10. Отбор кандидатов на должность: задачи и методы. Проблемы прогнозирование будущей эффективности работы кандидата.
Профотбор – это система мероприятий, позволяющих выявить людей, которые по своим индивидуальным качествам наиболее пригодны к обучению и эффективному выполнению профессиональной деятельности по определенной специальности.
Основная цель профотбора – обеспечение эффективной работы организации путем обеспечения ее работниками требуемой квалификации в требуемые сроки.
Для осуществления данной цели перед СУП компании стоит ряд задач.
1. Разработка нормативно-регламентирующей базы отбора в компании.
2. Своевременная диагностика состояния компании и прогноз вакансий и бюджетирование затрат.
3. Разработка требований к той или иной деятельности. Учитываются образование, квалификация, уровень профессиональных навыков, опыт предшествующей работы, личные качества, психолого-профессиональная пригодность. Используются; собеседования; испытания. Собеседования до сих пор являются наиболее распространенным методом отбора кадров.
4. разработка и составление психограмм, то есть описанию психологических характеристик, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. В психограмму входят также требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым характеристикам. Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность.
5. Выбор методик для профотбора и составление программы
6. Согласование программы со всеми ее участниками.
7. Организация и проведение отбора привлеченных кандидатов по заданным параметрам с использованием избранных методов профотбора.
Особое значение имеет психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений: о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; о возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.
Выделяют два типа профессиональной пригодности: абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). Оценивая профпригодность, в профотборе иногда ориентируются прежде всего на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход по максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму).
В ряде случаев целесообразно проводить двухэтапный отбор: вначале проводят отбор по тестам (первый этап), который, как правило, не требует больших затрат времени, а затем кандидаты, успешно прошедшие отбор по тестам, проходят отбор на рабочих местах (второй этап), где в течение нескольких часов или дней выполняют профессиональные обязанности и ведется контроль изменения показателей качества деятельности человека через каждые 2 часа. Полученные для каждого кандидата показатели качества деятельности аппроксимируются экспоненциальными функциями.
Отечественный и зарубежный опыт профессионально психологического отбора продемонстрировал его высокую производственную и экономическую целесообразность: использование отбора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30-50%, увеличить надежность работы систем управления на 10-25, сократить аварийность на 40-70, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30-40%.
Ограничения в точности прогноза будущей эффективности кандидата могут быть обусловлены следующими факторами:
1. Человек является очень динамичной системой, которая подвержена изменениям. Наиболее непредсказуемой является мотивационная сфера личности. Мотиваторы, точно определенные на этапе отбора, могут коренным образом поменяться под влиянием различных факторов.
2. Изменчивость рабочей среды. Факторы среды, не учтенные при отборе, могут повлиять на поведение человека в реальных рабочих ситуациях.
3. Сравнительно низкая ретестовая надежность многих методик, используемых при наборе (достаточный уровень 60%). Это объясняется такими факторами, как:
Сложность диагностики черт личности, их недостаточная изученность
Ситуационные факторы, влияющие на показатели при тестировании.
4. Низкая квалификация рекрутера
5. Использование невалидных и ненадежных методик
6. Изначально неверное определение ПВК для отбора
7. Принимается субъективное решение о кандидате на основе сравнения его с лицом, с которым проводилось собеседование перед этим (если предыдущий собеседник выглядел плохо, то последующий посредственный кандидат будет выглядеть на этом фоне уже хорошо), или более положительно оценивают тех кандидатов, внешний вид и манеры которых напоминают собственные качества проводящего собеседование.
- 1. Место и роль управления персоналом в системе управления организацией.
- 2. Система управления персоналом организации. Основные ее подсистемы.
- 3. Кадровое делопроизводство, информационное и техническое обеспечение в управлении персоналом.
- 4. Стратегическое управление персоналом. Кадровая политика.
- 5. Кадровое планирование: цели и задачи. Оперативный план работы с персоналом.
- 6. Расходы на персонал, их состав, пути оптимизации.
- 7. Структура, движение персонала. Учет и прогнозирование численности персонала. Нормирование труда.
- 8. Организация подбора персонала. Факторы, влияющие на выбор методов привлечения и отбора.
- 9. Набор (первичное привлечение) кадров. Сотрудничество с рекрутинговыми компаниями фирмами.
- Пассивные методы
- 10. Отбор кандидатов на должность: задачи и методы. Проблемы прогнозирование будущей эффективности работы кандидата.
- 11. Первичное собеседование (виды, методы проведения).
- 12. Анализ работы (рабочего места, должности) с целью определения ключевых компетенций для должности. Профессиограммы, профессионально-квалификационные модели.
- 13. Тестирование при отборе персонала. Типы тестов, используемых в профотборе. Требования к валидности и надежности тестов, тестовым нормам.
- 14.«Ассессмент» как технология многосторонней оценки кандидатов на должность.
- 15.Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации.
- 16. Оценка и аттестация персонала. Критерии успешности профессиональной деятельности: виды, способы определения.
- 17. Мотивация и стимулирование трудового поведения персонала.
- Теория потребностей Маслоу. Маслоу выделил пять групп потребностей (пирамида потребностей Маслоу)
- 18. Управление развитием персонала.
- 19.Карьера как стратегия трудовой жизни. Сущность карьеры: виды, этапы деловой карьеры.
- 20.Факторы успешной карьеры. Фазы развития профессионала. Основы управления карьерой.
- 21.Карьерные ориентации. Жизненный и карьерный циклы работника
- 22. Методические рекомендации по планированию карьеры. Самомаркетинг. Технология успеха в профессиональной карьере.
- 23. Понятие профессиональной пригодности и профессионального отбора. Этапы формирования профессиональной пригодности. Профессиональная ориентация.
- 24. Право и гарантия права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Основные понятия, используемые в охране и безопасности труда.
- 25. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны и безопасности труда.
- 26. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- 27. Надзор и контроль за охраной и безопасностью труда.
- Раздел 10. Глава 35. Организация охраны труда
- 28. Инструкции по охране труда. Ответственность за нарушения требований охраны и безопасности труда.
- 29. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Конституция рф, Трудовой кодекс рф об охране труда.
- 30. Понятие, источники и принципы трудового права: предмет и метод.
- 31. Субъекты трудового права. Основные права и обязанности работодателя. Основные права и обязанности работника.
- 32. Понятие трудовой дисциплины. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины: понятие, виды.
- 33. Понятие трудового договора. Виды трудовых договоров.
- 34. Содержание трудового договора. Порядок заключения трудового договора. Испытательный срок.
- 35. Порядок ведения трудовой книжки.
- 36. Понятие и признаки трудового коллектива с правовой точки зрения. Содержание понятия коллективного договора и его роль в регулировании трудовых отношений.
- 37. Заработная плата. Порядок и сроки выплаты заработной платы.
- 38. Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения.
- 40. Понятие и виды рабочего времени. Нормальная и сокращенная продолжительность рабочего времени. Время отдыха.
- 41. Надзор и контроль над соблюдением законодательства о труде.
- 42. Эволюция взглядов на поведение человека в организации. Предмет, цели и задачи науки об организационном поведении.
- 43. Понятие и основные модели организационного поведения.
- 44. Социально-психологический климат организации, факторы его формирования и методы поддержания.
- 45. Факторы групповой сплоченности и их влияние на поведение работников. Построение эффективных групп и команд.
- 46.Понятие, сущность и элементы организационной культуры.
- 47.Свойства, функции организационной культуры. Методы изучения организационной культуры.
- 48. Принципы и методы формирования организационной культуры.
- 49. Типологии организационных культур.
- 50. Благонадежность и лояльность персонала. Сопротивление работников организационной культуре компании.
- 51. Оплата труда персонала: основные понятия и определения. Макро- и микроэкономические теории оплаты труда персонала.
- 52. Нормативно-правовой механизм формирования трудового вознаграждения. Особенности формирования трудового вознаграждения высших должностных лиц компании (в России и в экономически развитых странах).
- 53. Организация оплаты труда персонала на предприятии. Оплата труда персонала в отраслях бюджетной сферы.
- 54. Прогрессивные модели оплаты труда персонала по результату (отечественный и зарубежный опыт).
- 55. Вознаграждение предпринимательского труда. Модели формирования и распределения доходов в малом предпринимательстве.
- 56. Комплекс документов по установлению трудовых правоотношений.
- 57. Комплекс документов по учету и движению персонала.
- 58. Систематизация и оперативное хранение документов по персоналу.
- 59. Становление и развитие кадровой службы в российских государственных учреждениях. Возрастание роли кадровой политики и становление системы управления персоналом.
- 60. Законодательные и нормативно-методические документы, регламентирующие деятельность служб управления персоналом. Регламентация работы с персоналом в учредительных и организационных документах.
- 3. Общие обязанности сотрудников. Раздел содержит перечень основных обязанностей работников организации, подлежащих исполнению ими в своей повседневной деятельности.
- 4. Общие обязанности администрации. Излагается перечень основных обязанностей администрации организации, подлежащих исполнению их в повседневной деятельности, в том числе:
- 5. Рабочее время и порядок его использования. Данный раздел содержит сведения о:
- 6. Ответственность сотрудников за нарушения. Порядок поощрения наиболее отличившихся. Раздел включает в себя два подраздела.
- 62. Служба персонала как стратегический бизнес-партнер организации. Организационная структура и численный состав подразделений по управлению персоналом.
- 63. Задачи и функции службы персонала на различных этапах развития организации.
- 64. Регламентация деятельности службы персонала. Комплекс документов по регламентации деятельности служб управления персоналом.
- 1. Стадия формирования:
- 2. Стадия интенсивного роста
- 3. Стадия стабилизации.
- 4. Стадия спада.
- 66. Оценка эффективности службы персонала. Личная эффективность менеджера по персоналу.
- 66. Оценка эффективности службы персонала. Личная эффективность менеджера по персоналу.
- Вопрос 67. Виды и направления аудиторской деятельности. Узкая и широкая трактовки понятия «кадровый аудит». Направления кадрового аудита.
- Вопрос 68. Причины использования организациями кадрового аудита. Задачи кадрового аудита.
- Вопрос 69. Исследовательские подходы в аудите: подход в соответствии нормам, сравнительный, экспертный, статистический, по целям.
- Вопрос 70. Основные объекты кадрового аудита в организации: аудит персонала организации, и аудит системы уп.
- Вопрос 71. Основные показатели экономической и социальной эффективности управления персоналом. Их использование в кадровом аудите.
- Вопрос 72. Этапы кадрового аудита.
- 1. Диагностика персонала включает:
- 1.2 Анализ социального паспорта.
- Вопрос 73. Методы сбора данных в кадровом аудите: интервью, анкетирование, анализ документов, обзоры отношений и др.
- 74. Аудиторское заключение в кадровом аудите, основные требования к нему.
- 75. Подготовка организации к проверке государственной инспекцией труда. Документы, подлежащие проверке.
- 76. Контроллинг в управлении персоналом.
- 77. Управленческое консультирование как теория и практика. Направления и методы консультирования.
- 78. Профессионализм в консультировании: основные критерии. Профессиональные сообщества консультантов, их функции.
- 79. План (программа)консультирования, определение задач, ролей, ресурсов. Содержание контракта на консультационные услуги, виды контракта.
- II. Основная часть
- 80. Экспертное, проектное и процессное консультирование. Коучинг.
- 81. Основные этапы консультирования, их содержание.
- 82. Эффективность консультирования: основные критерии и методы оценки.
- 83. Маркетинг консультационных услуг. Позиционировние консультантов и услуг. Факторы формирования цены на услугу.
- 84. Организационно-кадровое консультирование как одно из направлений управленческого консультирования: его содержание и место среди других направлений.