Управление вниманием
Если слушать выступление людей собрал приказ, правила внутреннего распорядка или, напротив, праздное любопытство, но не потребность в познании, то, скорее всего, внимательных конструктивных слушателей мы не увидим. Это надо предвидеть на этапе подготовке к выступлению. Чтобы взаимодействие со всеми слушателями, даже с теми, которые не имеют положительной мотивации, состоялось, их надо завоевать! Публичное выступление возможно лишь тогда, когда налажен контакт!
Одна из важнейших проблем для любого оратора – это поддержание внимания слушателей. Внимание – это сосредоточенность всех процессов нашей психики на каком-то объекте и отвлечение от других объектов. Если слушатели внимательны к словам оратора, их мышление и память концентрируются на сказанном. Если человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным или в поле его зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям, то внимание возникает само собой. Такое внимание называется непроизвольным. Оно не утомляет, т.к. возникает само и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.
Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, мы используем произвольное внимание, которое возникает при выполнении обязательной, но не интересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет, хотя характеризуется относительной устойчивостью и зависит от сложности вопроса и физического состояния.
Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий, т.к. слушателей захватило выступление, то появляется послепроизвольное внимание. Оно не утомляет и может длиться весьма долго. «Секрет» успешных вариантов начала выступления состоит как раз в том, что они вызывают непроизвольное внимание слушателей. Необходимо иметь в виду, что существуют периоды внимания: эти периоды равны 10-15 минутам. По истечении такого периода внимание падает, затем оно восстанавливается еще на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего 15-минутного периода внимание падает уже существенно. Таким образом, внимание слушателей падает к 15-й, 30-й, 45-й минуте. В эти моменты следует дать возможность слушателям немного отдохнуть: рассказать историю из жизни, забавный случай, показать макет, интересную таблицу. Через 45 минут желательно сделать перерыв.
Учитывая периоды внимания, мы придем к выводу, что лучшее выступление – это такое, которое укладывается в минимальный «период внимания», то есть в 10-15 минут. Десятиминутное выступление будет наиболее предпочтительным, так как оно целиком будет обеспечено вниманием аудитории. Исследователи внимания участников конференций, совещаний, симпозиумов пришли к выводам, что пленарный доклад внимательно слушают только 10% присутствующих, да и то только первые пятнадцать минут. 20% думает о своем, около 50% дремлет. Было установлено, что комфорт на конференции обратно противоположен вниманию к выступлению. Отсюда вывод: пленарные заседания в большой аудитории имеют невысокую эффективность. Внимание аудитории легче поддерживать, если она невелика и если слушатели не могут расположиться в ней с полным комфортом.
- Лекция 14. Формы деловой коммуникации. Деловая беседа. Публичная речь и презентации
- Телефонный разговор
- Выражения, которых следует избегать
- Дискуссия
- Виды аргументов
- Вопросы для самоконтроля
- Задание 1
- Задание 2
- Деловое совещание
- Подготовка совещания
- Вопросы организатору
- Вопросы для самоконтроля
- Этапы коммуникации и их задачи
- С чего начать и чем закончить?
- Модель текста выступления
- Речи в политической сфере
- Выступление на деловом совещании
- Выступление участников совещания
- Выступление на собрании
- Выступление на митинге
- Соблюдаем регламент!
- Подготовка к выступлению Этапы подготовки к выступлению
- Работа над публичным выступлением
- Пишем текст!
- Обратная связь
- Обратная связь в выступлении перед аудиторией Замысел Восприятиеинтерпретация
- Управление вниманием
- Приёмы привлечения внимания
- Доказательство. Тезис в доказательстве
- Аргументы логические и психологические
- Аргументы сильные и слабые
- Виды аргументации
- Вывод в аргументации
- Активизация слушателей
- Презентация.
- Подготовка и проведение презентации
- Определение цели презентации
- Проведение переговоров с партнерами
- Переговоры как коммуникативный процесс
- Предмет переговоров
- Подготовительный этап переговорного процесса
- Информационно-аналитическая проработка основного содержания
- Формулировка позиции
- Прогноз и анализ возможных вариантов переговоров
- Решение организационных вопросов
- Место проведения
- Преимущества «игры на чужом поле»:
- Состав делегации
- Преимущества командной работы на переговорах:
- Различные подходы к проведению переговоров
- Позиционные переговоры
- Принципиальные переговоры
- Дискуссионный (коммуникативный) этап переговорного процесса
- Размещение участников переговоров
- Изложение проблем и целей, уточнение позиций сторон
- Дискуссия, обсуждение и согласование интересов
- Система аргументов
- Противостояние психологическому давлению со стороны партнера
- Подведение итогов и принятие решений
- Оценка эффективности переговоров