По содержанию плановых решений выделяют:
стратегическое планирование
текущее планирование
тактическое планирование
оперативно-календарное планирование
Стратегическое ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйственного субъекта. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды и порождающей неопределенность перспективы.
Текущее планирование. Если стратегическое планирование рассматривается как поиск новых возможностей предприятия, тактическое планирование можно считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование – процессом их реализации.
Тактический план (годовой) направляет и контролирует производственно – хозяйственную деятельность предприятия, его подразделений, разрабатывая планово-экономические показатели в сов-ти, характеризующей производство и реализацию продукции.
Целью оперативно-календарного планирования является на основе плановых графиков установить последовательность работ по изготовлению продукции в заданном ассортименте и объеме, согласовать работу всех подразделений.
ОКП- завершающий этап планирования хозяйственной деятельности фирмы, идёт конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной, планомерной и ритмичной работы предприятия
ОКП увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материалов, сбыт продукции и пр. специфика ОКП тесно связана с особенностями технологии производства продукции, организации производства, труда и управления.
Годовой план - развернутая программа производственно-хозяйственной деятельности предприятий.
Основные разделы годового плана:
осн. показатели производственно-хозяйственной деятельности
план производства и реализации продукции
план технического развития предприятия
план капиталовложений
план материально-технического сравнения
план по труду
план по охране труда
план по себестоимости, прибыли, рентабельности
финансовый план
план по фондам экономического стимулирования
7. Анализ - исходное начало планирования. Понятие резервов производства, их классификация
Планирование начинается с анализа исходных позиций. Он проясняет внутреннее и внешнее положение организации, т.е. это анализ самого предприятия и окружающей его среды. В анализ исходной позиции нужно включить выяснение всей картины ожиданий, связанных групп и анализ возможных в будущем изменений в акцентах сделанных на основе прогнозов.
Анализ- необходимая часть процесса управления, помещающаяся между планированием и контролем.
анализ→планирование→выполнение плана→контроль
Целью анализа исходных позиций является проникновение в суть истории, современного положения и перспектив организации, а также грозящие ей опасности.
Анализ исходных позиций
Факторы успеха
Прогнозы Ожидания связанных групп
|
Ожидание связанных групп
|
возможности
|
Опасности, риски
|
недостатки
|
Достоинства
|
►выводы
Анализ исходных позиций потеряет смысл, если из него не будут сделаны необходимые выводы для дальнейшего планирования.
Одно из требований оптимальной работы предприятий- максимальное использование всех привлекаемых ресурсов производства: осн. фонды, материальные ресурсы, финансовые средства, трудовые ресурсы. Решение этой задачи связано с выявлением и использованием резервов производства. Как правило на новых предприятиях резервов нет, поскольку они запроектированы на оптимальный вариант использования производственных ресурсов. С течением времени меняется сырьё, технологии, модернизация оборудования, технологические процессы автоматизируются, т.е. возникают резервы производства.
Резервы производства- возможность улучшения использования ресурсов пр-ва путем смены технологии, совершенствования техники, организации производства, за счет снижения внешних издержек, снижения потерь.
Резервы пр-ва группируются по:
месту их возникновения(внутрипроизводственные, внутриотраслевые)
по видам ресурсов(общепроизводственные, внутрипроизводственные)
по времени использования(текущие, перспективные)
- 1.Сущность и ф-ции планирования на современном этапе развития экономики. Директивное и индикативное планирование.
- 4. Система плановых показателей. Нормативная база планирования.
- По содержанию плановых решений выделяют:
- 8. Сущность и задачи бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана.
- 11. Планирование маркетинга. Роль и место в стратегическом управлении фирмой.