3.2.3 Другие системы управления как объекты сертификации
Система управления охраной труда (СУОТ) как объект сертификации. Требования к СУОТ изложены в СТБ 18001.
Под СУОТ понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда. Другими словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.
СУОТ представляет собой 17 взаимосвязанных процедур, разработанных на основании государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001 «Системы управления охраной труда. Требования», а также около 200 нормативных правовых актов.
Создание и внедрение СУОТ на предприятии проходит ряд стадий:
– анализ действующей на предприятии СУОТ;
– разработка (корректировка существующей) СУОТ;
– внедрение разработанной СУОТ;
– проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;
– контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;
– анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.
Разработанная и внедренная на предприятии система управления охраной труда позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.
Система НАССР (в английской транскрипции НАССР «Hazard Analysis and Critical Control Points» – анализ рисков и критические контрольные точки) – является основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира.
Система HАССP – это система обеспечения безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.
При введении в действие системы менеджмента качества и безопасности пищевой продукции предприятия получают следующие преимущества:
– снижение брака за счет использования превентивных мер;
– максимальное обеспечение безопасности закупаемой, выпускаемой и реализуемой продукции и повышения степени доверия к ней со стороны потребителей;
– документальное подтверждение безопасности каждой партии производимой и реализуемой продукции, что очень важно при работе с претензиями;
– преимущество в тендерах на поставку продукции для государственных нужд;
– повышение конкурентоспособности продукции, выход на новые рынки, в том числе и зарубежные;
– увеличение эффективности работы предприятия и как следствие, увеличение его капитализаиии.
История стандарта GMP начинается с 1963 г. в США, где были разработаны специальные правила, регламентирующие условия качественного и безопасного производства лекарств – стандарт Good Manufacturing Practice (GMP). Впоследствии правила GMP FDA дополнялись в 1965, 1971, 1978, 1987, 1992 годах, для производства БАД стандарт GMP не является обязательным и используется фирмами-производителями крайне редко, поскольку требует больших вложений и ведет к значительному удорожанию продукции. Зато гарантирует наивысшее качество уже на этапе производства.
Первый международный документ, посвященный GMP, появился в 1968 году, разработанный специалистами ВОЗ, а чуть позже – в 1969 году была принята резолюция ВОЗ, которая предписывала применять правила GMP WHO всем странам.
Начиная с 70-х годов прошлого столетия концепция GMP получает широкое распространение во всем мире, за исключением Советского Союза (СССР). В то время, Минздрав СССР заявил о своей незаинтересованности во внедрении подобных правил, и в последствии вопрос перехода к GMP предприятий советской медицинской и микробиологической промышленности был отложен вплоть до 1991 года.
В 1991 году появились правила GMP стран Европейского Союза (GMP EU), утвержденные Директивой 356/91. В 2003 году в эту Директиву были внесены изменения Директивой 2003/94.
После отказа от внедрения единых международных правил GMP, в 1974 году в СССР были введены рекомендательные правила производства лекарств РТМ 64-7-81-74. Пересмотренные в 1981 году правила ОМУ 64-33-81 также значительно отличались от правил GMP. В 1991 году была сделана попытка гармонизации с международной практикой, введен стандарт РД 64-125-91, который, однако, имел некоторые принципиальные отличия от GMP EU и GMP WHO.
И только после распада Советского Союза, страны СНГ самостоятельно приступили к гармонизации нормативной базы к правилам GMP.
В обозримой перспективе единственная стратегия выживания для отечественного производителя, не входящего в состав международных корпораций, – это выпуск продукции, эффективно позиционированной на рынке как «качественная отечественная продукция» и способной конкурировать по соотношению «цена/качество» с продукцией из Восточной Европы и развивающихся стран.
Концепция GMP. Международный стандарт GMP (good manufactured practice) включает в себя достаточно обширный ряд показателей, которым должны соответствовать npeдприятия, выпускающие ту или иную продукцию. GMP для фармацевтических предприятий определяет параметры каждого производственного этапа – от материала, из которого сделан пол в цеху, и количества микроорганизмов на кубометр воздуха до одежды сотрудников и маркировки, наносимой на упаковку продукции.
Есть в этом перечне и такие требования, которые предусматривают, например, создание «особо чистых цехов» – помещений с особым режимом фильтрации воздуха и входными шлюзами.
В настоящее время важнейшими элементами концепции GMP являются:
– соответствие всей технологической и контрольной документации на производстве содержанию регистрационного досье на соответствующий препарат;
– жесткий контроль за соблюдением правил, предполагающий не только декларированное, но и фактическое применение санкций к предприятиям-нарушителям.
Приметой времени можно также считать внедрение строгих методических правил в работу государственных органов нормативного контроля лекарств: систем качества, мер по предотвращению конфликта интересов у сотрудников, мер по сохранению конфиденциальности документации и т. п.
Основные положения концепции перехода к работе по правилам GMP. Для перехода к работе по правилам GMP, прежде всего, требуется создание соответствующих условий на общегосударственном уровне.
- В.Н. Марцуль, в.И. Романовский Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 1 Законодательная и нормативная база системы оценки соответствия Республики Беларусь (Лекции 1-2)
- 1.1 Техническое нормирование и стандартизация как основа оценки соответствия
- 1.1.1 Цель и принципы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2 Основополагающие документы системы технического нормирования и стандартизации
- 1.1.2.4 Стандарты организаций. Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.
- 1.3 Государственное управление в области оценки соответствия
- Раздел 2. Аккредитация (Лекции 3-7)
- 2.1 Национальная система аккредитации Республики Беларусь
- Целями аккредитации являются:
- 2.2 Субъекты и объекты аккредитации
- 2.2.1 Эксперты по аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.2.2 Органы по сертификации
- 2.3 Аккредитация лаборатории экологического контроля
- 2.3.1 Общие требования к аккредитации поверочных и испытательных лабораторий
- 2.3.2 Подготовка к аккредитации лаборатории экологического контроля
- 2.3.3 Документация аккредитованной лаборатории
- 2.3.4 Аккредитация испытательных лабораторий
- 2.3.4 Внутилабораторный контроль качества выполнения измерений
- 2.3.5 Порядок проведения инспекционного (периодического) контроля за деятельностью аккредитованных испытательных, калибровочных и поверочных лабораторий
- 2.4 Аккредитация органов по сертификации
- 2.5 Реестр Системы аккредитации Республики Беларусь
- Раздел 3. Подтверждение соответствия (Лекции 8-12)
- 3.1 Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.1.1 Экологическая сертификация
- 3.1.2 Основополагающие документы Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 3.2 Системы управления, как объект сертификации
- 3.2.1 Особенности сертификации систем менеджмента качества
- 3.2.2 Системы управления окружающей средой (суос) как объект сертификации
- 3.2.3 Другие системы управления как объекты сертификации
- 3.3 Продукция как объект сертификации
- 3.4 Маркировка
- 3.5 Компетентность персонала, экспертов, аудиторов как объект оценки соответствия
- 3.6 Услуги в области охраны окружающей среды как объекты сертификации
- 3.7 Реестр Системы подтверждения соответствия Республики Беларусь
- 4 Совершенствование Системы оценки соответствия Республики Беларусь
- Литература Основная:
- Дополнительная:
- Оглавление
- Оценка соответствия, аккредитация и сертификация
- 220050. Минск, Свердлова, 13а. Лицензия лв № 276 от 15.04.03.