Инновационные проекты, критерии их отбора.
В зависимости от избранной стратегии формируются критерии отбора инновационных проектов.
Инновационные проекты характеризуются:
• высокой степенью неопределенности получаемых научно-технических результатов;
• длительностью периода разработки и доведения продукта до конечного потребителя;
• высокой степенью риска достижения коммерческого успеха;
• значительным объемом необходимых инвестиций;
• в случае успеха — высокой доходностью;
• цикличностью развития инновационных процессов.
Отбор проектов может происходить в три этапа.
Первый этап заключается в формулировке задач, стоящих передданной инновационной структурой, здесь определяются приоритетные направления научно-технического развития с учетом экономических задач, стоящих перед регионом.
На втором этапе формируется исходное множество проектов.
На третьем этапе проводится экспертиза проектов, т. е. отбор наиболее перспективных. Эта задача во многом определяется проведением первых двух этапов, а также квалификацией экспертов.
Группы критериев для оценки и отбора проектов.
I. Соответствие экономическому развитию региона, его экологическим особенностям, научно-технологическим направлениям инновационной структуры: Совместимость проекта с экономической ориентацией региона; Воздействие на экологию региона Количество новых рабочих мест Взаимодействие с национальной научно-технической политикой; Соответствие научно-техническим направлениям инновационной структуры, а также ее долговременным и краткосрочным целям; Оценка фазы инновационного цикла данной технологии (продукта); Освоение данной технологии позволит выступать в роли адаптера, инноватора или реципиента.
II. Коммерческий успех нововведения: Соответствие потребностям рынка; Оценка общей емкости рынка; Оценка доли рынка; Оценка периода выпуска продукции; Цена продукта (соотношение с аналогами и товарами-субститутами); Стартовый капитал, его величина; Вероятный объем продаж; Соотношение с имеющимися технологиями и продуктами; Взаимодействие с конкурентами; Обеспечение каналами продвижения на рынок; Вероятность коммерческого успеха; Стоимость 1 кг продукции.
III. Научно-технические критерии: Новизна; Соотношение с мировым уровнем; Патентная чистота; Обеспеченность научно-техническими ресурсами; Возможность разработки «куста» новых технологий и продуктов; Вероятность технической реализации.
IV. Финансовые критерии: Стоимость проекта; Чистая текущая стоимость (NPV – net present value); Внутренняя ставка доходности (IRR – Internal Rate of Return); Ожидаемый срок действия инвестиций (expected useful life); Срок окупаемости (payback period) Отношение доходов к расходам (benefit/cost ratio); Коэффициент покрытия долга (debt cover ratio); Отношение затрат на разработку к капитальным вложениям для производства и реализации продукта.
V. Производственные критерии: Прогрессивность производственного процесса; Возможность обеспечения производственными мощностями; Возможность обеспечения производственными площадями; Наличие производственного персонала соответствующей квалификации; Издержки (соотношение со среднеотраслевыми); Материалоемкость Энергоемкость; Возможность развития производства Добавленная стоимость; Экологичность и безопасность производства.
VI. Реализуемость проекта с учетом различных видов риска: Научно-технический риск; Финансовый риск; Производственный риск; Коммерческий риск; «Страновой» («суверенный») риск; Трансфертный риск; «Систематический» риск; Процентный риск; Риск проекта и его соотношение с риском реализации всего портфеля.
- Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения.
- Типология кризисов.
- Признаки кризиса, его распознавание и преодоление.
- Человеческий фактор антикризисного управления.
- Сущность и закономерности экономических кризисов.
- Причины экономических кризисов.
- Фазы экономического цикла и их проявление.
- Виды экономических кризисов и их динамика.
- Роль государства в антикризисном управлении.
- Возникновение кризисов в развитии организации.
- Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.
- Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления.
- Признаки и особенности антикризисного управления.
- Эффективность антикризисного управления.
- Основные параметры диагностирования.
- Этапы диагностики кризиса.
- Методы диагностики кризиса.
- Инструменты диагностирования кризисного состояния и особенности их использования.
- Важнейшие этапы проведения экономического и финансового анализа
- Показатели, позволяющие определять вероятность возникновения негативных тенденций в развитии компании.
- Информация в диагностике кризисного состояния и банкротства.
- Правовые основы регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства.
- Реструктуризация и санация предприятий.
- Диагностика банкротства предприятия.
- Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении.
- Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
- Использование средств маркетинга в антикризисном управлении.
- Роль стратегии в антикризисном управлении.
- Разработка антикризисной стратегии организации.
- Реализация выбранной антикризисной стратегии.
- Признаки и порядок установления банкротства предприятия
- Роль и деятельность арбитражного суда.
- Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.
- Ликвидация обанкротившихся предприятий.
- Природа и классификация управленческих рисков.
- Антикризисное управление риском.
- Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
- Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.
- Инновационные проекты, критерии их отбора.
- Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении.
- Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
- Задачи и содержание процессных методов в системе антикризисного управления
- Оценка инвестиционной привлекательности предприятий.
- Методы оценки инвестиционных проектов.
- Конфликты в развитии организации.
- Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении.
- Принципы антикризисного управления.
- Функции и значение деятельности менеджера в антикризисном управлении.
- Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия,.
- Основные этапы антикризисного бизнес-планирования, их значение и характеристика.
- Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном управлении.
- Понятие социального партнерства, основные субъекты партнерских отношений
- Социальное партнерство в антикризисном управлении.
- Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами.
- Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса.