) предполагает проведение обязательного психологического тестирования с целью определения личностных особенностей и их соответствия избираемой профессии или профилю переобучения.
Психологическое тестирование позволяет адекватно оценить психическое состояние конкретного человека и его возможности, сложившиеся к данному этапу возрастного и профессионального развития. Тестирование помогает также прогнозировать перспективы освоения человеком новой профессии на основе учета психологических особенностей “меняемых” видов деятельности. Рекомендации психолога во многом определяют эффективность использования индивидуальных возможностей человека.
298
299
В России психологические службы, входящие в состав комитетов (управлений) труда и занятости или бирж труда, решают вопросы профессиональной пригодности работника путем определения соответствия индивидуальных качеств человека требованиям профессии.
Известно, что существуют градации профессиональной пригодности, начиная от абсолютной непригодности к данному виду труда до такой совершенной пригодности, когда личность кажется словно вылепленной по модели профессии. Между этими двумя полюсами находится целый набор промежуточных положений личности. Выявить степень соответствия личности конкретной профессии, на которую имеется спрос на рынке труда, — непростая задача. Иногда сложно бывает определить, пригоден человек к данной профессии или нет. Чаще всего это происходит, когда не совсем ясно, каких качеств от личности требует эта профессия. Если психология профессии не изучена, то исключается возможность достоверного психологического определения пригодности к пей.
Таким образом, первым условием определения пригодности человека к профессии является знание требований, предъявляемых данной профессией к психике человека. Речь идет не только о квалификационных требованиях (профессиональных знаниях, умениях, навыках), но и о психологических особенностях личности, так называемых профессионально важных качествах. К примеру, специальность “страховой агент”, пользующаяся в настоящее время спросом на рынке труда, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, предъявляет особые требования к личности, и далеко не каждый человек способен овладеть ею. Профессиональные качества страхового агента: постоянная готовность к широким контактам с незнакомыми людьми и устойчивость к негативным эмоциональным воздействиям с их стороны. Указанные психологические характеристики должны быть отражены в профессиограмме страхового агента.
Для повышения эффективности работы практических психологов, для большей точности даваемых ими рекомендаций необходимо создавать, расширять, постоянно пополнять банк профессиокарт различных специальностей, включающих в себя и профессиограммы в качестве составной их части.
Для осуществления профессиографировапия рабочих мест, т.е. описания всех профессий с позиции требований к психологическим характеристикам работников, необходимо разработать единый классификатор профессий, в котором описание содержания труда по профессиям согласовывалось бы с описанием требований к интеллектуальным и личностным качествам работников.
Вторым условием определения пригодности является наличие у специалиста соответствующего инструментария адекватных психологических методик, тестов, необходимых для диагностики профессионально важных качеств". Подбор, апробация, разработка новых диагностических методик — не менее важная задача, которую призван решать психологический отдел.
"^ " См.: Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. М.: ИД “Красная площадь”, 1996', Психологические тесты. М., 1995: Литвиицева Н.А. Психологический автопортрет. М., 1996.
299
300
Сегодня Комитетом труда и занятости Правительства г. Москвы составлены пакеты психологических методик для определения характерологических свойств личности, куда вошли опросники Кэттелла, Айзенка, тест “Определение черт характера и темперамента ЧХТ-15” и др. Использование этих методик позволяет определить эмоционально-психическое состояние личности, конституционные черты и свойства тестируемого и не только своевременно оказать ему психологическую помощь, но и с большой долей вероятности составить прогноз успешности овладения новой профессией.
Начата большая работа по апробации методов, позволяющих определить предпочитаемую форму поведения человека в конфликтной ситуации и склонность к фрустрации (методики Томаса, Розенцвейга и др.). Эта работа представляется перспективной. Ранее потеря работы и вынужденная смена профессии взрослым человеком не воспринимались обществом как проблема в силу нетипичности этих обстоятельств, поэтому практически не был исследован механизм психического реагирования на безработицу и не существовало методов оказания психологической поддержки безработных. Сегодня ситуация усугубляется тем, что у людей не выработана внутренняя готовность к адекватному поведению в обстановке потери работы.
С целью отбора граждан для переобучения составлен пакет методик для бланкового тестирования интеллекта: “Интеллектуальная лабильность”, “Тест возрастающей трудности Равена”. “Краткий ориентировочный тест” и др. Эти методики помогают решению задачи оперативной оценки уровня развития интеллектуальных способностей исследуемых.
С учетом потребностей рынка труда разработана и адаптируется новая методика — “Самооценка индивидуальных особенностей” и ее взрослая модификация — СИО-В, которая позволяет оперативно выявить направленность клиента на профессиональную деятельность в предметной сфере (работа с конкретным предметом — вещественным или информационным), в сфере профессиональных контактов (работа с людьми) или в менее актуальной по количеству вакансий на рынке труда художественной сфере (работа по созданию или воспроизведению художественных изделий, произведении, образов).
Издан сборник материалов для отбора желающих заниматься предпринимательством, включающий в себя квалификационную характеристику и профессиокарту по профессии “менеджер”, тесты и таблицу интерпретации результатов комплексного тестирования на профпригодность к предпринимательской деятельности.
Многие государственные и коммерческие организации, даже при наличии резерва рабочей силы, испытывают дефицит в кадрах, которые бы имели не только высокую профессиональную подготовку, но и личностные качества, позволяющие им эффективно действовать в новых экономических условиях (инновационное мышление, умение быстро включаться в процесс выполнения деятельности).
Объявления в газетах и рекламные ролики пестрят призывами работодателей, которые тем не менее неохотно откликаются па самодеятельные предложения.
- Оглавление
- 1. Управление человеческими ресурсами: понятие и структура
- 1.1. Человеческий фактор и его роль в развитии организации
- 1.2. Трудовой потенциал организации: понятие и структура
- 1.1. Человеческий фактор и его роль в развитии организации
- 1.2. Трудовой потенциал организации: понятие и структура
- Трудовой потенциал ваЗа
- 1.3. Управление персоналом в системе управления
- 2. Персонал организации и управление им
- 2.1. Содержание понятия “персонал”, субъекты и объекты
- 2.2. Принципы и структура управления персоналом
- 2.3. Функции и методы управления персоналом
- 2.4. Условия, оказывающие влияние на управление
- 2.1. Содержание понятия “персонал”, субъекты и объекты
- 2.2. Принципы и структура управления персоналом
- Принципы работы с персоналом*
- 1. Уважение к личности (индивидууму).
- 2. Обслуживание клиента.
- 3. Стремление к совершенству во всем, чем занимается компания.
- 4. Менеджеры должны руководить эффективно.
- 5. Обязательства перед акционерами.
- 6. Благоприятные сделки для поставщиков.
- 7. Корпоративная ответственность перед обществом.
- 2.3. Функции и методы управления персоналом
- 2.4. Условия, оказывающие влияние на управление
- Хозяйственная система
- 3.1. Стратегия работы с персоналом
- Взаимосвязь стратегии с практикой управления персоналом
- Взаимосвязь стратегии и практики управления персоналом
- Влияние стратегии бизнеса на практику управления персоналом
- 3.2. Кадровая политика
- Принципы формирования организации
- 3.3. Затраты на персонал и их эффективность
- Определение переменных затрат на персонал
- Расчет затрат на замещение работника (почасовая оплата — 10 долл. 90 центов)*
- Форма учета мест возникновения затрат
- 4.1. Кадровое планирование: цели и задачи
- 4.2. Основные виды и стадии кадрового планирования
- 4.3. Стратегическое планирование кадров
- Прогноз спроса
- Анализ выбывших по сроку службы
- Анализ нормы «выживания»
- Прогноз потребностей в наборе персонала
- Бюджет персонала по продажам
- 5.1. Анализ выполняемых работ и оценка персонала
- Пример матрицы баллов*
- 5.2. Профессиональная ориентация персонала
- 1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение).
- 2. Профессиональное консультирование.
- 3. Профессиональный отбор (подбор).
- 5.3. Подбор и отбор персонала
- 100 % Перспектива роста
- Частота применения методов оценки пригодности при внутрифирменном отборе персонала, %*
- 5.4. Расстановка и адаптация персонала
- 6.1. Обучение персонала
- Основные формы подготовки рабочих на производстве
- 6.2. Переподготовка и повышение квалификации персонала
- 6.3. Планирование трудовой карьеры
- 12. Качество трудовой жизни
- Определение “тропы” карьеры
- 6.4. Программы продвижения и высвобождения персонала
- 7.1. Организация и регулирование занятости населения
- 7.2 Качество трудовой жизни
- 7.3. Социальная политика организации и аудит персонала*
- 7.4. Условия труда и дисциплина в организации
- 8.1. Организация оплаты труда персонала
- 8.2. Тарификация работ и методы их оценки
- 8.3. Оценка деятельности персонала
- 9. Материальное стимулирование персонала
- 9.1. Политика вознаграждения
- 9.2. Участие персонала в прибылях и капитале
- 9.3. Социальные льготы и выплаты
- 9.1. Политика вознаграждения
- Структура денежных доходов населения
- 9.2. Участие персонала в прибылях и капитале
- 9.3. Социальные льготы и выплаты
- 10.1. Службы управления персоналом: организация,
- Распределение фонда времени между функциями, связанными с управлением персоналом*
- Норматив численности работников службы управления персоналом*
- 10.2. Требования к специалистам службы управления
- Влияние менеджера по персоналу на доходы организации
- Распределение обязанностей менеджеров по уровням управления, %
- 10.3. Технология работы службы управления персоналом, ее
- 11.1. Трудовые соглашения и права персонала
- 11.2. Трудовой контракт и обязанности персонала
- 11.3. Взаимоотношения работодателей и профсоюзов в
- 12.1. Понятие и структура коллективного договора
- 12.2. Порядок разработки и заключения коллективного
- 12.3. Трудовые споры и конфликты: порядок разрешения
- Одегов Юрий Геннадьевич, Журавлев Павел Викторович управление персоналом