logo search
Формы деловой коммуникации

Определение цели презентации

Вначале нужно честно ответить на вопрос: зачем вы собираетесь провести эту презентацию. Какова ваша цель? Постарайтесь предельно четко и конкретно сформулировать ее, например: «хочу, чтобы руководство осознало необходимость расширения моего отдела», «хочу, чтобы все проголосовали за предложенную мной кандидатуру» и т. д. Конечно, цель презентации вы можете сформулировать и так: « хочу просто практиковать ораторские навыки», в этом случае можно выступать всегда и везде. Даже перед пустой аудиторией. Только зачем? Затрудняетесь с ответом на вопрос о цели презентации? В таком случае, нужна ли слушателям ваша презентация вообще?

И еще, подумайте, может быть, гораздо легче достичь поставленной цели через другие способы взаимодействия. Бывает так: человек тратит уйму времени на подготовку великолепной презентации, и все это для того, чтобы выступить перед аудиторией, которая полностью разделяет его точку зрения. Даже если слушатели с вами не согласны, презентация – не всегда лучшее решение. Иногда ее лучше заменить на убеждающую деловую беседу, или на короткий телефонный звонок, или на электронное письмо, или на приказ, в конце-то концов. Вы когда-нибудь видели генерала, выступающего перед солдатами с презентацией?

Итак, прежде чем начинать готовить презентацию, ответьте на вопрос: «А нет ли более простого и эффективного решения?». И если оно есть – используйте его. Если для достижения вашей цели презентация необходима – направьте все свои силы и ресурсы на ее подготовку.

Алгоритм процесса подготовки презентации

Старание и желание хорошо сделать презентацию ничего не значат, если отсутствуют старание и желание хорошо подготовиться

Предлагается использовать своеобразный алгоритм в процессе подготовки.

Первый этап – определение цели презентации, второй – определение специфики аудитории (или определение целевой аудитории).

Как мы уже говорили, все начинается с цели. Цель любой презентации – рассказать аудитории о чем-то важном для вас и интересном для нее. Эту цель можно и нужно озвучить. Но у вас есть и главная цель, о которой вслух вы не говорите. Вам нужно, чтобы после завершения вашего выступления слушатели думали определенным образом. И самое главное – поступали так, как это требуется вам. Хотя бы те из слушателей, кому в дальнейшем предстоит принимать решения по итогам обсуждения представленной вами информации.

Итак, на первом этапе подготовки вы должны отчетливо представить себе, какова ваша цель, какое воздействие вы собираетесь оказать на слушателей. Помните о том, что презентация должна иметь стержневую идею (основной тезис), которую необходимо ясно сформулировать с самого начала. Однако конкретная конечная цель презентации вами не озвучивается: к ее пониманию вы плавно и ненавязчиво подведете аудиторию во время своих рассуждений.

После ясной и лаконичной формулировки цели пора подумать о той аудитории, для которой предназначена ваша презентация. Определение целевой аудитории – второй, неразрывно связанный с первым, этап подготовки. Потому что именно цель позволит вам точно сформулировать и поставить задачи, ясно представить, что должны от вас узнать слушатели, в чем убедиться и что сделать.

Каждому приятно осознавать, что что-то делается специально для него. Люди будут слушать вас, если то, что вы говорите, интересно, важно и полезно для них. Каждый из присутствующих должен понимать, что тратит время не напрасно. Ключевой момент в достижении вашей главной цели – представить ее слушателям так, чтобы она выглядела близкой к их целям. Для этого определите специфику вашей аудитории, составьте ее социально-психологический портрет. Постарайтесь найти то, что объединяет собравшихся людей. В составлении портрета помогут ответы на вопросы:

Составленный социально-психологический портрет учитывайте и в отборе содержательной части презентации. Старайтесь использовать примеры, близкие и понятные данной аудитории. Ссылайтесь на то, что ей знакомо, используйте терминологию, которую люди понимают или могут использовать сами.

Есть еще одно преимущество создания социально-психологического портрета целевой аудитории: заранее зная, кто будет вас слушать, вы легко сможете предугадать, какие вопросы, скорее всего, будут заданы, соответственно, у вас будет время продумать стратегии и тактики ответов.

Ответы на вопросы – обязательная структурная часть презентации, она следует после вашего выступления. Как правило, после слов: «У кого есть вопросы?» наступает своеобразный «момент истины», в котором проверяется ваша внутренняя сила и степень владения материалом. Порой на этом этапе презентаторы напоминают профессиональных бойцов: они или нападают, или защищаются, оправдываясь. Заметим, что агрессивно-оборонительная позиция весьма не продуктивна. Гораздо больше очков вам принесет спокойствие и подчеркнуто нейтральное отношение к спрашивающему. Особенно пригодится на этом этапе умение беспристрастно оценивать суждение слушателя и находить в нем рациональное зерно.

Несколько полезных советов:

Часто слушатели пытаются спросить вас о чем-то непосредственно во время проведения презентации. Можно корректно сказать: «На все вопросы я отвечу чуть позже», либо совсем коротко ответить, если вопрос важный и ответ на него не нарушит структуры ваших рассуждений. Помните: отвечая подробно, вы легко можете сбиться с мысли и, нарушив регламент, рискуете не успеть сказать о самых важных моментах.

Анализ места проведения презентации

Презентации могут проводиться на выставках, конференциях и семинарах, в офисах, в торговых залах. В процессе подготовки учтите все особенности помещения, в котором предстоит выступать. Простор, акустика, освещение, наличие кондиционеров – все это будет существенно влиять на настрой собравшихся. Осматривая помещение, старайтесь не пропускать ни одной детали, поскольку упущенные мелочи могут вылиться в серьезные проблемы во время проведения презентации. Не лишним будет проверить возможность варьирования уровня освещенности и исправность каждого задействованного в демонстрации аппарата.

Подумайте, как вы разместите слушателей в выбранном помещении, помните о соблюдении баланса между комфортом и концентрацией внимания. Теснота и неудобные стулья заставят слушателей отвлекаться, но это не значит, что нужно посадить их в уютные мягкие кресла. Этим вы можете добиться противоположного эффекта – не удивляйтесь, услышав храп. Идеальный вариант – стулья с прикрепленным к подлокотнику планшетом для письма, стоящие несколькими рядами на достаточном расстоянии друг от друга. Подробные рекомендации по подготовке помещения к презентации вы найдете в материалах хрестоматии.

Структура презентации

Грамотное структурирование презентации облегчает восприятие информации слушателям. Во время выступления целесообразно придерживаться известного правила трех частей: введение – основная часть – заключение. После выступления следует вопросно-ответная часть. Таким образом, в структуре презентации выделяется четыре функциональные части, у каждой из которых свои задачи и средства:

Обратим ваше внимание на «ударные» части презентации – заключение и вступление. Да, именно в такой последовательности: при подготовке сначала пишется заключительная и только затем – вступительная часть. Почему? Потому что завершение – важнейшая часть презентации, которая больше всего должна запомниться слушателям. Содержание всей презентации должно быть нацелено именно на удачное завершение. Почти всегда люди принимают окончательное решение в момент завершения презентации. Поэтому в заключительной части еще раз напомните основную мысль, заострите внимание на ключевых деталях, подчеркните плюсы вашего предложения.

Вступление и заключение – самые яркие моменты презентации, в них должно быть продумано и взвешено каждое слово. Закон риторического края гласит: лучше всего слушатели запоминают начало и окончание выступления. В материалах рабочей тетради и хрестоматии вы найдете множество полезных приемов, помогающих сделать эмоционально яркими и запоминающимися этих два наиболее важных структурных компонента.

Специфика визуального ряда презентации

Знаете ли вы о том, что зрительный нерв в 50 раз толще слухового? Это значит, что огромный поток информации мы воспринимаем визуально, глазами. Поэтому делайте презентацию зрелищной. Для создания визуального ряда используйте рисунки, таблицы, иллюстрации, слайды. Визуальные средства делают презентацию более привлекательной, красноречивой, убедительной и достоверной.

Грамотно использовать визуальный ряд – значит создать зрительный образ, который передаст слушателям вашу идею.

Приведем наглядный и убедительный пример из выпуска № 46 рассылки Сергея Шипунова «Уроки Риторики и Ораторского Мастерства».

«Оратор выходит на сцену, держа в руках очень красивую розу с крупными лепестками. Роза – это человек. Каждый человек красив так же, как и эта роза.

Пауза. Оратор дает возможность каждому полюбоваться красивым, благородным цветком.

Но что происходит с человеком, когда он начинает употреблять наркотики? Первая доза – и она вырывает у человека талант, вторая доза – и она вырывает у человека ум, третья доза – и она вырывает у человека память, четвертая доза – и она вырывает у человека мечты, пятая доза – и она вырывает у человека… (С каждой фразой оратор вырывает у розы лепестки и бросает их на пол, пока вскоре в его руках не остается покалеченный цветок, один взгляд на который заставляет сжиматься сердце).

Если не хотите покалечить свою жизнь, свою душу, свое будущее, если не хотите, чтобы вы стали подобными этому мертвому, искалеченному цветку, то скажите – НЕТ НАРКОТИКАМ!»

Как видите, оратор сумел грамотно и точно выстроить визуальный ряд своей идеи, который, мы уверены, слушатели не смогут забыть очень долго.

Итак, визуальный ряд презентации – это удачный образ. Разумеется, такой образ легко создать при помощи анимации и слайдов. Поэтому после того, как в 1984 Боб Гаскинс придумал для выступлений программу PowerPoint, огромное количество людей на планете занято созданием ppt-слайдов для своих презентаций.

Парадоксально, но иногда слайды «убивают» саму презентацию, превращая ее в «учебный показ с громкой читкой». Знакомая картина, не правда ли?

Существуют ли какие-то правила эффективного использования визуальных средств?

Разумеется. Самое главное – представьте себя на месте человека, который сидит в зале и смотрит на то, что вы показываете. Если сядете в конце зала, то наверняка заметите, что с экрана монитора сложнее читать, чем с обычного листа, да и небольшой размер экрана накладывает ограничения при показе материала. Отсюда правило: на слайде не должно быть больше 4-5 строк текста. Для слайда выбирайте не дробный фон, а простой – шрифт Аrial (без насечек), поскольку шрифты с насечками типа Times New Roman плохо воспринимаются глазом с экрана.

Советуем вам для раскрытия всего потенциала слайдовой презентации использовать следующие приемы:

В статье «Как провести красивую и успешную презентацию» Сергей Борзов советует применять для презентаций правило популярного на Западе блогера Гая Кавасаки. Правило гласит: 10 слайдов на 20 минут с 30 шрифтом. 10 слайдов – то количество, которое могут полноценно «усвоить» слушатели. Большее число слайдов говорит о том, что вы не сумели выделить главные тезисы. Задумайтесь, отбросьте все лишнее и отобразите на слайдах действительно самое главное. 20 минут – это время, отведенное для непосредственно рассказа. Даже если вам на проведение презентации предоставили час, учтите, что в отведенный час вам еще придется настроить технику, а потом ответить на вопросы слушателей. 30 размер шрифта – оптимальный выбор для написания текста на слайдах. Такой текст будет легко восприниматься аудиторией, которая, мгновенно «схватив» его глазами, будет концентрировать все свое внимание именно на вашем рассказе. Ничто не помешает вам поддерживать зрительный контакт с аудиторией во время выступления.

Репетиция, репетиция, репетиция!

Думаем, что в комментариях этот пункт не нуждается.

Позволим себе лишь полезный практический совет, помогающий избегать «технических сюрпризов».

Во время репетиции хотя бы один раз нужно обязательно задействовать всю технику, которая понадобится для демонстрации презентации. Тогда вы наверняка не попадете в глупую ситуацию, когда уже во время выступления проектор вдруг не включается (просто надо подольше кнопочку держать), о, ужас! – нет видеосигнала (на ноутбуке нужно было перейти в режим работы с внешним монитором), на экране все изображение «плывет» (фокус не настроили), да мало ли что еще…

Пригодится вам на этом этапе и перечень необходимых действий, помогающих подготовить помещение для проведения презентации и предусмотреть решение всех организационных вопросов.

Еще один важный вопрос, его часто задают на тренингах и семинарах по подготовке к презентациям: сколько времени потребуется на подготовку презентации? Если следовать советам специалистов в этой области, то рассчитать его весьма просто: на одну минуту выступления должен приходиться как минимум час подготовки. Подсчитали? Да, согласны с вами, подготовка эффективной презентации – весьма затратный по времени процесс. Репетиции, репетиции, репетиции – и всего одно выступление. Получается, что презентация – премьерный спектакль, играемый зачастую единожды. Утешением может послужить следующая мысль: готовя одну презентацию, вы одновременно готовите и все последующие, поскольку совершенствуете свои навыки. Таким образом, каждая подготовка – вклад в собственный профессионализм и, соответственно, в свой успех.

Надеемся, что наши советы пригодятся вам при подготовке презентации. И вместе с вами мы услышим и увидим не одну великолепную презентацию, заслуживающую искренних оваций.