22. Методические рекомендации по планированию карьеры. Самомаркетинг. Технология успеха в профессиональной карьере.
Рекомендации по планированию карьеры на организационном уровне
Планирование карьеры персонала требует особого внимания по стороны руководства и кадровой службы организации. От того, насколько профессионально решаются данные задачи, зависит не только успешность развития карьеры. Планирование карьеры оказывает значимое влияние на уровень трудовой мотивации, текучесть кадров, лояльность персонала.
Р. У. Монди, Р. М. Ноу и Ш. Р. Премо101 дают следующие рекомендации по планированию карьеры персонала:
1. Прежде всего необходимо активно развивать имеющиеся способности и поддерживать сформированные карьерные ориентации. Человек более охотно участвует в том, к чему психологически готов и к чему у него есть предрасположенность.
2. В то же время важно предлагать сотрудникам новые карьерные пути. Некоторые, наиболее выдающиеся, сотрудники не рассматривают традиционную вертикальную карьеру как привлекательную для себя. Многие считают работу, которой заняты, бесперспективной и ищут выход из данной ситуации.
3. Желательно развивать такие карьерные пути, которые не имеют географических (пространственных) границ. Развитие не должно ограничиваться какой-то узкой частью компании/организации.
4. Особое внимание следует уделять преодолению всех видов дискриминации (женщин, представителей национальных меньшинств).
5. Следует способствовать удовлетворению значимых потребностей персонала, напрямую не связанных с профессиональной деятельностью (связанных с семьей, укреплением здоровья, личным развитием). Это повышает лояльность персонала, удовлетворенность трудом.
6. Необходимо помнить, что на профессиональное развитие наибольшее влияние оказывает сама работа. Каждый вид трудовой деятельности требует определенных знаний и навыков, предлагает определенные вызовы. Повышение качества работы способствует профессиональному росту.
7. Не следует забывать, что планирование карьеры персонала важно и потому, что способствует повышению трудовой мотивации и снижению текучести кадров. Люди, убежденные в том, что организация заинтересована в их карьерном развитии, проявляют большую приверженность организации.
8. Важное значение имеет определение потребностей сотрудников в обучении.
При разработке программ планирования карьеры необходимо основываться на данных планирования и прогнозирования трудовых ресурсов.
Планирование карьеры тесно связано также с решением задач профилактики девиантного организационного поведения и управления стрессами.
План развития карьеры персонала организации может включать следующие разделы:
- исследование проблем карьерного развития персонала;
- разработка карьерограмм;
- разработка портфолио карьерного продвижения (молодых специалистов, стипендиантов, сотрудников, обучающихся в вузах заочно и т. п.);
- стимулирование развития карьеры;
- формирование и подготовка резерва (основного и молодежного);
- разработка программ обучения планированию карьеры;
- организация индивидуального консультирования по вопросам развития карьеры;
- управление стрессами, связанными с карьерой.
Планирование карьеры на организационном уровне должно носить регулярный характер и быть согласованным с планами проведения подбора и отбора кадров, аттестации, программами повышения трудовой мотивации, а также с социальными программами организации.
источник: Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры : учебное пособие для студентов высших учебных заведений 2010
Самомаркетинг - это программа своеобразных действий личности, создающая благоприятные условия для реализации главного «товара», которым обладают все здоровые, самодеятельные члены общества. Этот «товар» - рабочая сила, т. е. знания, умения, талант, профессионализм. Для того чтобы «товар» был продан на максимально благоприятных для его владельца условиях, необходим ряд последовательных действий, которые похожи на маркетинговую программу реализации товаров [7]:
- изучение самооценки (интересы соискателя, где хотелось бы работать, как соотносятся желания личности с уровнем профессионализма);
- анализ корпоративных положений и содержания главных видов деятельности;
- формулирование цели поиска (оценка предпочтений и ожиданий; ориентация на государственные или коммерческие структуры; желание жить и работать в большом городе, небольшом поселке или в сельской местности);
- исследование рынка труда и оценка его возможностей (количество вакансий на рынке интересующих должностей, состояние отрасли, уровень заработной платы и перспективы ее роста и др.);
- подготовка аналитической записки с необходимыми для работодателя сведениями.
Самомаркетинг есть составная часть «рыночной компетентности» любого специалиста, это способность анализировать и прогнозировать ситуацию на рынке труда, спрос и предложения по
своей профессии и на основе этого - превращать свою «рабочую силу» в востребованный товар.
По мнению Я. Филлипсона, самомаркетинг -систематическое повышение рыночной стоимости самого себя. Он помогает успешно найти интересную работу и ускорить продвижение по служебной лестнице [10]. Он облегчает жизнь выпускникам, потому что помогает выявить, чего они хотят, а затем предложить это. Самомаркетинг - процесс, состоящий из двух частей:
- самоанализ, т. е. обратить внимание на самого себя, свои знания, навыки, умения, личностные качества;
- анализ рынка, т. е. акцентировать внимание на требованиях работодателя, соответствовать им и понравиться ему [10].
Ориентируясь на требования современного рынка труда и на конкретную вакансию, специалист сможет создать такой «товар» (т. е. самого себя), который будет востребован на рынке труда.
Некоторые соискатели рассматривают самомаркетинг как организацию рекламы самого себя на рынке труда с целью выгодной продажи своих знаний, умений, навыков [11]. Другие считают, что самомаркетинг - умение демонстрировать свои лучшие качества и навыки окружающим людям [2]. Существует мнение, что самомаркетинг -это имидж, который представляет профессионала в самом выгодном свете.
Технология достижения профессионального успеха.
Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении ила преобразовании условий, препятствующих достижению данной цели.
В достижении профессионального успеха и значимой цели наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса, который можно сформулировать так: «Выбери из объективных возможностей то, что подходит тебе и действуй. Но вовремя остановись, если идет сопротивление».
Расшифровка этого принципа состоит в следующем:
— Необходимо точно сформулировать собственную цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности.
— Важно проанализировать профессиональную ситуацию и выделить две группы условий — способствующих и препятствующих достижению целя.
— Из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые существенно сокращают время и дают возможность сберечь силы.
— Из условий, препятствующих достижению цедя, выделить те, которые можно изменить и которые изменять нельзя. Подумать, какие из них преобладают.
— Если преобладают условия, препятствующие достижению цели, во которые можно изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать.
— Условия, которые препятствуют достижению цели и которые изменять нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны. Гибко и осторожно вести свой жизненный «корабль», стараясь маневрировать так, чтобы рифы в опасные препятствия не пропороли его корпус.
— Если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, надо на время отказаться от поставленной целя и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности. Вполне возможно, что ситуация изменится так, что упростится достижение доставленной цели иди сама цель перестанет быть значимой. В любом случае, ее следует «ломиться в закрытую дверь».
- 1. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.
- 2. Система управления персоналом организации. Основные ее подсистемы.
- 3. Кадровое делопроизводство, информационное и техническое обеспечение в управлении персоналом.
- 4. Стратегическое управление персоналом. Кадровая политика.
- 5. Кадровое планирование: цели и задачи. Оперативный план работы с персоналом.
- 6. Расходы на персонал, их состав, пути оптимизации.
- 7. Структура, движение персонала. Учет и прогнозирование численности персонала. Нормирование труда.
- 8. Организация подбора персонала. Факторы, влияющие на выбор методов привлечения и отбора.
- 9. Набор (первичное привлечение) кадров. Сотрудничество с рекрутинговыми компаниями фирмами.
- Пассивные методы
- 10. Отбор кандидатов на должность: задачи и методы. Проблемы прогнозирование будущей эффективности работы кандидата.
- 11. Первичное собеседование (виды, методы проведения).
- 12. Анализ работы (рабочего места, должности) с целью определения ключевых компетенций для должности. Профессиограммы, профессионально-квалификационные модели.
- 13. Тестирование при отборе персонала. Типы тестов, используемых в профотборе. Требования к валидности и надежности тестов, тестовым нормам.
- 14.«Ассессмент» как технология многосторонней оценки кандидатов на должность.
- 15.Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации.
- 16. Оценка и аттестация персонала. Критерии успешности профессиональной деятельности: виды, способы определения.
- 17. Мотивация и стимулирование трудового поведения персонала.
- Теория потребностей Маслоу. Маслоу выделил пять групп потребностей (пирамида потребностей Маслоу)
- 18. Управление развитием персонала.
- 19.Карьера как стратегия трудовой жизни. Сущность карьеры: виды, этапы деловой карьеры.
- 20.Факторы успешной карьеры. Фазы развития профессионала. Основы управления карьерой.
- 21.Карьерные ориентации. Жизненный и карьерный циклы работника
- 22. Методические рекомендации по планированию карьеры. Самомаркетинг. Технология успеха в профессиональной карьере.
- 23. Понятие профессиональной пригодности и профессионального отбора. Этапы формирования профессиональной пригодности. Профессиональная ориентация.
- 24. Право и гарантия права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Основные понятия, используемые в охране и безопасности труда.
- 25. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны и безопасности труда.
- 26. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- 27. Надзор и контроль за охраной и безопасностью труда.
- Раздел 10. Глава 35. Организация охраны труда
- 28. Инструкции по охране труда. Ответственность за нарушения требований охраны и безопасности труда.
- 29. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Конституция рф, Трудовой кодекс рф об охране труда.
- 30. Понятие, источники и принципы трудового права: предмет и метод.
- 31. Субъекты трудового права. Основные права и обязанности работодателя. Основные права и обязанности работника.
- 32. Понятие трудовой дисциплины. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины: понятие, виды.
- 33. Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров.
- 34. Содержание трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Испытательный срок.
- 35. Порядок ведения трудовой книжки.
- 36. Понятие и признаки трудового коллектива с правовой точки зрения. Содержание понятия коллективного договора и его роль в регулировании трудовых отношений.
- 37. Заработная плата. Порядок и сроки выплаты заработной платы.
- 38. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения.
- 40. Понятие и виды рабочего времени. Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени. Время отдыха.
- 41. Надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде.
- 42. Эволюция взглядов на поведение человека в организации. Предмет, цели и задачи науки об организационном поведении.
- 43. Понятие и основные модели организационного поведения.
- 44. Социально-психологический климат организации, факторы его формирования и методы поддержания.
- 45. Факторы групповой сплоченности и их влияние на поведение работников. Построение эффективных групп и команд.
- 46.Понятие, сущность и элементы организационной культуры.
- 47.Свойства, функции организационной культуры. Методы изучения организационной культуры.
- 48. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- 49. Типологии организационных культур.
- 50. Благонадежность и лояльность персонала. Сопротивление работников организационной культуре компании.
- 51. Оплата труда персонала: основные понятия и определения. Макро- и микроэкономические теории оплаты труда персонала.
- 52. Нормативно-правовой механизм формирования трудового вознаграждения. Особенности формирования трудового вознаграждения высших должностных лиц компании (в России и в экономически развитых странах).
- 53. Организация оплаты труда персонала на предприятии. Оплата труда персонала в отраслях бюджетной сферы.
- 54. Прогрессивные модели оплаты труда персонала по результату (отечественный и зарубежный опыт).
- 55. Вознаграждение предпринимательского труда. Модели формирования и распределения доходов в малом предпринимательстве.
- 56. Комплекс документов по установлению трудовых правоотношений.
- 57. Комплекс документов по учету и движению персонала.
- 58. Систематизация и оперативное хранение документов по персоналу.
- 59. Становление и развитие кадровой службы в российских государственных учреждениях. Возрастание роли кадровой политики и становление системы управления персоналом.
- 60. Законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность служб управления персоналом. Регламентация работы с персоналом в учредительных и организационных документах.
- 3. Общие обязанности сотрудников. Раздел содержит перечень основных обязанностей работников организации, подлежащих исполнению ими в своей повседневной деятельности.
- 4. Общие обязанности администрации. Излагается перечень основных обязанностей администрации организации, подлежащих исполнению их в повседневной деятельности, в том числе:
- 5. Рабочее время и порядок его использования. Данный раздел содержит сведения о:
- 6. Ответственность сотрудников за нарушения. Порядок поощрения наиболее отличившихся. Раздел включает в себя два подраздела.
- 62. Служба персонала как стратегический бизнес-партнер организации. Организационная структура и численный состав подразделений по управлению персоналом.
- 63. Задачи и функции службы персонала на различных этапах развития организации.
- 64. Регламентация деятельности службы персонала. Комплекс документов по регламентации деятельности служб управления персоналом.
- 1. Стадия формирования:
- 2. Стадия интенсивного роста
- 3. Стадия стабилизации.
- 4. Стадия спада.
- 66. Оценка эффективности службы персонала. Личная эффективность менеджера по персоналу.
- 66. Оценка эффективности службы персонала. Личная эффективность менеджера по персоналу.
- Вопрос 67. Виды и направления аудиторской деятельности. Узкая и широкая трактовки понятия «кадровый аудит». Направления кадрового аудита.
- Вопрос 68. Причины использования организациями кадрового аудита. Задачи кадрового аудита.
- Вопрос 69. Исследовательские подходы в аудите: подход в соответствии нормам, сравнительный, экспертный, статистический, по целям.
- Вопрос 70. Основные объекты кадрового аудита в организации: аудит персонала организации, и аудит системы уп.
- Вопрос 71. Основные показатели экономической и социальной эффективности управления персоналом. Их использование в кадровом аудите.
- Вопрос 72. Этапы кадрового аудита.
- 1. Диагностика персонала включает:
- 1.2 Анализ социального паспорта.
- Вопрос 73. Методы сбора данных в кадровом аудите: интервью, анкетирование, анализ документов, обзоры отношений и др.
- 74. Аудиторское заключение в кадровом аудите, основные требования к нему.
- 75. Подготовка организации к проверке государственной инспекцией труда. Документы, подлежащие проверке.
- 76. Контроллинг в управлении персоналом.
- 77. Управленческое консультирование как теория и практика. Направления и методы консультирования.
- 78. Профессионализм в консультировании: основные критерии. Профессиональные сообщества консультантов, их функции.
- 79. План (программа)консультирования, определение задач, ролей, ресурсов. Содержание контракта на консультационные услуги, виды контракта.
- II. Основная часть
- 80. Экспертное, проектное и процессное консультирование. Коучинг.
- 81. Основные этапы консультирования, их содержание.
- 82. Эффективность консультирования: основные критерии и методы оценки.
- 83. Маркетинг консультационных услуг. Позиционировние консультантов и услуг. Факторы формирования цены на услугу.
- 84. Организационно-кадровое консультирование как одно из направлений управленческого консультирования: его содержание и место среди других направлений.