8. Организация подбора персонала. Факторы, влияющие на выбор методов привлечения и отбора.
Подбор персонала – это специфическая деятельность службы управления персоналом организации, ориентированная на поиск (т.е. привлечение, набор, рекрутинг), отбор и найм персонала для организации в соответствии с требованиями вакантных должностей. Целью подбора является обеспечение организации нужными кадрами, то есть теми, которые будут способны не только квалифицированно работать, но и обеспечить достижение целей организации. Подбор персонала это основа деятельности кадровой службы предприятия.
Набор, отбор и найм кадров являются структурными компонентами и элементами системы подбора. Организация подбора персонала с позиции системного подхода состоит из основных процедур: анализ и расчет потребности в персонале, анализ рабочего места и должности, составление профиля компетенций, привлечение претендентов, отбор, переговоры, найм.
Кроме того, чрезвычайно важно осознавать, что подбор кадров не является изолированной функцией, представляющей самостоятельную ценность; он должен быть увязан со всеми другими функциями управления персоналом. В основе подбора персонала лежит процесс планирования человеческих ресурсов – определение когда, где, сколько и какой квалификации сотрудники потребуются организации.
Подбор кадров представляет собой единый комплекс пяти форм его обеспечения.
Научно-методическое обеспечение обосновывает общую методологию отбора, научные принципы, методы и критерии. Большое значение в данном обеспечении имеет оценка и проверка эф-ти подбора, анализ и обобщение данных, а также разработка рекомендаций по совершенствованию работы кадр. службы. Организационное обеспечение – это комплекс научно-обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последоват н разных этапах работы, с целью сокращения сроков и повышения качества отбора.
Кадровое обеспечение заключается в привлечении всех необходимых специалистов на различных этапах работы, таких как, рук-лей высшего звена, рук-лей соответст. подразделения, специалисты, менеджеры, мастера, психологи, юристы, эконом. и внешние эксперты.
Материально-техническое обеспечение – это необх. материал. или финанс. обеспечение проводимых мероприятий и оснощенность их требуемой техникой.
Программное обеспечение служит для автоматизации отдельных этапов подбора с использованием соотв. комп. техники..
Источники привлечения кандидатов:
1. Внутренние источники. а) Внутренний конкурс. Служба персонала рассылает во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, извещает об этом всех работающих и просит порекомендовать на работу своих друзей и знакомых. б) Совмещение профессий. Целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы в) Ротация.
2. Внешние источники а) Государственные центры занятости. Использование государственных агентств дает возможность провести сфокусированный поиск кандидатов при незначительных издержках. Однако данный метод редко обеспечивает широкий охват потенциальных кандидатов. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал. б) Кадровые агентства. Воспользовавшись услугами агентства, можно сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Частные агентства обеспечивают достаточно высокое качество кандидатов, их соответствие требованиям клиента и, тем самым, значительно облегчают дальнейший процесс отбора. в) Самостоятельный поиск через СМИ. Основное преимущество данного метода– широкой охват населения при относительно низких издержках. Недостаток - большой наплыв кандидатов без требуемых характеристик. г) Выезд в институты и другие учебные заведения. Организация проводит презентацию компании, организуя выступления руководства, демонстрацию продукции, видеофильмов организации, отвечая на вопросы студентов и проводя собеседования с будущими выпускниками, заинтересовавшимися их организацией. Этот метод является очень результативным для привлечения молодых специалистов.
Стратегия поиска зависит от времени и финансовых средств, выделяемых компанией на поиск сотрудников. Выбор стратегии поиска основан, как правило, на анализе слабых сторон каждого метода поиска. Чтобы выработать стратегию решений, нужно определить, в чем в каждом конкретном случае состоит возможность экономии. Стратегия минимизации денег приемлема тогда, когда в наличии есть время. При этом нужно точно рассчитать тот период, который возможно затратить на поиск. Нередко кажущаяся свобода в распоряжении данным ресурсом обманчива. При анализе выясняется, что каждый день отсутствия нужного сотрудника на рабочем месте обходится компании дороже гонорара агентства. В итоге вырабатываются некие варианты возможных тактик решения задачи.
Необходимо учитывать, что на процесс набора кандидатов и выбор соответствующих методов влияют факторы внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды: законодательные ограничения; - ситуация на рынке рабочей силы; - состав рабочей силы на рынке и месторасположение организации. Факторы внутренней среды: кадровая политика – принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы (принцип пожизненного найма, принцип продвижения сотрудников по должностной лестнице); - образ организации (степень привлекательности организации как места работы).
Методы оценки потенциальных кандидатов при отборе:
Анализ документов (автобиография, краткая регистрационная анкета, резюме, письмо-заявление, документы об образовании, повышении квалификации и др.)
Сбор информации о кандидате проверка отзывов, рекомендаций с предыдущих мест работы. Тестирование позволяет отсеивать на первичном этапе неподходящих кандидатов.
Интервью (собеседование) – основной метод отбора, направлен на сбор информации об опыте, уровне знаний и оценку профессионально важных качеств претендента.
Деловые игры – позволяют оценить особенности претендентов в реальной деятельности, очень информативны. Обычно используются при отборе претендентов на менеджерские позиции.
Ассессмент-центр – технология комплексной оценки персонала, построенная на принципах критериальной оценки. Использование большого количества различных методов (интервью, тестир., деловые игры, моделирование рабочих ситуаций) и обязательное оценивание одних и тех же критериев в разных ситуациях и разными способами существенно повышают прогностичность и точность оценки.
Нетрадиционные методы: - полиграф (детектор лжи), психологический стрессовый показатель, тесты на честность или отношение к чему-либо; - алкогольный и наркотический тесты (анализ мочи и крови – часть типового медицинского осмотра при поступлении на работу); - некоторые виды психоанализа в целях выявления мастерства кандидатов для возможной работы в организации; астрология, графология.
Факторы, влияющие на выбор методов отбора: временные ресурсы (срочность закрытия вакансии); финансовые ресурсы (бюджет); степень значимости данной должности (руководитель/специалист/рабочий; уровень возлагаемой ответственности);
- 1. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.
- 2. Система управления персоналом организации. Основные ее подсистемы.
- 3. Кадровое делопроизводство, информационное и техническое обеспечение в управлении персоналом.
- 4. Стратегическое управление персоналом. Кадровая политика.
- 5. Кадровое планирование: цели и задачи. Оперативный план работы с персоналом.
- 6. Расходы на персонал, их состав, пути оптимизации.
- 7. Структура, движение персонала. Учет и прогнозирование численности персонала. Нормирование труда.
- 8. Организация подбора персонала. Факторы, влияющие на выбор методов привлечения и отбора.
- 9. Набор (первичное привлечение) кадров. Сотрудничество с рекрутинговыми компаниями фирмами.
- Пассивные методы
- 10. Отбор кандидатов на должность: задачи и методы. Проблемы прогнозирование будущей эффективности работы кандидата.
- 11. Первичное собеседование (виды, методы проведения).
- 12. Анализ работы (рабочего места, должности) с целью определения ключевых компетенций для должности. Профессиограммы, профессионально-квалификационные модели.
- 13. Тестирование при отборе персонала. Типы тестов, используемых в профотборе. Требования к валидности и надежности тестов, тестовым нормам.
- 14.«Ассессмент» как технология многосторонней оценки кандидатов на должность.
- 15.Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации.
- 16. Оценка и аттестация персонала. Критерии успешности профессиональной деятельности: виды, способы определения.
- 17. Мотивация и стимулирование трудового поведения персонала.
- Теория потребностей Маслоу. Маслоу выделил пять групп потребностей (пирамида потребностей Маслоу)
- 18. Управление развитием персонала.
- 19.Карьера как стратегия трудовой жизни. Сущность карьеры: виды, этапы деловой карьеры.
- 20.Факторы успешной карьеры. Фазы развития профессионала. Основы управления карьерой.
- 21.Карьерные ориентации. Жизненный и карьерный циклы работника
- 22. Методические рекомендации по планированию карьеры. Самомаркетинг. Технология успеха в профессиональной карьере.
- 23. Понятие профессиональной пригодности и профессионального отбора. Этапы формирования профессиональной пригодности. Профессиональная ориентация.
- 24. Право и гарантия права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Основные понятия, используемые в охране и безопасности труда.
- 25. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны и безопасности труда.
- 26. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- 27. Надзор и контроль за охраной и безопасностью труда.
- Раздел 10. Глава 35. Организация охраны труда
- 28. Инструкции по охране труда. Ответственность за нарушения требований охраны и безопасности труда.
- 29. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Конституция рф, Трудовой кодекс рф об охране труда.
- 30. Понятие, источники и принципы трудового права: предмет и метод.
- 31. Субъекты трудового права. Основные права и обязанности работодателя. Основные права и обязанности работника.
- 32. Понятие трудовой дисциплины. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины: понятие, виды.
- 33. Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров.
- 34. Содержание трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Испытательный срок.
- 35. Порядок ведения трудовой книжки.
- 36. Понятие и признаки трудового коллектива с правовой точки зрения. Содержание понятия коллективного договора и его роль в регулировании трудовых отношений.
- 37. Заработная плата. Порядок и сроки выплаты заработной платы.
- 38. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения.
- 40. Понятие и виды рабочего времени. Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени. Время отдыха.
- 41. Надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде.
- 42. Эволюция взглядов на поведение человека в организации. Предмет, цели и задачи науки об организационном поведении.
- 43. Понятие и основные модели организационного поведения.
- 44. Социально-психологический климат организации, факторы его формирования и методы поддержания.
- 45. Факторы групповой сплоченности и их влияние на поведение работников. Построение эффективных групп и команд.
- 46.Понятие, сущность и элементы организационной культуры.
- 47.Свойства, функции организационной культуры. Методы изучения организационной культуры.
- 48. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- 49. Типологии организационных культур.
- 50. Благонадежность и лояльность персонала. Сопротивление работников организационной культуре компании.
- 51. Оплата труда персонала: основные понятия и определения. Макро- и микроэкономические теории оплаты труда персонала.
- 52. Нормативно-правовой механизм формирования трудового вознаграждения. Особенности формирования трудового вознаграждения высших должностных лиц компании (в России и в экономически развитых странах).
- 53. Организация оплаты труда персонала на предприятии. Оплата труда персонала в отраслях бюджетной сферы.
- 54. Прогрессивные модели оплаты труда персонала по результату (отечественный и зарубежный опыт).
- 55. Вознаграждение предпринимательского труда. Модели формирования и распределения доходов в малом предпринимательстве.
- 56. Комплекс документов по установлению трудовых правоотношений.
- 57. Комплекс документов по учету и движению персонала.
- 58. Систематизация и оперативное хранение документов по персоналу.
- 59. Становление и развитие кадровой службы в российских государственных учреждениях. Возрастание роли кадровой политики и становление системы управления персоналом.
- 60. Законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность служб управления персоналом. Регламентация работы с персоналом в учредительных и организационных документах.
- 3. Общие обязанности сотрудников. Раздел содержит перечень основных обязанностей работников организации, подлежащих исполнению ими в своей повседневной деятельности.
- 4. Общие обязанности администрации. Излагается перечень основных обязанностей администрации организации, подлежащих исполнению их в повседневной деятельности, в том числе:
- 5. Рабочее время и порядок его использования. Данный раздел содержит сведения о:
- 6. Ответственность сотрудников за нарушения. Порядок поощрения наиболее отличившихся. Раздел включает в себя два подраздела.
- 62. Служба персонала как стратегический бизнес-партнер организации. Организационная структура и численный состав подразделений по управлению персоналом.
- 63. Задачи и функции службы персонала на различных этапах развития организации.
- 64. Регламентация деятельности службы персонала. Комплекс документов по регламентации деятельности служб управления персоналом.
- 1. Стадия формирования:
- 2. Стадия интенсивного роста
- 3. Стадия стабилизации.
- 4. Стадия спада.
- 66. Оценка эффективности службы персонала. Личная эффективность менеджера по персоналу.
- 66. Оценка эффективности службы персонала. Личная эффективность менеджера по персоналу.
- Вопрос 67. Виды и направления аудиторской деятельности. Узкая и широкая трактовки понятия «кадровый аудит». Направления кадрового аудита.
- Вопрос 68. Причины использования организациями кадрового аудита. Задачи кадрового аудита.
- Вопрос 69. Исследовательские подходы в аудите: подход в соответствии нормам, сравнительный, экспертный, статистический, по целям.
- Вопрос 70. Основные объекты кадрового аудита в организации: аудит персонала организации, и аудит системы уп.
- Вопрос 71. Основные показатели экономической и социальной эффективности управления персоналом. Их использование в кадровом аудите.
- Вопрос 72. Этапы кадрового аудита.
- 1. Диагностика персонала включает:
- 1.2 Анализ социального паспорта.
- Вопрос 73. Методы сбора данных в кадровом аудите: интервью, анкетирование, анализ документов, обзоры отношений и др.
- 74. Аудиторское заключение в кадровом аудите, основные требования к нему.
- 75. Подготовка организации к проверке государственной инспекцией труда. Документы, подлежащие проверке.
- 76. Контроллинг в управлении персоналом.
- 77. Управленческое консультирование как теория и практика. Направления и методы консультирования.
- 78. Профессионализм в консультировании: основные критерии. Профессиональные сообщества консультантов, их функции.
- 79. План (программа)консультирования, определение задач, ролей, ресурсов. Содержание контракта на консультационные услуги, виды контракта.
- II. Основная часть
- 80. Экспертное, проектное и процессное консультирование. Коучинг.
- 81. Основные этапы консультирования, их содержание.
- 82. Эффективность консультирования: основные критерии и методы оценки.
- 83. Маркетинг консультационных услуг. Позиционировние консультантов и услуг. Факторы формирования цены на услугу.
- 84. Организационно-кадровое консультирование как одно из направлений управленческого консультирования: его содержание и место среди других направлений.