Активизация слушателей
Подготовка выступления включает и выбор средств, с помощью которых вы можете снять равнодушное отношение, включить слушателей в диалог, то есть активизировать аудиторию.
Интерес к выступлению не возникнет сам собой. Его можно «включить» с помощью следующих приёмов.
Аудиовизуальные приёмы, как статические (графики, таблицы, рисунки, схемы), так и динамические (видеоматериалы и т.п.). Известно, что эта группа приёмов даёт до 20% усвоения информации, концентрирует внимание слушателей, снижает утомляемость.
Правила применения наглядности
Демонстрировать предмет следует, держа его на уровне плеч. |
Психологические приемы:
Ещё до начала выступления вы можете увлечь аудиторию с помощью рекламы: попробуйте выставить стенды с агитацией или развесьте слоганы, анонсируйте своё выступление.
Примените приём создания неожиданного эффекта – шоковую терапию, то есть создайте неожиданный эффект, начните с парадокса. Это позволит быстро захватить внимание аудитории и сосредоточивать его на нужных говорящему аспектах.
Моделируйте типичное мнение по обсуждаемому вопросу, показывайте его неразумность, несовременность, несостоятельность, то есть используйте прием «чучело оппонента». Критикуйте стереотипы, но не унижайте и не топите их носителей!
Используйте вопросно-ответный ход, то есть стройте речь в виде вопросов и ответов на них. Это хорошо структурирует речи и помогает даже зазевавшимся вникнуть в суть происходящего и присоединиться к вам в любой момент.
Задайте проблемный вопрос, то есть такой, на который нельзя дать однозначный ответ. Выслушайте варианты ответа и дайте свой.
Остановите на 5 – 10 секунд речь, сделайте психологическую паузу, дайте слушателям немного времени для осмысления какого-либо выделенного положения речи или поставленного вопроса.
Используйте сходства между объектами в некотором отношении, примените приём аналогии.
Повторите несколько раз самую важную идею, но каждый раз при этом обогащайте высказывание новой информацией, т.е. используйте спираль.
Двигайтесь от абстрактного к конкретному, от общего к частному, приводите «живые» примеры, близкие вашим слушателям, – это называется ступенчатым способом развертывания тезиса.
Высвечивайте противоположности, применяйте антитезы – это называется контрастным способом изложения материала.
Активизируя слушателей, вы можете перевести морально-дисциплинарый и эмоционально-эстетический мотив слушания в интеллектуально познавательный, снять равнодушное отношение, углубить уровень понимания предмета речи.
- Лекция 14. Формы деловой коммуникации. Деловая беседа. Публичная речь и презентации
- Телефонный разговор
- Выражения, которых следует избегать
- Дискуссия
- Виды аргументов
- Вопросы для самоконтроля
- Задание 1
- Задание 2
- Деловое совещание
- Подготовка совещания
- Вопросы организатору
- Вопросы для самоконтроля
- Этапы коммуникации и их задачи
- С чего начать и чем закончить?
- Модель текста выступления
- Речи в политической сфере
- Выступление на деловом совещании
- Выступление участников совещания
- Выступление на собрании
- Выступление на митинге
- Соблюдаем регламент!
- Подготовка к выступлению Этапы подготовки к выступлению
- Работа над публичным выступлением
- Пишем текст!
- Обратная связь
- Обратная связь в выступлении перед аудиторией Замысел Восприятиеинтерпретация
- Управление вниманием
- Приёмы привлечения внимания
- Доказательство. Тезис в доказательстве
- Аргументы логические и психологические
- Аргументы сильные и слабые
- Виды аргументации
- Вывод в аргументации
- Активизация слушателей
- Презентация.
- Подготовка и проведение презентации
- Определение цели презентации
- Проведение переговоров с партнерами
- Переговоры как коммуникативный процесс
- Предмет переговоров
- Подготовительный этап переговорного процесса
- Информационно-аналитическая проработка основного содержания
- Формулировка позиции
- Прогноз и анализ возможных вариантов переговоров
- Решение организационных вопросов
- Место проведения
- Преимущества «игры на чужом поле»:
- Состав делегации
- Преимущества командной работы на переговорах:
- Различные подходы к проведению переговоров
- Позиционные переговоры
- Принципиальные переговоры
- Дискуссионный (коммуникативный) этап переговорного процесса
- Размещение участников переговоров
- Изложение проблем и целей, уточнение позиций сторон
- Дискуссия, обсуждение и согласование интересов
- Система аргументов
- Противостояние психологическому давлению со стороны партнера
- Подведение итогов и принятие решений
- Оценка эффективности переговоров