Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.
Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Неопределенность охватывает практически все фазы: от научно-исследовательских работ до продажи научно-технической продукции на рынке. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.
Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. С организационной точки зрения инновационная инфраструктура, как правило, представляет собой консорциум, включающий акционерные общества, предприятия, университеты, академические институты, научные лаборатории. Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры, представленных в этом консорциуме организаций.
В рыночных отношениях инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. В этом качестве она имеет большое значение как для отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы), так и для целого региона.
Инновационная инфраструктура аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Она объединяет капиталы институциональных инвесторов, при этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск, т.е. риск выступает в качестве объекта купли-продажи.
Инновационная инфраструктура распределяет риск по следующим направлениям:
• между участниками консорциума;
• по фазам инновационного процесса;
• между институциональными инвесторами и государством;
• снижения риска инвестирования в данном регионе.
В рамках инфраструктуры получают значительное развитие такие инновационные структуры,- как технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, центры высоких технологий и т.п.
Все эти структуры, вне зависимости от названия и внутренней организации, имеют общие цели:
• формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности;
• поддержка создания и развития венчурных фирм, представляющих собой небольшие рисковые предприятия, занятые разработкой научных идей и превращением их в новые технологии и продукты;
• селекция и поддержка перспективных научных проектов;
• успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок.
Инновационные структуры нового типа в ряде случаев возникли как условие выхода из кризисной ситуации.
Технопарки - инновационные структуры, ориентированные на доведение результатов научно-технических разработок до потребителя и способствующие решению важнейших проблем региона путем создания новых рабочих мест, содействия структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии. В зависимости от ориентации на определенную фазу инновационного цикла их можно подразделить на исследовательские (научные), технологические и промышленные.
Исследовательские парки обеспечивают условия для эффективного проведения научных разработок. Технологические парки способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок. Промышленные парки занимаются размещением малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, созданием производственных помещений и рабочих мест.
Структура технопарков может быть различной, но все они имеют следующие функциональные элементы: коммерческий центр, включая консалтинговые, инжиниринговые, аудиторские фирмы; венчурный фонд; инкубатор малых наукоемких фирм; бизнес-центр. С развитием и становлением парка его структурные элементы могут меняться, это гибкая организация.
Бизнес-инкубаторы инновационные структуры, четко нацеленные на «выращивание» малых наукоемких предприятий. Старт - очень трудная пора для начинающих предпринимателей. Только одна из 10-12 научных разработок достигает коммерческого успеха. Из вновь образуемых в США фирм только 24% дают положительные результаты в первый год, а высокой эффективности достигают лишь 4,9% их общего числа. Фирмы же, которые вышли из инкубатора, в большинстве случаев (от 87 до 93%) успешно справляются с трудностями рынка. После того как фирма встала на ноги, она выходит из инкубатора и может работать или в технопарке, или самостоятельно, или войти в другую компанию.
К причинам создания в развитых странах новых инновационных структур относятся:
• снижение конкурентоспособности продукции, производимой в регионе;
• «утечка мозгов» в другие регионы и страны;
• снижение объемов производства, приводящее к увеличению безработицы:
• необходимость преодоления трудностей, связанных с проведением структурной перестройки;
• сокращение бюджетных средств, выделяемых на проведение исследований, и т. п.
Эти причины актуальны и для нашей страны. Одним из позитивных факторов развития инновационных структур в России является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости и социальной стабильности общества и в целом способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.
- Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения.
- Типология кризисов.
- Признаки кризиса, его распознавание и преодоление.
- Человеческий фактор антикризисного управления.
- Сущность и закономерности экономических кризисов.
- Причины экономических кризисов.
- Фазы экономического цикла и их проявление.
- Виды экономических кризисов и их динамика.
- Роль государства в антикризисном управлении.
- Возникновение кризисов в развитии организации.
- Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития.
- Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления.
- Признаки и особенности антикризисного управления.
- Эффективность антикризисного управления.
- Основные параметры диагностирования.
- Этапы диагностики кризиса.
- Методы диагностики кризиса.
- Инструменты диагностирования кризисного состояния и особенности их использования.
- Важнейшие этапы проведения экономического и финансового анализа
- Показатели, позволяющие определять вероятность возникновения негативных тенденций в развитии компании.
- Информация в диагностике кризисного состояния и банкротства.
- Правовые основы регулирования порядка предупреждения и проведения процедур банкротства.
- Реструктуризация и санация предприятий.
- Диагностика банкротства предприятия.
- Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении.
- Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
- Использование средств маркетинга в антикризисном управлении.
- Роль стратегии в антикризисном управлении.
- Разработка антикризисной стратегии организации.
- Реализация выбранной антикризисной стратегии.
- Признаки и порядок установления банкротства предприятия
- Роль и деятельность арбитражного суда.
- Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур.
- Ликвидация обанкротившихся предприятий.
- Природа и классификация управленческих рисков.
- Антикризисное управление риском.
- Инновационный процесс как фактор антикризисного управления.
- Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса.
- Инновационные проекты, критерии их отбора.
- Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении.
- Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов.
- Задачи и содержание процессных методов в системе антикризисного управления
- Оценка инвестиционной привлекательности предприятий.
- Методы оценки инвестиционных проектов.
- Конфликты в развитии организации.
- Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении.
- Принципы антикризисного управления.
- Функции и значение деятельности менеджера в антикризисном управлении.
- Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия,.
- Основные этапы антикризисного бизнес-планирования, их значение и характеристика.
- Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном управлении.
- Понятие социального партнерства, основные субъекты партнерских отношений
- Социальное партнерство в антикризисном управлении.
- Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами.
- Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса.