Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами.
Спор, конфликт, переговоры имеют объект, предмет, противоречия. Определить, даже с учетом конкретной ситуации, объект и предмет спора, конфликта, переговоров бывает не просто.
Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей и личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психологических и других состояний; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей и ценностных ориентации; взглядов, убеждений; понимания, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок.
В отстаивании интересов трудящихся профсоюзные организации играют все более заметную роль.
Главными в области социальной защиты на предприятии являются вопросы оплаты труда и гарантии занятости. Политика в этих вопросах определяется результатом переговорного процесса между работодателем и наемными работниками. Работодатель при этом объективно рассматривает производственную деятельность под углом роста конкурентоспособности и прибыльности.
Вопросы социально-экономического положения наемных работников для работодателя являются вторичными. Но для наемных работников и представляющих их интересы профсоюзов именно этот круг вопросов имеет первостепенное значение. Однако при разработке своих требований в отношении социальных гарантий профсоюзам приходится исходить из наличия объективных ограничений, продиктованных технологическими параметрами производства, рыночной конъюнктурой, финансовым состоянием предприятия, действующим законодательством.
Вместе с тем существует широкое поле компромиссных решений, предусматривающих различные комбинации гарантий занятости и оплаты труда. Выбор конкретного варианта во многом зависит от авторитета, силы сторон и их умения вести переговоры. Результатом этого торга является некоторое компромиссное разделение рисков, обеспечивающее работникам относительную стабильность их экономического положения. Поэтому гарантии занятости, как и гарантии стабильной оплаты труда на социально-приемлемом уровне, обладают автономностью от текущих конъюнктурных колебаний. По степени автономности можно судить об уровне социальной защищенности наемных работников в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры.
Профсоюзы видят свою задачу в том, чтобы реализовать наименее болезненный вариант сокращения затрат на фактор труда, при котором распределение материальных, финансовых и других потерь между работодателем и наемным работниками будет справедливым, пропорциональным, а не ляжет целиком на плечи менее защищенной стороны.
В условиях экономического спада, когда огромное количество предприятий находится на грани выживания и падает спрос на рабочую силу, позиции наемных работников по сравнению с позицией администрации предприятий ослаблены. Их возможности покинуть предприятие, условия работы на котором их не удовлетворяют, и найти заработок в другом месте близки к нулевой отметке.
Регулирование социально-трудовых отношений, как и механизм конкуренции, способно обеспечить социальную направленность производства и усилить заинтересованность трудового коллектива в росте его эффективности. Именно поэтому профсоюзы ставят перед собой широкие экономические и социальные задачи. Независимо от того, принадлежит ли конкретное предприятие акционерному обществу открытого или закрытого типа, или принадлежит самим трудящимся и управляется ими, деятельность профсоюзов эффективна тогда, когда работа основана на прямом знании и надлежащем анализе финансово-экономического состояния предприятия.
Для этого профсоюзы используют право на получение информации. Финансовые и годовой отчеты предприятий содержат информацию по двум ключевым проблемам, касающимся работников по оплате труда и по гарантированности рабочих мест. При помощи этой информации можно, во-первых, рассчитать среднюю заработную плату работника; динамику реальной покупательной способности с учетом расширения платности образования, медицинского обслуживания, жилищно-коммунальных услуг, не обеспеченных через заработную плату; долю чистого дохода предприятия, которая была выплачена работникам. Во-вторых, из этих источников видны рост или сокращение численности рабочей силы; изменения в обороте, затратах и рентабельности, уровне капиталовложений, изменения в финансовой структуре, т.е. эффективности деятельности менеджмента. Многие из этих показателей могут быть оценены за период в несколько лет и таким образом представлять собой часть модели анализа финансово-экономического состояния предприятия.
Методом сравнения эффективности конкурирующих предприятий является определение величины добавленной стоимости в расчете на одного работника. Ее можно измерить за многолетний период в неизменных ценах, при этом любые изменения рассматриваются как полезный показатель производительности труда. Важным моментом выступает и вопрос распределения добавленной стоимости между наемными работниками, государством, инвесторами и самим предприятием. Все эти вопросы имеют исключительно важное значение в переговорах профсоюзов от имени наемных работников с работодателями.
Безусловно, многое в развитии социально-трудовых отношений зависит от самих переговоров профсоюзных лидеров и работодателей. Хорошие навыки ведения коллективных переговоров на этапе диалога включают в себя: тщательное осмысление ситуации, позволяющее выяснить как можно больше о противоположной стороне и уловить признаки готовности к изменению первоначальной позиции; способность избегать спора ради самообороны или «набирания очков»; апробирование конструктивных вариантов в случае, если появляются признаки того, что противоположная сторона готова пойти на уступки;
* готовность предложить конструктивные выходы из сложных ситуаций.
Важно добиться успешного окончания переговоров. Оно проще, если больше совпадений в позициях сторон удастся достичь. Вот несколько практических советов для участника переговоров: уметь сказать решительное «нет», когда этого требует ситуация; способность внушать доверие; умение быть терпеливым слушателем; быть в состоянии согласиться, когда у противника «сильнее карта»; иметь чувство юмора; уметь организованно мыслить; обладать хорошими способностями к общению; быть убедительным.
Различают следующие стили ведения переговоров;
Соревновательный (признаки — сильный напор, низкая готовность к сотрудничеству). Этот стиль может быть оправдан, когда применяются непопулярные меры или отсутствие времени не позволяет использовать другие подходы.
Уклончивый (признаки — слабое давление, слабое сотрудничество). Это может оказаться правильным подходом, если возникает ощущение, что угроза столкновения противоречий перевешивает возможные плюсы рассмотрения некоторых вопросов.
Примирительный (признаки — слабое давление, высокая степень сотрудничества). Данный подход оправдан в случае, когда предмет переговоров рассматривается как тривиальный, не имеющий большого значения. Уступка противоположной стороне по такому вопросу может создать кредит доверия, который будет использован в дальнейших переговорах по более важному вопросу.
Компромиссный (признаки — средняя степень давления, средний уровень готовности к сотрудничеству). Он может быть использован, если рассматриваемый вопрос не оправдывает более настойчивого подхода, свойственного соревновательному стилю и готовности к сотрудничеству. Если обе стороны обладают более или менее одинаковой силой и статусом, но преследуют противоположные цели, компромиссный подход может быть единственным реалистичным вариантом.
Ориентированный на сотрудничество (признаки — высокая степень давления, высокая готовность к сотрудничеству). Этот стиль наилучшим образом может быть проиллюстрирован в идеальной ситуации, в которой две стороны, преследующие свои собственные отличные цели и проповедующие различные методы действий, обсуждают вопросы конструктивно, в духе сотрудничества и вырабатывают новую линию поведения, которая позволяет достигать обе группы целей.
Таким образом, проблема социального партнерства на предприятии — это вопрос согласования интересов работодателя и работников на основе коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Партнерство, базирующееся на взаимном признании независимости указанных сторон, представляет собой противоположность как патернализму, свойственному централизованным и иерархически управляемым системам советского типа, так и жесткому авторитаризму, характерному для частных предприятий с абсолютным отчуждением работника от производства.
- Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения.
- Типология кризисов.
- Признаки кризиса, его распознавание и преодоление.
- Человеческий фактор антикризисного управления.
- Сущность и закономерности экономических кризисов.
- Причины экономических кризисов.
- Фазы экономического цикла и их проявление.
- Виды экономических кризисов и их динамика.
- Роль государства в антикризисном управлении.
- Возникновение кризисов в развитии организации.
- Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.
- Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления.
- Признаки и особенности антикризисного управления.
- Эффективность антикризисного управления.
- Основные параметры диагностирования.
- Этапы диагностики кризиса.
- Методы диагностики кризиса.
- Инструменты диагностирования кризисного состояния и особенности их использования.
- Важнейшие этапы проведения экономического и финансового анализа
- Показатели, позволяющие определять вероятность возникновения негативных тенденций в развитии компании.
- Информация в диагностике кризисного состояния и банкротства.
- Правовые основы регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства.
- Реструктуризация и санация предприятий.
- Диагностика банкротства предприятия.
- Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении.
- Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
- Использование средств маркетинга в антикризисном управлении.
- Роль стратегии в антикризисном управлении.
- Разработка антикризисной стратегии организации.
- Реализация выбранной антикризисной стратегии.
- Признаки и порядок установления банкротства предприятия
- Роль и деятельность арбитражного суда.
- Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.
- Ликвидация обанкротившихся предприятий.
- Природа и классификация управленческих рисков.
- Антикризисное управление риском.
- Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
- Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.
- Инновационные проекты, критерии их отбора.
- Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении.
- Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
- Задачи и содержание процессных методов в системе антикризисного управления
- Оценка инвестиционной привлекательности предприятий.
- Методы оценки инвестиционных проектов.
- Конфликты в развитии организации.
- Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении.
- Принципы антикризисного управления.
- Функции и значение деятельности менеджера в антикризисном управлении.
- Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия,.
- Основные этапы антикризисного бизнес-планирования, их значение и характеристика.
- Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном управлении.
- Понятие социального партнерства, основные субъекты партнерских отношений
- Социальное партнерство в антикризисном управлении.
- Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами.
- Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса.