logo search
оценка соотвт КЛ_ОСАС

4 Совершенствование Системы оценки соответствия Республики Беларусь

В 1992 г. рынок стали заполнять в огромном количестве импортные товары, многие из которых были недоброкачественными, а часто и опасными. Оперативно сформированная Госстандартом Республики Беларусь система сертификации позволила ограничить поступление опасных товаров в страну, т.е. реализовать свои защитные функции.

Вместе с тем за десятилетний срок существования системы сертификации выявился ряд недостатков и проблем. Особенно много проблем возникает в связи с интеграцией экономики страны в мировую хозяйственную систему.

Направления совершенствования систем оценки и подтверждения соответствия в Беларуси базируются на практике технического регулирования в Евросоюзе, в частности политике ЕС в области оценки соответствия. Выбор обусловлен двумя причинами:

– Европа – наш основной торговый партнер;

– в ЕС за последнее десятилетие накоплен значительный опыт разработки и применения директив, которые позволили защитить потребительский рынок от недоброкачественной, потенциально опасной продукции и устранить технические барьеры в торговле между странами.

Взятая за основу европейская модель будет использоваться в отечественной системе технического регулирования. Особо пристального анализа требуют европейские директивы так называемых «нового и глобального подходов».

Новый подход реализован, как отмечалось выше, в директивах ЕС, введенных в 1985 г. Он предусматривает создание единой общеевропейской нормативной базы, определяющей требования к продукции. Глобальный подход развивает его положения в вопросах оценки соответствия этим требованиям.

В основе глобального подхода лежат следующие принципы:

– использование нескольких процедур оценки соответствия, которые равноценны с точки зрения результатов;

– процедуры состоят из модулей, относящихся либо к проектированию, либо к производству, либо к тому и другому;

– выбор процедуры оценки из числа установленных в директиве, предоставляется изготовителю;

– результат оценки, предусматривающей контроль продукции или производственного процесса (системы качества), рассматривается как равноценный;

– процедуры оценки соответствия в зависимости от требований директивы осуществляют изготовитель и нотифицированный орган, уполномоченный на проведение работ по конкретной директиве органами власти государства – члена ЕС;

– уполномоченный орган должен быть третьей стороной, соответствовать европейским стандартам EN 45000 и предпочтительно аккредитованным в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории;

– результатом оценки соответствия являются декларация о соответствии и маркировка продукции знаком С;

– процедуры оценки не должны быть слишком обременительными для изготовителя.

Главная цель глобального подхода заключается в обеспечении прозрачности систем оценки соответствия. Одно из основных средств ее достижения – гарантия компетентности органов по оценке соответствия и уровня доверия к ним, которые можно объективно проверить. А это в свою очередь способствует взаимному признанию и принятию результатов (протоколов испытаний, сертификатов и т.д.) деятельности органов по оценке соответствия. Поэтому важно установить объективные критерии назначения органов по оценке соответствия.

Разработчики политики глобального подхода определяют международные признанные органы по аккредитации как «глобальный зонтик», который накрывает связанные с этой деятельностью органы по оценке соответствия.

Если органы по аккредитации признают компетентность других органов по оценке соответствия, то органы по оценке соответствия удостоверяют соответствие стандартам на конкретную продукцию, систему качества и т.д.

Аккредитация в международно признанных органах по аккредитации органов по оценке соответствия означают автоматическое признание их документов (сертификатов, деклараций о соответствии и пр.) в большинстве стран мира.

К таким организациям относятся в первую очередь RVA (офис в Голландии), UKAS (офис в Великобритании). RVA, к примеру, работает более чем в 150 странах. Достаточно авторитетные органы действуют в таких странах, как Франция (COFRAC), Германия (TGA/DAR) и пр. Это независимые, негосударственные органы, имеющие хорошую репутацию, доказавшие свою компетентность, объективность и непредвзятость.

Документы, выдаваемые белорусскими органами по оценке соответствия, не всегда признаются за рубежом.

Поэтому национальному органу Беларуси в области технического регулирования предстоит серьезная работа по решению проблемы достижения соглашения с зарубежными организациями (по аккредитации и оценке соответствия) о взаимном признании результатов. В настоящее время отечественные органы по аккредитации в большинстве своем не являются независимыми, поскольку жестко привязаны к создавшим их ведомствам и госорганам. Такое положение не устраивает западных фирм, занимающихся сертификацией, аккредитацией и инспектированием. Поэтому национальный орган по аккредитации должен быть негосударственной организацией.

Проблема международного признания – не чисто белорусская. Так, например, существует проблема признания европейских сертификатов на рынках Северной Америки.

Рассматривая направления совершенствования системы оценки и подтверждения в нашей стране, следует выделить:

– проблемы, которые обозначились в прошлом десятилетии, но не потеряли актуальности, как в настоящее время, так и в перспективе;

– проблемы, связанные с реализацией положений нового закона.

Основными принципами обеспечения единства измерений являются:

– приоритетное применение единиц измерений Международной системы единиц;

– применение национальных эталонов единиц величин;

– прослеживаемость результатов измерений до единиц измерений Международной системы единиц, воспроизводимых национальными эталонами единиц величин и (или) международными эталонами единиц величин;

– открытость и доступность информации в области обеспечения единства измерений, за исключением информации, отнесенной в установленном порядке к категории информации с ограниченным доступом;

– гармонизация национальных и международных требований об обеспечении единства измерений.

Международное сотрудничество в области обеспечения единства измерений осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В международных отношениях в области обеспечения единства измерений Республику Беларусь представляет в установленном порядке Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, выступающий в качестве Национального органа по метрологии Республики Беларусь.

В соответствии с Законом от 31.12.2010 № 228-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» внесен ряд изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Их принятие обусловлено необходимостью улучшения инвестиционной привлекательности страны, уточнения норм законодательства с учетом практики его применения и международного опыта, гармонизации национальной системы оценки соответствия с международными правилами, а также приведением в соответствие с рядом законодательных актов Республики Беларусь.

В этой связи Закон от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» изложен в новой редакции. Так, в нем уточнены терминология и понятийный аппарат. Введен термин «Национальная система аккредитации Республики Беларусь» с учетом международной практики и по аналогии с термином «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь». Значительно расширен состав лиц, которые могут являться заявителями на подтверждение соответствия и заявителями на проведение испытаний. Введены такие новые термины и определения, как «мероприятия, связанные с процедурами аккредитации», «мероприятия, связанные с процедурами подтверждения соответствия», «система управления безопасностью продукции», «система управления охраной труда» и др.

В международных отношениях в области оценки соответствия Республику Беларусь представляет Госстандарт, выступающий в качестве Национального органа по оценке соответствия Республики Беларусь.

Дополнены цели оценки соответствия. Данная деятельность осуществляется для обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды; повышения конкурентоспособности продукции (работ, услуг); обеспечения энерго- и ресурсосбережения; создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

В состав объектов оценки соответствия включены системы управления безопасностью продукции и системы управления охраной труда.

Расширен перечень субъектов оценки соответствия. В него дополнительно включены «уполномоченные государственные органы», «орган по аккредитации», «заявители на проведение испытаний», «изготовители (продавцы)».

В число знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь включен знак соответствия техническому регламенту. Он свидетельствует о проведении всех установленных в технических регламентах процедур подтверждения соответствия и о соответствии маркированных им объектов оценки соответствия требованиям всех распространяющихся на эти объекты технических регламентов. Применение данного знака является обязательным.

Уточнена компетенция государственных органов в сфере оценки соответствия, в т. ч. с учетом Закона от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур».

За Правительством Республики Беларусь закреплены полномочия по установлению основных элементов административных процедур аккредитации, сертификации и декларирования.

С учетом сложившейся практики предусматривается право Госстандарта делегировать функции по аккредитации органу по аккредитации, являющемуся государственной организацией, подчиненной комитету.

Законом № 269-З расширяются и уточняются полномочия иных государственных органов в области оценки соответствия. В частности, установлена необходимость обоснования ими предложений по включению в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, а также содействия формированию и развитию сети аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

С учетом действующего в республике законодательства в новой редакции изложена ст. 18 «Контроль (надзор) в области оценки соответствия».

В области аккредитации цели и принципы остались прежними – они базируются на доверии и взаимном признании результатов деятельности. Уточнены и расширены области прав и обязанностей заявителей на аккредитацию.

Что касается обязательного подтверждения соответствия, то оно осуществляется, если это установлено техническими регламентами либо перечнем продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Такой порядок сохранится в течение переходного периода – до 1 января 2016 г.

Начиная с указанной даты, как определено в Законе № 269-З, обязательному подтверждению соответствия будут подлежать только объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов.

Изготовителю (продавцу) продукции предоставляется возможность замены по своему выбору декларирования соответствия обязательной сертификацией.

Декларация о соответствии подлежит регистрации в аккредитованных органах по сертификации. Это предусматривается и в рамках таможенного союза.

Из Закона № 269-З исключена статья, которая определяла условия ввоза в Республику Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 36), так как данный порядок установлен Таможенным кодексом таможенного союза.

Контрольные вопросы по теме

  1. Основные направления совершенствования Системы оценки соответствия.

  2. Гармонизация правил и процедур Системы оценки соответствия с международными требованиями.