logo search
gossy

Вопрос 71. Основные показатели экономической и социальной эффективности управления персоналом. Их использование в кадровом аудите.

Экономическая эффективность (ЭЭ)– достижение целей организации (экономических результатов) с наименьшими издержками, т.е. с минимальными затратами на персонал.

Социальная эффективность (СЭ)– удовлетворение ожиданий, потребностей персонала (удовлетворенность оплатой труда, его содержанием, возможностью самореализации и т.д.)

СЭ имеет 2 основных измерения: ориентация на работу и ориентация на отношение.

Классификация показателей по Е.Витте:

ЭЭ

1. Эффективность результатов

общая экономическая эффективность, индикаторы – прибыль, рентабельность, производительность, рост оборота

2. Материальная эффективность процесса производства\услуг

отклонения от плана, брак, рекламация (заявления, жалобы потребителей, партнеров), своевременность поставок, качество продукции

ЭЭ-СЭ

3. Нематериальная эффективность производства

точность и время решения проблем, готовность к инновациям, преодоление и снятие неуверенности, точность и своевременность информации

СЭ

4. Ориентация на работу

удовлетворенность работой

5. Ориентация на отношение

отношения с трудовым коллективом, начальством и т.п.

Экономическая эффективность организации в целом: 1. Производительность (трудозатраты)

2. Результативность 3. Продуктивность (количество и качество продукции) 4. Рентабельность

5. Энергоемкость 6. Экологичность

Эффективность УП проблематично вычленить среди других аспектов управления. Это объясняется тем, что эффективность УП зависит от эффективного управления финансами, маркетингом, технологическим производством, инновациями, организацией в целом. А не от человеческих ресурсов.

Подходы к пониманию эффективности УП:

1. Экономический. Показателями служат экономические результаты работы организации.

2. Показатели должны отражать результативность и сложность труда, т.е. показатели только по труду и з\п: производительность труда, общий фонд оплаты труда, удельный вес з\п в себестоимости продукции, темпы роста производительности труда и з\п.

3. Социальный. Мотивация труда, лояльность персонала, социально-психологический климат, удовлетворенность. Показатели не напрямую указывают на перечисленные феномены, но благодаря им их можно измерить – текучесть персонала, затраты на обучение, уровень квалификации, расходы на социальные программы.

Оценка деятельности кадровой составляющей деятельности организании будет неполной без оценки качества работы работников кадровых служб по следующим показателям: