logo search

Принципы формирования организации

Принципы формирования организации

Основные положения

Пояснения

Принцип единой цели команд

Команды отдаются одним начальником по единой цепи

Принцип

Однородные работы поручаются

Идеал

Реальность

специализации

одним и тем же подчиненным

Разделение работ без

Трудно

одним и тем же подразделениям

повторения одной и

той же работы

Разделение работ с

Невозможно

обеспечением их одно-

родности по качеству

и количеству

Распределение работ

Невозможно

между всеми работни-

ками без исключения

Назначение старшего

(ответственного) в

Возможно

случае, когда двое или

(трудно)

более работников за-

нимаются одной рабо-

той

Принцип

Ответственность за исполнение

Руководитель может уменьшить свою на-

делегирования

обязанностей следует по

грузку

полномочий

возможности передавать

Решение принимается на нижнем уровне

конкретным исполнителям этих

ближе к источнику информации, а следо-

обязанностей

вательно, лучше и оперативнее

Ответственность ускоряет обучение

Осознание участия в хозяйствовании по-

вышает мораль

Принцип соответствия полномочий ответствен-ности

Лицо, которому делегированы полномочия, приобретает право па исполнение обязанностей и одновременно принимает на себя ответственность за их исполнение перед передавшим их начальником

Полномочия должны соответствовать действительности

Принцип абсолютной ответствен-ности

Лицо, делегировавшее полномочия, несет ответственность за руководство и за все результаты исполнения обязанностей получателем делегированных полномочий

Принцип соответствия полномочий ответствен-ности

Полномочия должны соответствовать ответственности

Если полномочия меньше ответственности, то исполнение обязанностей невозможно

Если полномочия больше ответственности, возможно злоупотребление властью

Принцип ограничения норм управляемости

Количество работников, которое непосредственно подчиняется одному руководителю, ограничено

Фактор ограничения норм управляемости зависит от характера и содержания задач, наличия помощников, способностей подчиненных, наличия средств управления и т.д

Для описания разнообразия существующих типов организации достаточно рассмотреть механистическую и органическую модели, ставшие уже хрестоматийными для управленческой литературы. Напомним лишь их основные положения и то, как их следует отразить в кадровой стратегии.

Механистическая модель выстраивается по принципу максимально четкого распределения обязанностей между всеми членами организации, упорядочения коммуникаций и любых взаимодействий в организации на основе ясно очерченной иерархии полномочий. Роль каждого члена строго ограничена его местом в организации. Считается, что эффективность организации только возрастет, если максимально ограничить проявление субъективного фактора. Такой подход предполагает экономию издержек на персонал по заработной плате и по всем направлениям кадровой работы. Механистическая модель в ее классическом варианте требует от руководства фирмы прежде всего максимального упрощения и стандартизации. В основном задачи решаются силами инженерных служб, на долю кадровых остается лишь формальное закрепление принятых решений.

Главными недостатками механистической организации считаются: громоздкость, поскольку любые серьезные решения проходят через главу организации; неспособность быстро приспосабливаться к внешним изменениям, с которыми непосредственно соприкасается лишь небольшая часть членов организации.

В рамках органической модели главным является формирование такой организации, в которой имеется внутреннее единство целей организации и каждого ее члена,

170

171

что позволяет получить эффект команды. Это открытая система, быстро улавливающая любые внешние изменения и приспосабливающаяся к ним за счет открытости каналов коммуникации, интенсивных горизонтальных взаимодействий, отсутствия жесткости в постановке и распределении задач между членами организации.

Ни одна из этих моделей не существует в чистом виде. Однако фордовский конвейер, в большей степени подходит под описание первой модели. В то же время необходимость постоянных изменений в производстве и столь же стремительных изменений в условиях конкуренции, новые информационные технологии, повышение роли качественных параметров дают сегодня важные преимущества более гибкой форме социальной организации и реально изменяют роль квалифицированной и хорошо мотивированной рабочей силы.

Если организация тяготеет ко второму типу, это предопределяет необходимость существенного поворота кадровой стратегии, причем каждый из элементов такой стратегии обычно тянет за собой целую цепочку дальнейших преобразований.

Какие факторы определяют выбор кадровой стратегии? Та или иная модель организации формируется прежде всего условиями, в которых эта организация существует и действует. К ним относятся и трудовое законодательство, и характер рынка труда, и созданные социальные институты, и преобладающие стереотипы поведения людей. Некоторые условия являются специфичными как для сферы бизнеса, так и для каждой организации. И руководители должны учитывать эти условия.

Модель будет трансформироваться с ростом организации, и руководителю важно не пропустить момент, требующий изменений в организации, своевременно к нему подготовиться. На определенной стадии роста, как бы хорошо ни сработалась команда, неизбежно потребуется ввести элементы формализации. И наконец, модель формируется собственно стратегией, а также стилем управления главного руководителя. Поэтому руководителю очень важно уже вначале подумать о будущей модели организации, не подгоняя ее под собственный стиль управления.

Определенное значение имеет и соответствие стилей управления всей команды руководителей. “Нестыковка” затрудняет коммуникации. Означает ли это, что директору следует при подборе ориентироваться на тех кадровиков, чей стиль управления совпадает с его собственным? Нет. Небольшие различия в подходе и стиле часто полезны, они позволяют реально оценить ситуацию с кадрами в компании, наметить верную стратегию.